Блоги
27 августа 2025 | 08:24

Раскрываем миф о полном приводе: 4WD vs AWD

Виктория Лебедева Редактор TengriAuto.kz
Изображение сгенерировано ИИ

Путаница между терминами 4WD и AWD довольно часто проскакивает в автомобильном мире. Многие считают их просто разными названиями одного и того же полного привода, но это не так. Давайте расставим все по местам.

Путаница между терминами 4WD и AWD довольно часто проскакивает в автомобильном мире. Многие считают их просто разными названиями одного и того же полного привода, но это не так. Давайте расставим все по местам.

Что такое полный привод и зачем он нужен

Если просто, полный привод (4x4) — это система, передающая мощность от двигателя на все четыре колеса одновременно. Задача — либо выбраться из сложной ситуации (глубокая грязь, снег, бездорожье), либо не попасть в нее (уверенно держать дорогу на мокром асфальте, в повороте или на зимней трассе). Именно эти две разные цели и породили два разных типа систем: 4WD и AWD.

4WD (Four Wheel Drive)

Философия 4WD — максимальная проходимость для преодоления экстремальных условий. Эта система создана, чтобы выбраться туда, где дороги заканчиваются, и благополучно вернуться обратно.

Фото: depositphotos

Как это работает

Классический 4WD обычно базируется на рамном шасси для повышенной прочности и выносливости. Сердце системы — "раздатка". Это не просто механизм, распределяющий мощность по осям. Его главная фишка — наличие понижающей передачи (Low Range или "понижайка"). Она многократно (обычно в 2-4 раза) увеличивает крутящий момент, поступающий на колеса. Это позволяет машине медленно и с огромным усилием ползти по камням, крутым подъемам и грязи, не буксуя и не глохнув.

Блокировки дифференциалов — критически важный элемент. Дифференциал позволяет колесам вращаться с разной скоростью (что нужно в поворотах). Но на бездорожье, если одно колесо повиснет в воздухе и будет бесполезно буксовать, все мощность уйдет именно на него. Блокировка дифференциала (межосевого или межколесного) принудительно заставляет оба колеса на оси вращаться с одинаковой скоростью, чтобы толкать автомобиль дальше.

Помимо этого, часто на таких автомобилях можно отключить полный привод и ехать в режиме 2WD (заднем/переднем приводе) по хорошей дороге для экономии топлива.

AWD (All Wheel Drive)

Философия AWD — повышение курсовой устойчивости, сцепления и управляемости на обычной дороге. Эта система создана, чтобы предотвратить пробуксовку и потерю контроля, делая ежедневную езду безопаснее.

Фото: depositphotos

Как это работает

Система AWD всегда включена и работает в полностью автоматическом режиме. Водителю не нужно ничего переключать. Здесь главную роль играют не механические блокировки, а электронные системы, имитирующие их работу.

Датчики постоянно отслеживают скорость вращения каждого колеса, угол поворота руля и положение педали газа. Как только система обнаруживает, что одно колесо начинает проскальзывать, она с помощью муфты (чаще всего электромагнитной) перенаправляет момент на ту ось или на то конкретное колесо, которое имеет лучшее сцепление.

Нет "понижайки": В системах AWD вы не найдете понижающего ряда. Они не предназначены для медленного скалолазания.

Основная цель — предсказуемость: AWD не сделает из городского кроссовера внедорожник. Его задача — помочь вам уверенно тронуться с места на скользкой дороге, лучше пройти поворот на высокой скорости и избежать заноса.

Простым языком

Представьте себе разницу между швейцарским армейским ножом и скальпелем сердечного хирурга.

4WD — это швейцарский нож. Он грубый, надежный, универсальный и предназначен для решения множества тяжелых задач в полевых условиях. Он дает полный контроль водителю.

AWD — это скальпель. Это высокоточный, сложный и автоматизированный инструмент, идеально заточенный под одну конкретную задачу — эффективное и безопасное движение по дороге. Он работает незаметно, но постоянно подстраховывает водителя.

Читайте также: 

Реклама
Реклама