Житейские показатели благополучия 2. Игры нашего детства

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Житейские показатели благополучия 2. Игры нашего детства

Из заголовка данной заметки понятно, что ее тема родилась в продолжение заметки предыдущей, а точнее, постскриптума к ней. Я попробую вспомнить, в какие коллективные дворовые игры играли алматинские дети в 60-70-х годах прошедшего века. И, может быть, появятся какие-нибудь параллели с днями нынешними.
 
Футбол и хоккей в нашем дворе были не популярны (вообще из чисто спортивных игр был популярен бадминтон, но его к коллективным развлечениям отнести можно только условно). В футбол удобнее было играть на пришкольном поле, где имелись ворота, хоть и без сетки. А уличный хоккей в Алматы всегда был экзотикой. На моей памяти каток во дворе заливали только один раз, и то он получился так себе, неровный. Гораздо интереснее было кататься на ногах с ледовых горок или по наполированным обувью замерзшим участкам асфальта. Тем более, что такие раскатанные ледяные полосы были везде: зимой в Алматы что тротуары, что улицы от снега и наледи раньше чистили плохо. Опасно буксующие и виляющие задами на остановках и перекрестках автобусы и троллейбусы были зимней обыденностью.
 
В теплое же время года выбор дворовых забав был гораздо шире. Самой популярной игрой были догонялки, они же - пятнашки (весьма редкое, но более-менее известное в наших краях название догонялок). Уже совсем после детства я узнал, что некие иногда попадавшиеся в книгах и журналах загадочные "салки" / "салочки" и были нашими догонялками-пятнашками. Да и слова "салить" (ударять рукой или мячом убегающего игрока) мы не знали. У нас в ходу было слово "голить". Можно ставить ударение где угодно, все равно будет понятно.
 
Другая популярная игра - "выше земли". Тот же принцип догонялок, только в условиях ограниченного пространства. Можно или убегать от "голящего", или разместиться на чем-то выше уровня асфальта/пола/земли так, чтобы "голящий" не мог своей стопой, не отрывая пятку от "земли", дотронуться до ступни преследуемого игрока. Дотянулся и задел - значит тот голит. В совсем тупиковой ситуации можно было сесть на пол и поднять ноги повыше. Но тогда "голящий" имел право просто ждать, пока сидящий игрок устанет держать ноги на весу. Принцип "стопой до стопы" использовался и в другой игре (только для мальчиков) - "в козла и погонщиков".
 
Можно было поиграть в такую простейшую игру как прятки. Только это не всегда было интересно, поскольку некоторые прятались там, куда "голящему" было не попасть. А иногда и прятаться особо было некуда. В общем, в этой игре было слишком много возможностей для нечестностей ("хлюздовства"). Еще были скакалки (длинные, на две пары рук), классики и "мячик об стенку", но в них играли в основном только девочки. Про классики можно сказать лишь то, что в них очень ценились правильные "шайбы", для которых нужны были жестяные круглые коробочки из-под неимоверно редкого в Алматы монпансье.
 
Чисто мальчиковой игрой были асыки. Правда, в те годы, когда в них активно играли, я еще был совсем маленьким, и у меня играть не получалось. Так что мешочек асычков, которые собирал для меня любящий и любимый аульный дядя (на самом деле не совсем дядя), которого я называл "ата", быстро разошелся по чужим рукам. А потом вроде бы мода на асыки прошла, как и мода на лянгу - игру с подкидыванием разными сторонами стопы кусочка шкуры с пришитым к нему плоским свинцовым грузом. К тому же взрослые постоянно внушали детям, что от игры в лянгу появляется заворот кишок или паховая грыжа. Может быть, это было реальной опасностью, а может и нет. Кстати, в городских условиях основной проблемой было раздобыть тот самый кусочек шкуры. Со свинцом хлопот было меньше: мы его вытапливали (правда, не для лянги) из старых автомобильных аккумуляторов на небольшом костре, разводимом на крыше дома, подальше от взрослых взглядов. (Если кому интересно, то про лянгу есть статья в Википедии. Насколько эта статья достоверна - судить не могу, сам в лянгу не играл.) Более серьезной групповой игрой мальчиков одно время была войнушка с выпиленными из досок ружьями-автоматами, стреляющими с резиновых ниток или жгутиков V-образными пульками, для изготовления которых использовали алюминиевые палочки (те, что значительно позже стали в Алматы называть шампурами) от уличного шашлыка или гвОздики. Попадались у некоторых подростков постарше совсем профессиональные ружбайки, сделанные из велосипедных насосов. Это как бы игрушечное (понятно, что на самом деле в его изготовлении без помощи технически образованных взрослых обойтись было невозможно) деревянное оружие, что на резинках, что на поршнях, было быстро и полностью запрещено, насколько я помню, из-за его крайней травмоопасности.
 
