Музыкальные опыты. Часть 2 (три стороны творчества)

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Музыкальные опыты. Часть 2 (три стороны творчества)

Ниже опубликован второй трек с моего "диска". Называется "Ноябрь" или "November", кому как нравится. Люди, принявшие участие в его записи, были перечислены в предыдущей заметке. Там же были приведены условия относительно авторских прав.

После выкладки первого трека меня попросили рассказать о том, почему и как я сочинил эту музыку. Историю про создание своего CD-сингла (это я его так называю, хотя сингл в общепринятом смысле - нечто другое) я расскажу в следующий раз, а сегодня поделюсь соображениями о творчестве, собственном и других людей. Для упрощения попробую свести рассуждения к трем посылам, ибо - как давным-давно меня кто-то научил или я где-то прочитал - человек в среднем одновременно способен легко воспринимать и запоминать по каждой теме не более трех аспектов, а в каждом из таких аспектов - не более трех вопросов. Менее - легко. Более - потяжелее либо не у всех получается. Да и число "три" многим обычно почему-то нравится, хоть оно и нечетное.
 
Посыл первый. Прежде всего, творчество есть показатель отношения человека к своей работе. Любой, даже не требующей особой мозговой или физической активности. Без него работа превращается в повинность, ярмо, барщину. В то, что не приносит удовольствие и удовлетворенность собой. А это неправильно, свою работу надо любить, не только за приносимые ею деньги. Можно и по-другому сказать - заниматься нужно тем, что тебе нравится, то есть зарабатывать на своих склонностях и увлечениях (хотя это не у всех и не всегда складывается). Нельзя правильно организовать и выполнять любую работу, не прилагая к ней креативного подхода, ведь без творчества невозможно постоянное совершенствование трудового процесса - то, что японские перфекционисты, восхищающие нас своим отношением к работе и ее результатам, называют "кайдзен". Тут, как обычно, есть свои нюансы. Творчество в работе нужно на этапе ее планирования и подготовки: прежде чем приступить к действиям, надо обдумать, как выполнить их наилучшим, для себя и других, образом. В том же самом кайдзене предполагается, что совершенствованием надо заниматься до и после, а не во время работы: отступать от уже заданных технологии и последовательностей нельзя. Иначе будет не то, чтобы смешно, а глупо и вредно. Всем известный хрестоматийный пример - "творческий" подход рабочих АвтоВАЗа к фиксации саморезов скоростным заколачиванием, а не скучным закручиванием. Другой наглядный пример - водители алматинских частных автобусов, игнорирующие расписание и ПДД в угоду "творческому" выжиманию денег посредством нудного стояния на остановках с последующими опасными гонками.
 
Посыл второй. Творчество является отдыхом, и в этом отношении я бы разделил его также на три вида. Первый достигается непосредственно в ходе выполнения основной работы, от которой зависит хлеб насущный, за счет переключения мозга на новую, более креативную задачу. То есть устал от нескончаемости серой монотонности - прервался - занялся другим делом из списка обязанностей и поручений, а именно тем, где рамки работы посвободней. Может быть, это и кажется парадоксальным, но для меня самого очевидно, что мозг отдыхает не только и не столько путем сонной дремы, как посредством смены задач, особенно на подразумевающие творческое начало: в голове переключается некие реле, какие-то участки мозга заступают на вахту, а другие отправляются передохнуть. Эффективность подобного отдыха проверена на себе. Рекомендую, в том числе для повышения производительности труда. Второй вид творчества как отдыха - совмещение основной работы с дополнительной, посредством разбиения рабочего времени или выделения в нем специальных "окон". По сути это подобно уже описанному виду, только в концентрированной форме. Сюда же можно отнести различные коллективные "мозговые штурмы" в течение рабочего дня. Ну, а третий вид "отдохновенного" творчества всем хорошо знаком - это различные хобби, которыми дисциплинированные люди занимаются в свободное от работы время, а личности менее ответственные - и на рабочем месте тоже.
 
Посыл третий. Творчество может быть основной работой. Даже устойчивое словосочетание на данный случай имеется - "человек творческой профессии", которым обозначаются, например, живописцы. Я общался с несколькими из таких, не только художниками, и получил очень твердое убеждение, что в ситуации, когда творчество становится профессией, в самой этой профессии на долю творчества приходится процентов пять или даже меньше. Остальные проценты - ремесло, которому точно также надо учиться, как в любом другом занятии, и которое надо аналогично доводить до совершенства. Причем ремесло весьма непростое, во многих творческих профессиях требующее хорошей физической подготовки и/или виртуозного владения навыками сложного физического труда. Иначе элементарно не получится реализовать задуманное. Да и на жизнь заработать "голым" творчеством тоже не удастся. А вдруг муза не посетит в нужный день? А вдруг результат этого посещения никто не оплатит? Так и помереть с голоду можно! А ремесло худо-бедно прокормит в перерывах между творческими успехами. Самые наглядные примеры творчества как профессии - в кинематографе. Никакие креативные идеи не спасут фильм, если к этим идеям не прилагается добротное, внимательное к мелочам мастерство и главного автора, и сотен помогающих ему людей. К сожалению, многие отечественные деятели кино явно испытывают проблемы с владением ремесленными навыками, необходимыми для создания окупаемых в прокате творений. Вот и получается, что казахстанский кинематограф в основной массе представлен всяческими "авторскими произведениями" или дешевыми потугами на неуклюжее подражание чужим ходам и придумкам.
 
Посыл третий (политэкономическое продолжение). С творческими профессиями связано еще одно наблюдение. Их существование есть яркое свидетельство наличия в социуме имущественного неравенства и непропорционального распределения благ. Ведь творчество (искусство в частности), удовлетворяет далеко не первоочередные нужды и при этом весьма недешево. А это значит, что у кого-то в обществе должно быть существенно больше богатства, чем у других, за счет которого можно и творцу платить и покупать тому необходимые для его работы материалы. Все известные нам шедевры живописи, зодчества, да и музыки есть плоды несправедливости, оплаченные из пополняемых чужим потом кошельков властителей, церковников, помещиков, купцов и прочих эксплуататоров. Или грабителей. Можно, конечно, привести пример того, что в Советском Союзе или в нацисткой Германии, стремившихся к имущественной уравниловке своих граждан, тоже процветало искусство, хотя и своеобразное... Не забыли государственные кормушки под вывесками союзов писателей/композиторов/художников? А за счет чего же их творчество оплачивалось? Да за счет той же самой эксплуатации, только не классовой, а государством или правящей партией. Вот и рассуждай после этого о необходимости справедливого распределения имущественных благ: если такое распределение воплощать, то об искусстве современников придется забыть, особенно о ресурсоемком. Ведь они эти блага не создают, так зачем же их за счет настоящих тружеников содержать? Так что коли нам нравится искусство минимум галерейного уровня, нам с социализмом не по пути.
 
Удачи. Способность к творчеству, совмещенная с потребностью в нем, пожалуй, есть то немногое, что отличает человека от других живых существ и, скорее всего, "зашито" в тех малых процентах, на которые ДНК гомо сапиенса не совпадает с геномами других животных. Причем творчество присуще любым людям (за исключением совсем уж "овощей", то есть и не людям в общем-то), только может проявляться совсем не в той сфере деятельности, в которой человек зарабатывает себе на жизнь, да и выражаться самыми причудливыми способами. В общем, творите и не ждите похвал. И, может быть, что-то важное останется после нас в этом мире.
 
P.S. Про симпатию людей к цифре "три". (1) Три точки образуют треугольник – самую жесткую и неподвижную из плоских фигур. (2) Много-много лет назад в журнале "Наука и жизнь", или в журнале "Техника – молодежи", я прочитал полушутливую математическую заметку о том, что можно назвать словом "куча". Так вот, путем последовательных доказательств автор заметки пришел к выводу, что минимальная куча должна представлять собой пирамидку из четырех элементов, три из которых лежат в ее основании. Так что, похоже, людей привлекает в цифре "три" скрытые в ней надежность, уверенность и самодостаточная элегантная простота.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Ниже опубликован второй трек с моего "диска". Называется "Ноябрь" или "November", кому как нравится. Люди, принявшие участие в его записи, были перечислены в предыдущей заметке. Там же были приведены условия относительно авторских прав.

После выкладки первого трека меня попросили рассказать о том, почему и как я сочинил эту музыку. Историю про создание своего CD-сингла (это я его так называю, хотя сингл в общепринятом смысле - нечто другое) я расскажу в следующий раз, а сегодня поделюсь соображениями о творчестве, собственном и других людей. Для упрощения попробую свести рассуждения к трем посылам, ибо - как давным-давно меня кто-то научил или я где-то прочитал - человек в среднем одновременно способен легко воспринимать и запоминать по каждой теме не более трех аспектов, а в каждом из таких аспектов - не более трех вопросов. Менее - легко. Более - потяжелее либо не у всех получается. Да и число "три" многим обычно почему-то нравится, хоть оно и нечетное.
 
Посыл первый. Прежде всего, творчество есть показатель отношения человека к своей работе. Любой, даже не требующей особой мозговой или физической активности. Без него работа превращается в повинность, ярмо, барщину. В то, что не приносит удовольствие и удовлетворенность собой. А это неправильно, свою работу надо любить, не только за приносимые ею деньги. Можно и по-другому сказать - заниматься нужно тем, что тебе нравится, то есть зарабатывать на своих склонностях и увлечениях (хотя это не у всех и не всегда складывается). Нельзя правильно организовать и выполнять любую работу, не прилагая к ней креативного подхода, ведь без творчества невозможно постоянное совершенствование трудового процесса - то, что японские перфекционисты, восхищающие нас своим отношением к работе и ее результатам, называют "кайдзен". Тут, как обычно, есть свои нюансы. Творчество в работе нужно на этапе ее планирования и подготовки: прежде чем приступить к действиям, надо обдумать, как выполнить их наилучшим, для себя и других, образом. В том же самом кайдзене предполагается, что совершенствованием надо заниматься до и после, а не во время работы: отступать от уже заданных технологии и последовательностей нельзя. Иначе будет не то, чтобы смешно, а глупо и вредно. Всем известный хрестоматийный пример - "творческий" подход рабочих АвтоВАЗа к фиксации саморезов скоростным заколачиванием, а не скучным закручиванием. Другой наглядный пример - водители алматинских частных автобусов, игнорирующие расписание и ПДД в угоду "творческому" выжиманию денег посредством нудного стояния на остановках с последующими опасными гонками.
 
Посыл второй. Творчество является отдыхом, и в этом отношении я бы разделил его также на три вида. Первый достигается непосредственно в ходе выполнения основной работы, от которой зависит хлеб насущный, за счет переключения мозга на новую, более креативную задачу. То есть устал от нескончаемости серой монотонности - прервался - занялся другим делом из списка обязанностей и поручений, а именно тем, где рамки работы посвободней. Может быть, это и кажется парадоксальным, но для меня самого очевидно, что мозг отдыхает не только и не столько путем сонной дремы, как посредством смены задач, особенно на подразумевающие творческое начало: в голове переключается некие реле, какие-то участки мозга заступают на вахту, а другие отправляются передохнуть. Эффективность подобного отдыха проверена на себе. Рекомендую, в том числе для повышения производительности труда. Второй вид творчества как отдыха - совмещение основной работы с дополнительной, посредством разбиения рабочего времени или выделения в нем специальных "окон". По сути это подобно уже описанному виду, только в концентрированной форме. Сюда же можно отнести различные коллективные "мозговые штурмы" в течение рабочего дня. Ну, а третий вид "отдохновенного" творчества всем хорошо знаком - это различные хобби, которыми дисциплинированные люди занимаются в свободное от работы время, а личности менее ответственные - и на рабочем месте тоже.
 
Посыл третий. Творчество может быть основной работой. Даже устойчивое словосочетание на данный случай имеется - "человек творческой профессии", которым обозначаются, например, живописцы. Я общался с несколькими из таких, не только художниками, и получил очень твердое убеждение, что в ситуации, когда творчество становится профессией, в самой этой профессии на долю творчества приходится процентов пять или даже меньше. Остальные проценты - ремесло, которому точно также надо учиться, как в любом другом занятии, и которое надо аналогично доводить до совершенства. Причем ремесло весьма непростое, во многих творческих профессиях требующее хорошей физической подготовки и/или виртуозного владения навыками сложного физического труда. Иначе элементарно не получится реализовать задуманное. Да и на жизнь заработать "голым" творчеством тоже не удастся. А вдруг муза не посетит в нужный день? А вдруг результат этого посещения никто не оплатит? Так и помереть с голоду можно! А ремесло худо-бедно прокормит в перерывах между творческими успехами. Самые наглядные примеры творчества как профессии - в кинематографе. Никакие креативные идеи не спасут фильм, если к этим идеям не прилагается добротное, внимательное к мелочам мастерство и главного автора, и сотен помогающих ему людей. К сожалению, многие отечественные деятели кино явно испытывают проблемы с владением ремесленными навыками, необходимыми для создания окупаемых в прокате творений. Вот и получается, что казахстанский кинематограф в основной массе представлен всяческими "авторскими произведениями" или дешевыми потугами на неуклюжее подражание чужим ходам и придумкам.
 
Посыл третий (политэкономическое продолжение). С творческими профессиями связано еще одно наблюдение. Их существование есть яркое свидетельство наличия в социуме имущественного неравенства и непропорционального распределения благ. Ведь творчество (искусство в частности), удовлетворяет далеко не первоочередные нужды и при этом весьма недешево. А это значит, что у кого-то в обществе должно быть существенно больше богатства, чем у других, за счет которого можно и творцу платить и покупать тому необходимые для его работы материалы. Все известные нам шедевры живописи, зодчества, да и музыки есть плоды несправедливости, оплаченные из пополняемых чужим потом кошельков властителей, церковников, помещиков, купцов и прочих эксплуататоров. Или грабителей. Можно, конечно, привести пример того, что в Советском Союзе или в нацисткой Германии, стремившихся к имущественной уравниловке своих граждан, тоже процветало искусство, хотя и своеобразное... Не забыли государственные кормушки под вывесками союзов писателей/композиторов/художников? А за счет чего же их творчество оплачивалось? Да за счет той же самой эксплуатации, только не классовой, а государством или правящей партией. Вот и рассуждай после этого о необходимости справедливого распределения имущественных благ: если такое распределение воплощать, то об искусстве современников придется забыть, особенно о ресурсоемком. Ведь они эти блага не создают, так зачем же их за счет настоящих тружеников содержать? Так что коли нам нравится искусство минимум галерейного уровня, нам с социализмом не по пути.
 
Удачи. Способность к творчеству, совмещенная с потребностью в нем, пожалуй, есть то немногое, что отличает человека от других живых существ и, скорее всего, "зашито" в тех малых процентах, на которые ДНК гомо сапиенса не совпадает с геномами других животных. Причем творчество присуще любым людям (за исключением совсем уж "овощей", то есть и не людям в общем-то), только может проявляться совсем не в той сфере деятельности, в которой человек зарабатывает себе на жизнь, да и выражаться самыми причудливыми способами. В общем, творите и не ждите похвал. И, может быть, что-то важное останется после нас в этом мире.
 
P.S. Про симпатию людей к цифре "три". (1) Три точки образуют треугольник – самую жесткую и неподвижную из плоских фигур. (2) Много-много лет назад в журнале "Наука и жизнь", или в журнале "Техника – молодежи", я прочитал полушутливую математическую заметку о том, что можно назвать словом "куча". Так вот, путем последовательных доказательств автор заметки пришел к выводу, что минимальная куча должна представлять собой пирамидку из четырех элементов, три из которых лежат в ее основании. Так что, похоже, людей привлекает в цифре "три" скрытые в ней надежность, уверенность и самодостаточная элегантная простота.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 31
Астана 25
Актау 24
Актобе 19
Атырау 26
Б
Балхаш 24
Ж
Жезказган 27
К
Караганда 19
Кокшетау 21
Костанай 28
Кызылорда 24
П
Павлодар 21
Петропавловск 23
С
Семей 34
Т
Талдыкорган 33
Тараз 31
Туркестан 25
У
Уральск 22
Усть-Каменогорск 32
Ш
Шымкент 27

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer