Президент США Дональд Трамп и заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев недавно обменялись весьма резкими высказываниями, больше похожими на взаимные угрозы, нежели на дипломатические мнения от людей такого ранга. Глава США и вовсе заявил о готовности к ядерной войне и об атомных подводных лодках, которые якобы будут теперь находиться в непосредственной близости от России. Имеют ли такие заявления под собой почву и стоит ли миру готовиться к ядерной войне, разбирался корреспондент Tengrinews.kz.
Что произошло
29 июля Дональд Трамп заявил, что дал российскому коллеге Владимиру Путину 10 дней на завершение войны в Украине. Медведев ответил, что Трампу "стоит помнить о двух вещах: первая — Россия — это не Израиль и не Иран, чтобы выдвигать ей ультиматумы, вторая — каждое такое требование является шагом к войне".
Трамп назвал заявление Медведева "крайне провокационным" и распорядился разместить две атомные подлодки в непосредственной близости от России, а также посоветовал своему визави следить за словами.
Медведев заявил, что Россия продолжит идти своей дорогой, назвав реакцию Трампа нервной, а самого президента - "грозным". Последний подчеркнул, что США готовы к ядерной войне.
Демонстрация военной силы
Политолог Замир Каражанов считает, что признаков расширения или роста эскалации этой конфликтной ситуации пока не видно. По его словам, стороны ограничились "первым раундом" и не стали доводить ситуацию до "плей офф".
"Это демонстрация реальной военной силы в ответ на словесные угрозы в соцсетях. Здесь, конечно же, больше эмоций с обеих сторон. Очевидно, что американские субмарины регулярно выходят в море и патрулируют в прибрежных зонах РФ. Появление двух дополнительных субмарин ничего не поменяет. Политических преимуществ США такое решение также не дает. Все остается на прежнем уровне", - считает политолог.
Это опасно
Другой политолог - Азамат Байгалиев - считает, что к этим высказываниям стоит отнестись более серьезно. Он напомнил, что в теории катастроф существует базовое понятие "точка невозврата", когда фатального кризиса уже не удается избежать ни при каких условиях, а недооценка сложившейся ситуации в мире может привести к самым драматичным последствиям.
"Проблема напряженности заключается еще и в том, что в определенный момент участники конфликта уже не в силах контролировать все процессы. Сценариев становится настолько много и они настолько вариативны, что небольшая группа людей не способна объективно оценить их все. И тогда на первый план выходят случайные и трудно предсказуемые факторы, которые во время "холодной" войны, к примеру, едва не привели к полномасштабной третьей мировой войне", - сказал Байгалиев корреспонденту Tengrinews.kz.
В качестве примера он привёл Карибский кризис и ложное срабатывание системы предупреждения о ракетном нападении в 1983 году. То есть надо понимать, как моментально словесный обмен угрозами может перерасти в тотальный конец света.
По его мнению, ситуацию усугубляет тот факт, что Дмитрий Медведев – не просто бывший президент России, а близкий соратник Владимира Путина с высокой должностью.
"Здесь необходимо сделать ремарку: ранее считалось, что резкая риторика Медведева была направлена в основном на внутреннюю аудиторию. Однако Трамп поднял ядерную дискуссию во внешний мир, потому что посчитал это выгодным ходом. С одной стороны, он демонстрирует ответную готовность к решительным действиям, с другой – напрямую не ссорится с Путиным, давая возможность обеим сторонам сохранить нормальные отношения для будущих переговоров", - отметил Байгалиев.
Эксперт уверен, что, когда две ядерные державы, одна из которых находится в состоянии войны, начинает использовать "последний довод королей", это всегда опасно и это нельзя игнорировать.
"И роль ООН, международного сообщества, партнеров сегодня – не молчать, не уходить в тень, а продолжать прилагать максимальные усилия к организации переговоров всех участников этого глобального противостояния", - добавил политолог.
Просто обмен ругательствами
Своя точка зрения на этот счёт и у политолога Таира Нигманова. Он считает, что позиция Медведева предполагает также функцию "трештокера" - человека, который озвучивает громкие и скандальные заявления.
"То есть он позволяет себе достаточно резкие высказывания в адрес зарубежных политиков. С другой стороны, есть Дональд Трамп, который тоже не особо стесняет себя в дипломатической риторике, хотя в свой первый президентский срок он был более экспрессивен. Ничего удивительного в том, что именно эти два человека схлестнулись в медийном поле, нет. Но я не думаю, что за этим что-то последует. Даже сам госсекретарь Марко Рубио заявил о том, что никаких последствий у этих перепалок не будет", - сказал Нигманов.
По его мнению, не стоит очень серьезно относиться и к словам Трампа по поводу передислокации атомных подводных лодок поближе к территории Российской Федерации.
"Они и так курсируют где-то там в океане. И они всегда будут находиться либо рядом с Китаем, либо рядом с Россией. Если мы берем ядерный компонент, то Россия для США более весомый оппонент и конкурент. Но если Россия осознанно пойдёт на какое-то сближение с США, не думаю, что Трамп будет против этого. Это лишь обмен ругательствами, по-другому это не назвать", - подчеркнул Нигманов.
В конце июля этого года президент США Дональд Трамп дал российскому коллеге Владимиру Путину 10 дней на завершение войны в Украине.
Позже Медведев на своей странице в соцсети X заявил, что Трампу "стоит помнить о двух вещах: первая — Россия — это не Израиль и не Иран, чтобы выдвигать ей ультиматумы, вторая — каждое такое требование является шагом к войне".
Трамп призвал Медведева следить за своими словами.
В свою очередь, Медведев назвал это "нервной реакцией грозного президента".
В итоге Трамп отдал приказ разместить атомные подлодки после заявления Медведева.