icon auto
Все о китайских авто
arrow
Блоги
07 сентября 2025 | 09:34

Построить джип самому: история алматинца Саната Салыкова

Олег Зотов
Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: журнал QAZ-Auto Фото: журнал QAZ-Auto

Что может объединить такие, казалось бы, несовместимые вещи, как три страницы из старого журнала, хоровое дирижирование, фондовая биржа и несгибаемое упорство? Ответ прост: это главы биографии алматинца Саната Салыкова.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Что может объединить такие, казалось бы, несовместимые вещи, как три страницы из старого журнала, хоровое дирижирование, фондовая биржа и несгибаемое упорство? Ответ прост: это главы биографии алматинца Саната Салыкова.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

С чего все началось

Санат Салыков, преподаватель хорового дирижирования в нынешнем ЖенПУ, осенью 1988 года наткнулся на статью в журнале "Моделист-Конструктор". В ней рассказывалось о двух самодельных внедорожниках из Ленинграда (сегодня Санкт-Петербург) под заголовком "Джипы из Стрельны".

Фото: журнал QAZ-Auto

Прочитанное вдохновило его на собственный проект. Он решил вместе с братом построить два подобных автомобиля. Для работы братья арендовали небольшое помещение на территории опытно-механического завода "Модуль".

Сначала заводчане откровенно посмеивались над этой затеей, не веря в успех столь необычного начинания. Но настроения резко изменились, когда под руками энтузиастов начали вырисовываться очертания настоящего автомобиля.

Санат с братом работал во вторую смену — по вечерам и ночам. Поэтому каждое утро сотрудники завода начинали с того, что осматривали сделанное ими за ночь.

На первом этапе по схеме из журнала были изготовлены рамы будущих внедорожников. Затем приступили к изготовлению кузовных заготовок.

Делались они весьма любопытно. Сначала кузовные элементы прорисовывались на бумаге в натуральную величину (компьютеров тогда еще не было), затем вырезались и выкладывались на пол, чтобы по ним расчертить металлические листы.

После этого деталь вырезалась из стального листа. Оборудование завода, который работал преимущественно с металлом, помогало вырезать из металла всё необходимое. Оба кузова были построены и посажены на рамы за полтора года — к середине 1991-го.

Санат к этому времени для своего авто успел приобрести двигатель, мосты, коробку и раздатку, которые также были установлены на авто, но не связаны между собой карданами.

Двигатель был от ГАЗ-24 "Волга". Коробка, раздатка и мосты – УАЗ. Чтобы исключить неприятности при дальнейшей постановке на учет, все узлы и агрегаты приобретались официально.

Фото: журнал QAZ-Auto

Когда проект уже подходил к финишной прямой, Саната по направлению института отправили вместе со студентками на несколько месяцев на сельхозработы. В СССР это было обязательной практикой для студентов.

На все это время автомобили остались без присмотра на заводе. И в какой-то момент из внедорожника Саната исчезают коробка переключения передач и раздаточная коробка. Вместе эти агрегаты оценивались в 900 рублей, что было достаточно внушительной суммой по тем временам.

По словам конструктора-самодельщика, руки у него после этого опустились. Машину он с предприятия забрал и поставил в гараж отца. Брат сделал то же самое: средств на приобретение всего необходимого (ДВС, КПП, мосты, раздатка) у него на тот момент не было. Загрунтованный кузов его авто несколько лет простоял под окнами дома, после чего был продан в Узбекистан.

Возвращение к проекту

Начиная с 1991 года в жизни Саната Салыкова многое изменилось. Он поступает в аспирантуру, но спустя месяц уходит из нее.

При содействии зятя начинает проходить двухмесячную стажировку на первой фондовой бирже Казахстана. Его берут в штат, а после он возглавляет отдел учебного сектора на бирже.

Жизнь играет новыми красками: интересный род деятельности, новые знакомые, заграничные командировки. В семье появляется автомобиль. Внедорожник этим временем продолжает стоять в гараже, куда его поставили.

Все меняется в один из дней, когда коллеги по работе собрались на мероприятие у Саната дома. Среди прочих разговоров во время застолья был упомянут "самодельный джип" хозяина. Разумеется, это сразу вызвало неподдельный интерес, ведь человека, сконструировавшего машину, встречаешь не каждый день.

Результатом огромного любопытства стало то, что в двери дома семьи Салыковых через какое-то время постучались корреспондент и фотограф самой популярной на тот момент газеты в Казахстане – "Караван".

Материал о самодельном внедорожнике вышел 8 ноября 1996 года. Название статьи "Человек дождя" может показаться необычным, да и содержание, временами высмеивающее самодельщика, – тоже.

Фото: журнал QAZ-Auto

Но это отголоски времени. В те годы был очень популярен оскароносный фильм с таким же названием. В нем, кстати, одну из главных ролей сыграл автомобиль. Что до легкого сарказма журналиста, то в те времена никто не верил в энтузиастов, считая их пережитком ушедшего строя.

Как бы то ни было, все это помогло вернуться Санату к проекту. А чтобы подстегнуть собственный интерес и не отстранятся от внедорожника надолго, он продает свои автомобили.

"Так появился еще один серьезный стимул быстрее довести задуманное до конца" - сказал он.

И довел! Правда, на это понадобилось еще три года.

За это время вновь пришлось сменить род трудовой деятельности (заняться бизнесом по оптовой продаже мороженного), познать основы такого мастерства, как "автоэлектрика", и внести немного изменений во внешнее оформление машины.

Отдельного упоминания заслуживает отношение семьи Саната к его затее. Супруга Дарига с самого начала во всем поддерживала мужа. Дети всем говорили, что их папа во чтобы то ни было соберет машину и они всей семьей будут на ней путешествовать.

Фото: журнал QAZ-Auto

А мама помогала не только добрым словом, но и делом.

Фото: журнал QAZ-Auto

Когда встал вопрос оборудования салона, а именно, понадобились сиденья, Санат поехал с ней на завод по ремонту самолетов, где работал ее знакомый. Так, в салоне внедорожника появилось пять самолетных кресел со списанного авиаборта.

Регистрация и учёт

В 2009-м машина была полностью готова. Однако для эксплуатации требовались номера и техпаспорт.

Фото: журнал QAZ-Auto

Он отправился в отдел дорожной полиций, занимающийся постановкой на учет транспортных средств.

Не все шло гладко, но направление в "Научно-исследовательский и проектный институт транспорта и коммуникаций" все же было выдано. АКТ о пригодности к эксплуатации был получен после полной проверки автомобиля.

Причем проверки не только в стенах института, но и на дорогах общего пользования, где машина откатала не один десяток километров. С полученным одобрением машину можно было ставить на учет.

Фото: журнал QAZ-Auto

Сложность вызвало то, что все узлы были от разных машин, а двигатель не имел номера, процедура превратилась в бесконечную череду безрезультатных поездок в дорожную полицию, в которой каждый раз конструктору задавались новые вопросы.

"Машину поставить на учет удалось лишь с Божьей помощью, причем в самом прямом смысле!" - поведал Санат Салыков.

В один из дней, возвращаясь домой после очередного отказа, конструктор-энтузиаст заехал в Мавзолей Райымбека и попросил моллу прочесть молитву.

На следующий день номера и техпаспорт были выданы.

"Как после такого не верить в высшие силы?!" - добавил он.

Кстати, автомобиль получил официально зарегистрированное название – "БИСС-1" (из инициалов братьев конструкторов – Байтенов Иватула, Салыков Санат).

Эксплуатация и ремонт

Внедорожник "БИСС-1" гости и жители "южной столицы" могли часто видеть на улицах с 1999-го по 2009 год. Необычный дизайн и угловатые формы служили причиной частых расспросов.

Фото: журнал QAZ-Auto

Сотрудники дорожной полиции тоже часто останавливали, просто чтобы посмотреть на необычный автомобиль, и поговорить с владельцем.

Но, как признается сам конструктор, самодельное авто далеко от идеала – со всеми вытекающими из этого. Машина регулярно требовала ремонта. А с годами эксплуатации он становился только сложнее.

Фото: журнал QAZ-Auto

К тому же управление столь крупным и тяжелым авто (вес более двух тонн), не имеющим усилителей руля и тормозов, в постоянно растущем трафике мегаполиса было тоже не из легких.

Но, как бы то ни было, Санат с теплотой вспоминает то время, ведь он достиг когда-то поставленной цели. А это дорогого стоит!

Где сейчас "БИСС-1"?

В апреле 2021 года в сети появилась просьба дочери Саната Меруерт о помощи в восстановлении единственного в своем роде автомобиля, собранного руками ее отца.

"Сейчас машина в плачевном состоянии. Стоит и ржавеет во дворе. Жалко смотреть, как это чудо пропадает…" - написала она в своем посте в надежде на то, что найдутся энтузиасты, способные помочь в восстановлении.

Фото: журнал QAZ-Auto

Комментарии в ответ последовали разные: одни искренне восхищались нашим соотечественником, который смог реализовать столь непростую идею. Другие, напротив, критиковали проект, называя его ржавым ведром с болтами, и недоумевали, зачем на его создание было потрачено столько времени.

Кто-то писал, что готов помочь, и даже просил контакты. А кто-то - что просить помощи в таких вопросах просто немыслимо и так далее.

Фото: журнал QAZ-Auto

Приезжали к Санату и люди, чтобы посмотреть машину, поговорить о помощи в восстановлении. Но дальше разговоров дело не шло. Авторское авто продолжало стоять в гараже дома семьи Салыковых.

И стоит оно по сей день. Свидетель тому я и мои коллеги по журналу "QAZ-Auto". Побывали мы в гостях у конструктора 3 августа этого года и тогда же получили возможность познакомиться с автомобилем более детально.

Фото: журнал QAZ-Auto

Да, исполнение далеко от привычного: грубые загибы металла и сварочные швы, отсутствие какой-либо подгонки кузовных панелей и деталей интерьера.…

Не стоит забывать, что автомобиль строился не на стапелях автосборочного предприятия и не с использованием "развернутых" чертежей с изображением объекта, полученного в результате его "разворачивания" на плоскость (чертежи, применяемые в проектировании), а по самым простым схематическим изображениям из научно-технического журнала, которые имели размеры в два спичечных коробка.

Фото: журнал QAZ-Auto

А также то, что собирался он человеком, не обладающим глубокими знаниями и навыками в области инженерии, но человеком целеустремленным, самоотверженным, желающим осуществить свою мечту, создавая все своими руками и добиваясь результата.

Фото: журнал QAZ-Auto

Я уже не раз писал о своем мнении, что нам в Казахстане не нужны миллионы "айтишников", миллионы блогеров, менеджеров и маркетологов. А нужны нам миллионы тех, кто готов работать руками и не боится совершенствоваться в своей профессии – создавать и применять новшества, если потребуется.

А Санат Салыков и его внедорожник – это хороший пример для подражания.

Ранее в нашей рубрике мы писали:

tengri auto sport edu mob-menu