...Плюс скворечнизация всей страны

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
...Плюс скворечнизация всей страны

Вы бывали на Таити? То бишь в Нью-Йорке? Не беда, если не были. Небоскребы, конечно, впечатляют, но не считать же из-за них один из городов одноименного американского штата (причем даже не столицу этого штата - ею является гораздо более скромный Олбани) центром мира, как это нам преподносит американский кинематограф. Тем не менее, Нью-Йорк посетить стОит, в том числе и из-за небоскребов. Причем эти архитектурно-инженерно-строительные шедевры смотрятся либо издалека, либо изнутри, с верхних этажей. Находясь рядом с ними, как-то не обращаешь внимание на их "скобление неба", а точнее, не можешь себе это представить, поскольку по каким-то психологическим причинам человек обычно не поднимает глаза выше первого этажа ближнего к нему здания, что в Нью-Йорке, что в Алматы.

Если же в экс-столице Казахстана поднять глаза, то нужно ужаснуться от разномастных, разновозрастных и разнокачественных остеклений балконов. И ладно бы во дворах или в тихих переулках, где ходят-ездят только "аборигены". Когда-то к 100-летию со дня рождения дедушки (германского агента, террориста, гения, тирана - выберите, что вам по душе) Ленина проспект его имени был застроен с восточной стороны новыми высокими и престижными бело-голубыми домами в стиле минимализма 60-х. В то время и еще очень долго они считались в городе самыми или почти самыми красивыми жилыми зданиями, в том числе и за счет просторных, вытянутых балконов. (Речь идет о зданиях, например, магазина "Ресей"/"Россия" и комплекса "Три богатыря".) Сейчас назвать эти дома красивыми не хватит смелости ни у кого: их фасады представляют собой вертикальные фавелы. Жильцы стеклили и стеклят балконы своих квартир кто во что горазд, из разных материалов разных цветов и по разным рисункам. С большинством других алматинских домов ситуация не лучше. Есть, правда, опыт облагораживания внешнего облика жилых зданий по проспекту Райымбека (улице Ташкентской) и по улице Фурманова, то есть вдоль отрезка того маршрута, по которому Президент страны едет в аэропорт, только этот опыт данным отрезком и ограничился.

Как же так получилось, что остекление балконов превратилось в "дикий", нерегулируемый процесс? Если покопаться в базе законодательства информационной системы "Параграф", то по конечным результатам поиска на интересующую тему будет выдано только два документа (может быть, их на самом деле больше, просто я не разбираюсь в архитектурно-строительном законодательстве).

Первый документ - закон Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года. Подпункт 2) статьи 16 данного закона устанавливает, что субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обязаны поддерживать находящиеся в их собственности (владении, пользовании) эксплуатируемые объекты в надлежащем состоянии, обеспечивающем их безопасность для граждан, устойчивое функционирование в соответствии с нормативными и другими обязательными требованиями, включая эстетические. Кроме того, пункт 2 статьи 60 данного закона предоставляет право осуществлять без проектно-сметной документации, но по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации. В приведенных нормах надо обратить внимание на сочетания "эстетические требования" и "архитектурно-эстетические качества", суть которых законом не раскрывается.

Второй документ - некое Положение о главном архитекторе области, города, района, не имеющее других реквизитов, кроме загадочного "РДС РК 3.01-18-2005". Согласно пункту 4.25 этого Положения главный архитектор района для исполнения возложенных на него задач осуществляет такую функцию, как "решает оперативные вопросы подбора проектов массового применения, озеленения и внешнего благоустройства территории населенных пунктов, включая утверждение проектов размещения и устройства рекламы, малых архитектурных форм, монументов и памятных знаков, покраски фасадов и остекления балконов, лоджий и др.".

И всё. Больше ничего найти не удалось. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, в той его главе, которая посвящена правонарушениям в сфере архитектурно-строительной деятельности, ответственность за нарушение "эстетических требований" и "архитектурно-эстетических качеств" почему-то не установлена.

Что мы имеем в остатке? На каком-то этапе становления нашего государства, когда жилье стало переходить в частное владение проживающих в нем людей, государство не установило четкие и однозначные правила относительно того, в чьей собственности и в чьей компетенции находится внешний облик некогда государственных строений, на каких условиях и в каком порядке этот облик менять можно. В сочетании отмеченного правового пропуска с одно время применявшимся в казахстанском обществе анархистским принципом "разрешено всё, что прямо не запрещено" обладатели жилья, сначала некоторые, а потом все, стали рассматривать наружную часть своих балконов и их вертикальные проекции как свою личную собственность, вид которой определяется хозяевами абсолютно самостоятельно.

Ну вот, собственно, и всё. Я не знаю, как облагородить фасады домов, как привести остекление балконов одного и того же дома к общему виду, за чей счет это должно делаться. Мне просто не нравится сложившаяся ситуация. Но кто-то же в нашей стране должен знать ответы на эти вопросы!

Удачи. Уверен, что никто из владельцев квартир, планируя и начиная остекление своих балконов, не имел тайных умыслов испортить внешний облик домов. Тем не менее, именно так в суммарном итоге по всему Казахстану и получилось. Просто потому, что когда-то всем было трудно и не до этого… Но разве это повод продолжать жить в скворечниках, которые даже на открытки-буклетики для туристов стыдно сфотографировать?

P.S. Пока писал эту заметку, задался еще одним, попутным вопросом: как получилось, что поиск необходимых актов законодательства казахстанцы осуществляют не в государственных базах данных, а в упомянутой и в фактически монопольной системе "Параграф", принадлежащей частной организации? Опять в государственном аппарате кто-то чего-то вовремя ненароком не сделал? Или не ненароком?

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Вы бывали на Таити? То бишь в Нью-Йорке? Не беда, если не были. Небоскребы, конечно, впечатляют, но не считать же из-за них один из городов одноименного американского штата (причем даже не столицу этого штата - ею является гораздо более скромный Олбани) центром мира, как это нам преподносит американский кинематограф. Тем не менее, Нью-Йорк посетить стОит, в том числе и из-за небоскребов. Причем эти архитектурно-инженерно-строительные шедевры смотрятся либо издалека, либо изнутри, с верхних этажей. Находясь рядом с ними, как-то не обращаешь внимание на их "скобление неба", а точнее, не можешь себе это представить, поскольку по каким-то психологическим причинам человек обычно не поднимает глаза выше первого этажа ближнего к нему здания, что в Нью-Йорке, что в Алматы.

Если же в экс-столице Казахстана поднять глаза, то нужно ужаснуться от разномастных, разновозрастных и разнокачественных остеклений балконов. И ладно бы во дворах или в тихих переулках, где ходят-ездят только "аборигены". Когда-то к 100-летию со дня рождения дедушки (германского агента, террориста, гения, тирана - выберите, что вам по душе) Ленина проспект его имени был застроен с восточной стороны новыми высокими и престижными бело-голубыми домами в стиле минимализма 60-х. В то время и еще очень долго они считались в городе самыми или почти самыми красивыми жилыми зданиями, в том числе и за счет просторных, вытянутых балконов. (Речь идет о зданиях, например, магазина "Ресей"/"Россия" и комплекса "Три богатыря".) Сейчас назвать эти дома красивыми не хватит смелости ни у кого: их фасады представляют собой вертикальные фавелы. Жильцы стеклили и стеклят балконы своих квартир кто во что горазд, из разных материалов разных цветов и по разным рисункам. С большинством других алматинских домов ситуация не лучше. Есть, правда, опыт облагораживания внешнего облика жилых зданий по проспекту Райымбека (улице Ташкентской) и по улице Фурманова, то есть вдоль отрезка того маршрута, по которому Президент страны едет в аэропорт, только этот опыт данным отрезком и ограничился.

Как же так получилось, что остекление балконов превратилось в "дикий", нерегулируемый процесс? Если покопаться в базе законодательства информационной системы "Параграф", то по конечным результатам поиска на интересующую тему будет выдано только два документа (может быть, их на самом деле больше, просто я не разбираюсь в архитектурно-строительном законодательстве).

Первый документ - закон Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года. Подпункт 2) статьи 16 данного закона устанавливает, что субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности обязаны поддерживать находящиеся в их собственности (владении, пользовании) эксплуатируемые объекты в надлежащем состоянии, обеспечивающем их безопасность для граждан, устойчивое функционирование в соответствии с нормативными и другими обязательными требованиями, включая эстетические. Кроме того, пункт 2 статьи 60 данного закона предоставляет право осуществлять без проектно-сметной документации, но по согласованию с местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) реконструкцию (перепланировку, переоборудование) жилых и нежилых помещений в жилых зданиях (домах), не требующую отвода дополнительного земельного участка (прирезки территории), не связанную с какими-либо изменениями несущих конструкций, инженерных систем и коммуникаций, не ухудшающую архитектурно-эстетические, противопожарные, противовзрывные и санитарные качества, не оказывающую вредное воздействие на окружающую среду при эксплуатации. В приведенных нормах надо обратить внимание на сочетания "эстетические требования" и "архитектурно-эстетические качества", суть которых законом не раскрывается.

Второй документ - некое Положение о главном архитекторе области, города, района, не имеющее других реквизитов, кроме загадочного "РДС РК 3.01-18-2005". Согласно пункту 4.25 этого Положения главный архитектор района для исполнения возложенных на него задач осуществляет такую функцию, как "решает оперативные вопросы подбора проектов массового применения, озеленения и внешнего благоустройства территории населенных пунктов, включая утверждение проектов размещения и устройства рекламы, малых архитектурных форм, монументов и памятных знаков, покраски фасадов и остекления балконов, лоджий и др.".

И всё. Больше ничего найти не удалось. В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях, в той его главе, которая посвящена правонарушениям в сфере архитектурно-строительной деятельности, ответственность за нарушение "эстетических требований" и "архитектурно-эстетических качеств" почему-то не установлена.

Что мы имеем в остатке? На каком-то этапе становления нашего государства, когда жилье стало переходить в частное владение проживающих в нем людей, государство не установило четкие и однозначные правила относительно того, в чьей собственности и в чьей компетенции находится внешний облик некогда государственных строений, на каких условиях и в каком порядке этот облик менять можно. В сочетании отмеченного правового пропуска с одно время применявшимся в казахстанском обществе анархистским принципом "разрешено всё, что прямо не запрещено" обладатели жилья, сначала некоторые, а потом все, стали рассматривать наружную часть своих балконов и их вертикальные проекции как свою личную собственность, вид которой определяется хозяевами абсолютно самостоятельно.

Ну вот, собственно, и всё. Я не знаю, как облагородить фасады домов, как привести остекление балконов одного и того же дома к общему виду, за чей счет это должно делаться. Мне просто не нравится сложившаяся ситуация. Но кто-то же в нашей стране должен знать ответы на эти вопросы!

Удачи. Уверен, что никто из владельцев квартир, планируя и начиная остекление своих балконов, не имел тайных умыслов испортить внешний облик домов. Тем не менее, именно так в суммарном итоге по всему Казахстану и получилось. Просто потому, что когда-то всем было трудно и не до этого… Но разве это повод продолжать жить в скворечниках, которые даже на открытки-буклетики для туристов стыдно сфотографировать?

P.S. Пока писал эту заметку, задался еще одним, попутным вопросом: как получилось, что поиск необходимых актов законодательства казахстанцы осуществляют не в государственных базах данных, а в упомянутой и в фактически монопольной системе "Параграф", принадлежащей частной организации? Опять в государственном аппарате кто-то чего-то вовремя ненароком не сделал? Или не ненароком?

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 22
Астана 13
Актау 20
Актобе 16
Атырау 20
Б
Балхаш 16
Ж
Жезказган 15
К
Караганда 13
Кокшетау 13
Костанай 17
Кызылорда 14
П
Павлодар 12
Петропавловск 13
С
Семей 22
Т
Талдыкорган 19
Тараз 19
Туркестан 17
У
Уральск 9
Усть-Каменогорск 22
Ш
Шымкент 20

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer