icon auto
Все о китайских авто
arrow
Блоги
03 августа 2025 | 09:34

Железные герои кино: автомобили как полноправные персонажи казахстанских фильмов

Олег Зотов
Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: журнал QAZ-Auto Фото: журнал QAZ-Auto

На страницах нашего журнала мы уже дважды обращались к теме современного казахстанского кино и автомобилей, без которых это кино состояться не может. Однако автомобили – как неотъемлемые персонажи – появляются в кадре не из ниоткуда. Есть люди, благодаря которым кино-авто-реквизит всегда в строю и готов выполнять работу любой сложности.

ПОДЕЛИТЬСЯ

На страницах нашего журнала мы уже дважды обращались к теме современного казахстанского кино и автомобилей, без которых это кино состояться не может. Однако автомобили – как неотъемлемые персонажи – появляются в кадре не из ниоткуда. Есть люди, благодаря которым кино-авто-реквизит всегда в строю и готов выполнять работу любой сложности.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

Чтобы немного приподнять завесу таинства мира кино и заглянуть в закулисье, где автомобиль работает наравне с актерским составом, я обратился к людям, имена которых хорошо знакомы создателям казахского кино. Что стоит за яркими кадрами, передающими атмосферу выбранного сценаристом времени? Как техника, которой "далеко за пятьдесят", исправно передвигается и готова, при необходимости, повторять сцену за сценой?

Итак: четыре человека, три главы и три яркие кинокартины последних лет.

"На высоте" (рабочее название)

Картина с рабочим названием "На высоте" пока не вышла в прокат, и сроки релиза остаются неизвестными. Тем не менее интерес к проекту уже ощутим — казахстанское кино редко обращается к приключенческому жанру, а здесь, судя по всему, именно такой случай.

Фотоколлаж журнал QAZ-Auto

Сюжет переносит зрителя в 60-е годы. Где-то в горах Алма-Аты (Алматы) спрятаны драгоценности, за которыми охотятся и представители закона, и преступники. Обещаны динамичные повороты и захватывающие экшен-сцены, что для отечественного кинематографа редкость.

Только представьте: по сюжету в этой картине случается ДТП с участием грузовика ГАЗ-51 и автомобилей "Волга", ГАЗ-21, "Москвич-401". ГАЗ-69 в исполнении "Милиция" вылетает с дороги и разбивается о дно ущелья. Взлетает в воздух еще один грузовик ГАЗ-51. И это лишь то, что удалось узнать.

Фотоколлаж журнал QAZ-Auto

Ответственным за столь красочное автомобильное разнообразие является давний друг нашего журнала Мейрхан Карибаев. Благодаря его заслугам у зрителей будет возможность увидеть реалистичные погони и ДТП с участием ретроавтомобилей. А подобное в кино (которое снимается сегодня в странах СНГ) встречается крайне редко.

Фотоколлаж журнал QAZ-Auto

Однако справедливости ради следует сказать и то, что далеко не все автомобили, появляющиеся в кадре целыми, были уничтожены в ходе съемок. Правда, это уже совсем другая история, которая зовется профессиональным подходом господина Карибаева.

"Аллигатор"

1943 год, в столицу Казахстана заброшен агент иностранного государства, за которым скрывается целая структура диверсантов. А сотрудникам контрразведки предстоит их найти и обезвредить...

Фото: журнал QAZ-Auto

Даже краткий синопсис казахстано-российского сериала "Аллигатор" пробуждает интерес. А с началом просмотра он лишь усиливается: история затягивает, визуальный ряд — убедителен, атмосфера — достоверна.

Безусловно, большая заслуга в этом – воссозданная атмосфера Алма-Аты (Алматы) первой половины сороковых. При этом сама атмосфера создавалась не только декораторами и костюмерами, но также такими людьми, как Руслан Ишмухамедов и Эмиль Абдулаханов.

Фото: журнал QAZ-Auto

Первый – человек с опытом работы в киноиндустрии более 15 лет, а также являющийся председателем общественного объединения "Ретро Клуб Казахстан" (клуб, объединяющий любителей ретроавтомобилей). Второй – ценитель классических автомобилей с большой буквы, у которого в коллекции много довольно интересной и крайне редкой техники.

Фото: журнал QAZ-Auto

Так какие же автомобили, привезенные на съемочную площадку двумя вышеупомянутыми людьми, заставили верить в то, что происходящее действительно относит нас к указанному времени.

Фото: журнал QAZ-Auto

Во-первых, грузовики (с легковым транспортом до начала пятидесятых во всем СССР было туго). Их в сериале достаточно: причем речь идет не только о "настоящих" полуторках и ЗИСах, но и репликах. И здесь нужно правильно расставлять приоритеты, так как воссозданный с соблюдением исторической внешности и пропорций автомобиль, в чью конструкцию внесены узлы и агрегаты от более современной техники, для кино иногда гораздо предпочтительнее, чем оригинальный автомобиль.

Операторы для хорошего кадра крепят штативы камер к кузовным панелям, встают на крылья и капот. Пиротехники имитируют возгорание и тушение пожара. Актер, играющий водителя, должен легко справляться с управлением. Как все это сделать, если автомобилю 80 лет, он аутентичен и, более того, прошел дорогостоящую реставрацию?

Фото: журнал QAZ-Auto

Но и легковая техника в картине заслуживает внимания. Взять хотя бы оригинальный французский седан Simca 8 Berline, копию Opel Kadet (автомобиль, собранный на основе МЗМА-401, который в свою очередь являлся копией немецкого авто), или ГАЗ-67. Все они тоже внесли свой вклад, помогли режиссеру и постановщикам сделать картину ярче и правдоподобнее.

"Операция "Набат"

События, произошедшие на юге Казахстана 22 февраля 1992 года, спустя тридцать три года легли в основу полнометражной картины "Операция "Набат" - фильма, который рассказывает историю захвата заложников сбежавшими заключенными.

Фото: журнал QAZ-Auto

Здесь наверняка кто-то отметит тот факт, что экранизация событий начала 90-х не требует экзотической ретротехники. Это, с одной стороны, так. Но с другой - найти междугородний рейсовый автобус Ikarus-250 (в котором и в реальности, и по сюжету фильма заложников везли в аэропорт), переоборудовать целую партию "Жигулей" и УАЗов в транспорт милиции (в 92-м полиция звалась так) или доставить на съемочную площадку действующий бронетранспортер крайне непросто уже сегодня.

Фото: журнал QAZ-Auto

Юрий Григорьевич – один из тех, кто внес ощутимый вклад в создание правильной, с исторической точки зрения, атмосферы на экране. Покраска и дооборудование машин, появляющихся на экране, производились по примеру реальной техники, которая в ходе операции по освобождению заложников попала в объективы журналистов, освещавших данное событие.

Фото: журнал QAZ-Auto

Сегодня можно встретить небольшую критику картины, которая вызвана некоторыми неточностями в действиях, разворачивающихся по сюжету. При этом никакой критики в адрес реквизита и автореквизита не встречается. Работа знатоками автоистории и коллекционерами выполнена на отлично!

Фото: журнал QAZ-Auto

Ранее в нашей рубрике мы писали:

tengri auto sport edu mob-menu