Когда набиралось много детей, обычно играли в "кАндалы" или в "штандер". В первой игре две команды становились сцепленными (рука в руку) шеренгами напротив друг друга лицом к лицу и начинали кричать: "Кованы? - Закованы! - Раскуйте нас! - Кем из нас?". Выкрикивалось имя какого-нибудь игрока, который должен был постараться с разбега разорвать массой своего тела цепь соперничающей команды. Если получалось - выбирал любого игрока из числа побежденных и уводил в свой ряд. Если нет - сам становился в цепь недавних соперников. Выгодно было удержать и перетащить на свою сторону сильных игроков из противоположной шеренги. Легкие и слаборукие игроки не ценились: они и свою цепь держали плохо, и чужую цепь разбить не могли. Побеждала та команда, которая набирала подавляющее число участников.
 
Для штандера был нужен мяч. Любой, даже спущенный, лишь бы его можно было кидать достаточно далеко и точно. Игроки становились в заранее обозначенный или оговоренный круг, а первый водящий высоко подкидывал мяч вверх, одновременно или чуть погодя выкрикивая имя другого участника. С момента выкрика игроки разбегались в разные стороны, а тот, чье имя было названо, должен был как можно быстрее поймать мяч, крикнуть "штандер" и остановиться. Это - похожее на немецкое или идишское и, скорее всего, им и являющееся - звонкое слово означало команду "стоп", по которой все другие участники должны были замереть. Голящий, не отрывая одну ногу с места, должен был попасть мячом в любого выбранного им игрока, который тоже не мог отрывать одну ногу от земли, но имел право от мяча уворачиваться. Тот, в кого голящий попал мячом, становился новым голящим. Если же голящий промахивался, то ему подавали мяч заново либо игра начиналась с исходного или другого места, смотря как договаривались. Вариантов было несколько.
 
С целым резиновым мячом было хорошо играть в выбивалы, в которых два поодаль стоящих друга от друга игрока стараются поочередно, обычно – со всей силы, попасть мячом в находящихся между ними других участников, которым разрешено уклоняться любыми возможными способами и даже ловить мяч (в таком случае поймавший не считается выбитым, а зарабатывает плюсовые "очки", то есть баллы). Если играли команда на команду, то набранные "очки" можно было использовать, например, на выкуп выбитых игроков из своей команды. Опять-таки договориться можно было по-разному.
 
После того, как у нас во дворе установили деревянную восьмистороннюю беседку, мы стали играть с мячом в "беседбол". Даже не знаю, были ли такая околофутбольная игра в других дворах. Смысл заключался в том, что каждый садился на одну из беседочных скамеечек, которая становилась его воротами; нужно было ногами защищать от мяча свои ворота и стараться забить его в другие. Выигрывал тот, в чьи ворота мяч попадал меньше всего, или тот, кто забивал больше всего голов в чужие ворота. В общем, тоже в зависимости от уговора.
 
В сумеречное время любимой игрой была "колечко". Несколько детей садились на скамейку, выставив вперед плотно сложенные лодочками ладошки. Стоящий ведущий держал в своих точно так же сложенных руках какой-нибудь небольшой предмет, хоть кусочек бумажки, и поочередно проводил ими по ладоням других игроков, чуть раздвигая чужие "лодочки" и тайно роняя предмет в чьи-либо руки. Закончив процедуру, иногда повторенную для конспирации заново, ведущий отходил и выкрикивал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!". Задачей "околеченного" игрока было как можно скорее выскочить к ведущему, а остальных - по возможности заранее вычислить обладателя предмета и удержать его. Такой обладатель из тактических соображений мог и сам поучаствовать в удержании кого-то другого, чтобы использовать ослабленное внимание прочих игроков в свою пользу. Обычным продолжением "колечка" были какие-нибудь игры с загадками, только я их точности что-то не помню, кроме игры про названия фильмов и мультиков, которые нужно было угадывать по ассоциативным подсказкам ведущего/ведущих. Например, по намеку типа "история про три покушения и одно убийство" - не мною придуманному условному синопсису "Колобка".
 
Теперь я что-то не вижу во дворах детей, играющих в те же "кАндалы" или "штандер". Всё-таки уличные игры тоже могут умирать. Нормально, когда игра вытесняется новой, более увлекательной, или более подходящей под современные размеры дворов, или ставшей возможной в результате появления в обиходе нового игрового инвентаря (например, ставших общедоступными баскетбольных мячей). Ненормально, когда игра умирает потому, что ее забыли, что в нее стало некому играть. А именно так, я думаю, произошло в 90-х годах, когда (1) детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников, (2) между поколениями детей появились многолетние разрывы. Ведь обычно дети учатся уличным играм не от взрослых, а от чуть более старших детей, играющих в том же дворе. И когда оказывается, что дети подросли, не успев передать свою игру нерожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое...
 
Удачи. Видимо, нынешним родителям и бабушкам-дедушкам придется нарушить упомянутый принцип "от старших детей к детям, младше их на год-два" и учить самим своих наследников дворовым играм собственного детства, пока еще жива память о таких. А там, глядишь, взрослые снова будут кричать детям с балконов и окон "Уже поздно! Иди домой!" и слышать в ответ "Я еще немного поиграю!". Или сейчас все уже перешли в дистанционном семейном общении на мобильники и СМС?

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
Из заголовка данной заметки понятно, что ее тема родилась в продолжение заметки предыдущей, а точнее, постскриптума к ней. Я попробую вспомнить, в какие коллективные дворовые игры играли алматинские дети в 60-70-х годах прошедшего века. И, может быть, появятся какие-нибудь параллели с днями нынешними.
 
Футбол и хоккей в нашем дворе были не популярны (вообще из чисто спортивных игр был популярен бадминтон, но его к коллективным развлечениям отнести можно только условно). В футбол удобнее было играть на пришкольном поле, где имелись ворота, хоть и без сетки. А уличный хоккей в Алматы всегда был экзотикой. На моей памяти каток во дворе заливали только один раз, и то он получился так себе, неровный. Гораздо интереснее было кататься на ногах с ледовых горок или по наполированным обувью замерзшим участкам асфальта. Тем более, что такие раскатанные ледяные полосы были везде: зимой в Алматы что тротуары, что улицы от снега и наледи раньше чистили плохо. Опасно буксующие и виляющие задами на остановках и перекрестках автобусы и троллейбусы были зимней обыденностью.
 
В теплое же время года выбор дворовых забав был гораздо шире. Самой популярной игрой были догонялки, они же - пятнашки (весьма редкое, но более-менее известное в наших краях название догонялок). Уже совсем после детства я узнал, что некие иногда попадавшиеся в книгах и журналах загадочные "салки" / "салочки" и были нашими догонялками-пятнашками. Да и слова "салить" (ударять рукой или мячом убегающего игрока) мы не знали. У нас в ходу было слово "голить". Можно ставить ударение где угодно, все равно будет понятно.
 
Другая популярная игра - "выше земли". Тот же принцип догонялок, только в условиях ограниченного пространства. Можно или убегать от "голящего", или разместиться на чем-то выше уровня асфальта/пола/земли так, чтобы "голящий" не мог своей стопой, не отрывая пятку от "земли", дотронуться до ступни преследуемого игрока. Дотянулся и задел - значит тот голит. В совсем тупиковой ситуации можно было сесть на пол и поднять ноги повыше. Но тогда "голящий" имел право просто ждать, пока сидящий игрок устанет держать ноги на весу. Принцип "стопой до стопы" использовался и в другой игре (только для мальчиков) - "в козла и погонщиков".
 
Можно было поиграть в такую простейшую игру как прятки. Только это не всегда было интересно, поскольку некоторые прятались там, куда "голящему" было не попасть. А иногда и прятаться особо было некуда. В общем, в этой игре было слишком много возможностей для нечестностей ("хлюздовства"). Еще были скакалки (длинные, на две пары рук), классики и "мячик об стенку", но в них играли в основном только девочки. Про классики можно сказать лишь то, что в них очень ценились правильные "шайбы", для которых нужны были жестяные круглые коробочки из-под неимоверно редкого в Алматы монпансье.
 
Чисто мальчиковой игрой были асыки. Правда, в те годы, когда в них активно играли, я еще был совсем маленьким, и у меня играть не получалось. Так что мешочек асычков, которые собирал для меня любящий и любимый аульный дядя (на самом деле не совсем дядя), которого я называл "ата", быстро разошелся по чужим рукам. А потом вроде бы мода на асыки прошла, как и мода на лянгу - игру с подкидыванием разными сторонами стопы кусочка шкуры с пришитым к нему плоским свинцовым грузом. К тому же взрослые постоянно внушали детям, что от игры в лянгу появляется заворот кишок или паховая грыжа. Может быть, это было реальной опасностью, а может и нет. Кстати, в городских условиях основной проблемой было раздобыть тот самый кусочек шкуры. Со свинцом хлопот было меньше: мы его вытапливали (правда, не для лянги) из старых автомобильных аккумуляторов на небольшом костре, разводимом на крыше дома, подальше от взрослых взглядов. (Если кому интересно, то про лянгу есть статья в Википедии. Насколько эта статья достоверна - судить не могу, сам в лянгу не играл.) Более серьезной групповой игрой мальчиков одно время была войнушка с выпиленными из досок ружьями-автоматами, стреляющими с резиновых ниток или жгутиков V-образными пульками, для изготовления которых использовали алюминиевые палочки (те, что значительно позже стали в Алматы называть шампурами) от уличного шашлыка или гвОздики. Попадались у некоторых подростков постарше совсем профессиональные ружбайки, сделанные из велосипедных насосов. Это как бы игрушечное (понятно, что на самом деле в его изготовлении без помощи технически образованных взрослых обойтись было невозможно) деревянное оружие, что на резинках, что на поршнях, было быстро и полностью запрещено, насколько я помню, из-за его крайней травмоопасности.
 
Когда набиралось много детей, обычно играли в "кАндалы" или в "штандер". В первой игре две команды становились сцепленными (рука в руку) шеренгами напротив друг друга лицом к лицу и начинали кричать: "Кованы? - Закованы! - Раскуйте нас! - Кем из нас?". Выкрикивалось имя какого-нибудь игрока, который должен был постараться с разбега разорвать массой своего тела цепь соперничающей команды. Если получалось - выбирал любого игрока из числа побежденных и уводил в свой ряд. Если нет - сам становился в цепь недавних соперников. Выгодно было удержать и перетащить на свою сторону сильных игроков из противоположной шеренги. Легкие и слаборукие игроки не ценились: они и свою цепь держали плохо, и чужую цепь разбить не могли. Побеждала та команда, которая набирала подавляющее число участников.
 
Для штандера был нужен мяч. Любой, даже спущенный, лишь бы его можно было кидать достаточно далеко и точно. Игроки становились в заранее обозначенный или оговоренный круг, а первый водящий высоко подкидывал мяч вверх, одновременно или чуть погодя выкрикивая имя другого участника. С момента выкрика игроки разбегались в разные стороны, а тот, чье имя было названо, должен был как можно быстрее поймать мяч, крикнуть "штандер" и остановиться. Это - похожее на немецкое или идишское и, скорее всего, им и являющееся - звонкое слово означало команду "стоп", по которой все другие участники должны были замереть. Голящий, не отрывая одну ногу с места, должен был попасть мячом в любого выбранного им игрока, который тоже не мог отрывать одну ногу от земли, но имел право от мяча уворачиваться. Тот, в кого голящий попал мячом, становился новым голящим. Если же голящий промахивался, то ему подавали мяч заново либо игра начиналась с исходного или другого места, смотря как договаривались. Вариантов было несколько.
 
С целым резиновым мячом было хорошо играть в выбивалы, в которых два поодаль стоящих друга от друга игрока стараются поочередно, обычно – со всей силы, попасть мячом в находящихся между ними других участников, которым разрешено уклоняться любыми возможными способами и даже ловить мяч (в таком случае поймавший не считается выбитым, а зарабатывает плюсовые "очки", то есть баллы). Если играли команда на команду, то набранные "очки" можно было использовать, например, на выкуп выбитых игроков из своей команды. Опять-таки договориться можно было по-разному.
 
После того, как у нас во дворе установили деревянную восьмистороннюю беседку, мы стали играть с мячом в "беседбол". Даже не знаю, были ли такая околофутбольная игра в других дворах. Смысл заключался в том, что каждый садился на одну из беседочных скамеечек, которая становилась его воротами; нужно было ногами защищать от мяча свои ворота и стараться забить его в другие. Выигрывал тот, в чьи ворота мяч попадал меньше всего, или тот, кто забивал больше всего голов в чужие ворота. В общем, тоже в зависимости от уговора.
 
В сумеречное время любимой игрой была "колечко". Несколько детей садились на скамейку, выставив вперед плотно сложенные лодочками ладошки. Стоящий ведущий держал в своих точно так же сложенных руках какой-нибудь небольшой предмет, хоть кусочек бумажки, и поочередно проводил ими по ладоням других игроков, чуть раздвигая чужие "лодочки" и тайно роняя предмет в чьи-либо руки. Закончив процедуру, иногда повторенную для конспирации заново, ведущий отходил и выкрикивал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!". Задачей "околеченного" игрока было как можно скорее выскочить к ведущему, а остальных - по возможности заранее вычислить обладателя предмета и удержать его. Такой обладатель из тактических соображений мог и сам поучаствовать в удержании кого-то другого, чтобы использовать ослабленное внимание прочих игроков в свою пользу. Обычным продолжением "колечка" были какие-нибудь игры с загадками, только я их точности что-то не помню, кроме игры про названия фильмов и мультиков, которые нужно было угадывать по ассоциативным подсказкам ведущего/ведущих. Например, по намеку типа "история про три покушения и одно убийство" - не мною придуманному условному синопсису "Колобка".
 
Теперь я что-то не вижу во дворах детей, играющих в те же "кАндалы" или "штандер". Всё-таки уличные игры тоже могут умирать. Нормально, когда игра вытесняется новой, более увлекательной, или более подходящей под современные размеры дворов, или ставшей возможной в результате появления в обиходе нового игрового инвентаря (например, ставших общедоступными баскетбольных мячей). Ненормально, когда игра умирает потому, что ее забыли, что в нее стало некому играть. А именно так, я думаю, произошло в 90-х годах, когда (1) детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников, (2) между поколениями детей появились многолетние разрывы. Ведь обычно дети учатся уличным играм не от взрослых, а от чуть более старших детей, играющих в том же дворе. И когда оказывается, что дети подросли, не успев передать свою игру нерожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое...
 
Удачи. Видимо, нынешним родителям и бабушкам-дедушкам придется нарушить упомянутый принцип "от старших детей к детям, младше их на год-два" и учить самим своих наследников дворовым играм собственного детства, пока еще жива память о таких. А там, глядишь, взрослые снова будут кричать детям с балконов и окон "Уже поздно! Иди домой!" и слышать в ответ "Я еще немного поиграю!". Или сейчас все уже перешли в дистанционном семейном общении на мобильники и СМС?
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 22
Астана 13
Актау 20
Актобе 16
Атырау 20
Б
Балхаш 16
Ж
Жезказган 15
К
Караганда 13
Кокшетау 13
Костанай 17
Кызылорда 14
П
Павлодар 12
Петропавловск 13
С
Семей 22
Т
Талдыкорган 19
Тараз 19
Туркестан 17
У
Уральск 9
Усть-Каменогорск 22
Ш
Шымкент 20

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer