
Ежедневно среднестатистический водитель проезжает десятки автозаправок, совершенно не обращая на них внимания, если ему не нужно залить топливо. Это стало частью нашей повседневной жизни. Но представьте себя автомобилистом начала ХХ века: машин на дорогах ещё мало, а бензоколонок просто нет. Что делали водители и с чего все началось?
Ежедневно среднестатистический водитель проезжает десятки автозаправок, совершенно не обращая на них внимания, если ему не нужно залить топливо. Это стало частью нашей повседневной жизни. Но представьте себя автомобилистом начала ХХ века: машин на дорогах ещё мало, а бензоколонок просто нет. Что делали водители и с чего все началось?
Аптека вместо АЗС
В 1888 году Берта Бенц, жена изобретателя Карла Бенца, отправилась в первое в мире автомобильное путешествие.
Когда топливо закончилось, она заглянула в аптеку города Вислох (Германия) и купила лигроин — легковоспламеняющуюся жидкость, которую тогда использовали как растворитель. Этот момент вошёл в историю как первая "заправка", а спустя 120 лет в Вислохе установили памятник в честь смелой автоледи.
Фото: Wikipedia/Скульптура "Берта Бенц"
Первая настоящая заправка
Пока автомобили оставались редкой диковинкой, топливо продавали в обычных магазинах или на складах. Всё изменилось в 1907 году, когда в американском Сиэтле появилась первая автономная заправка. Она выглядела скромно: цистерна с бензином и несколько канистр, из которых топливо самотеком переливалось в бак. Никаких насосов, цифровых табло или удобных шлангов — только ручной труд и терпение.
Фото: Bowser Chief Sentry
"Железные леди"
Германия быстро подхватила идею: вдоль дорог начали устанавливать стальные колонки, которые из-за грозного вида прозвали "Железными леди".
Фото: Исторический центр Хайнца
Их дизайн напоминал средневековые орудия пыток, но функциональность оценили по достоинству. Вскоре такие колонки появились по всей Европе, а затем - и в других частях света.
Фото: Исторический центр Хайнца
Эволюция АЗС
К 1920-м годам заправки стали привычным атрибутом дорог. А к 1940-м они превратились в полноценные сервисные станции: с туалетами, кафе и небольшими мастерскими. Так началась эпоха современных АЗС, где можно не только заправиться, но и перекусить, проверить машину или просто отдохнуть в пути.
Интересно, что первые водители даже представить не могли, во что превратятся скромные цистерны с бензином. А сегодня мы воспринимаем заправки как нечто само собой разумеющееся и живем в мире, где в спорткары заливают ракетное топливо.