icon auto
Все о китайских авто
arrow
Блоги
26 июля 2025 | 09:34

Ford Explorer 4 – достойный аналог Land Cruiser для долгой дружбы с машиной

Сергей Никитин
Сергей Никитин Дотошный автолюбитель

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: KREG71 Фото: KREG71

В 2006 году Ford показал миру очередной Explorer, который, по всем признакам, должен был служить долго и без особых капризов. Рамная конструкция, два проверенных атмосферных двигателя, никаких турбин, никаких вариаторов и полный привод - что еще нужно для надежности? Но, как это часто бывает с американскими автомобилями того времени, теория получилась крепче, чем практика.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В 2006 году Ford показал миру очередной Explorer, который, по всем признакам, должен был служить долго и без особых капризов. Рамная конструкция, два проверенных атмосферных двигателя, никаких турбин, никаких вариаторов и полный привод - что еще нужно для надежности? Но, как это часто бывает с американскими автомобилями того времени, теория получилась крепче, чем практика.

При подготовке материала автор использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.

Начнем с правды сразу: Explorer 4-го поколения не тот внедорожник, который можно купить с пробегом 250 тысяч и спокойно наматывать на нем километры. Конечно, при должном обслуживании он способен пройти от 300 до 500 тысяч километров, но если владелец до вас относился к машине как к одноразовому мангалу, то вскоре придется по-настоящему "подружиться" с автосервисом. Тут, как говорится, либо повезло, либо продали, потому что устали вкладываться.


Фото: KREG71

Представьте: вы стоите на парковке возле супермаркета в Алматы. С одной стороны видите приевшийся Toyota Land Cruiser с подвеской как у лунохода и шофером, который излучает "надежное спокойствие". С другой – старая и пыльная Lada Niva, битая трижды, но гордая словно отец троих сыновей. Ford Explorer будет ровно в центре.

Вроде как внедорожник. Вроде как американец. Вроде как хочет понравиться, но выглядит так, будто его только что уволили с нефтяной вышки и он приехал начинать новую жизнь под Семиречьем (Жетісу).

И вот вы стоите и смотрите на него. Долго смотрите. Потому что у него есть... что-то. Это не харизма и не грация. Эту штуку мужчины называют "характер". Спорить с владельцем этой машины бессмысленно, потому что у него есть обоснованные доводы ее приобретения – это завораживает.

Если оглянуться назад

Ford Explorer 4-го поколения появился в 2005-2006 году (это не столь важно), когда у компании Ford уже не оставалось ни нервов, ни хороших шин. Все еще помнили скандал с Firestone, когда шины взрывались, как петарды, а Explorer, как пьяный гость на свадьбе, заваливался на бок.

Обвиняли тогда всех: Ford - Firestone, Firestone - Ford, а в итоге все просто тихо перешли на Toyota и сделали вид, что ничего не было. И тут появляется новый Explorer. Визуально он слегка перебрал стероидов и сделал брови. Новая решетка радиатора говорит о его американской принадлежности. Фонари стали наряднее, а багажник - еще массивнее.


Фото: KREG71

Но главные изменения произошли внутри. В прямом смысле. Тут тишина, как в дорогой библиотеке: Ford размазал по кузову столько шумоизоляции, словно это была главная задача кузова… или фишка для того, чтобы не слышать вопли детей с третьего ряда. А еще они добавили подвеску, которая больше не была деревянной телегой, а начала отрабатывать так, будто инженер пару лет ездил по казахстанским дорогам в летний сезон ремонтов.

Explorer больше не городской кроссовер с мимимишной LED-оптикой и табуреткой вместо подвески. Это рамный зверь. Настоящий грузовик в овечьей шкуре. Он может тащить прицеп весом в три тонны. Может везти семь человек и чью-то обиженную свекровь. Может выехать в степь и вернуться не на эвакуаторе. А еще у него под капотом V6 на 210 лошадей или опциональный V8 на 292, что по ощущениям дает такой момент, будто вы привязали к двигателю бешеную стиральную машину на отжиме.

И знаете, что самое смешное? Это работает. В отличие от некоторых современных машин, где ты садишься и все вокруг пытается быть тебе другом, Explorer ведет себя как старший брат. Немного грубый, не всегда понимающий, где ты находишься, но всегда встанет и защитит тебя.

Да, этот Ford не слышал о гибридах или электроприводе багажника. Зато он знает, как не потерять лицо, когда на трассе в сторону Костаная дождь начнет лить стеной или асфальт превратится в нечто среднее между катком и сельхозярмаркой.


Фото: KREG71

Забавно, но этому автомобилю не пришлось самоутверждаться – никто не ждал от него революции. Времена дикого внедорожного бума уже прошли, а сам сегмент все больше стал похож на мир гаджетов - меньше шума, больше маркетинга. А Explorer просто сделал тихий, но уверенный шаг вперед. Не прыгнул, не полетел, не сорвался в бой - просто стал лучше во всех смыслах.

Главный инженерный фокус 4-го кузова был сделан на платформе и движке. Под капотом - доработанный V6 4.0 мощностью 210 сил или новый V8 на 4.6 литра и 292 лошади. V8, кстати, тот же, что стоял на Mustang - только немного "разогнанный". Тут стоит шестиступенчатый автомат, который, в отличие от старой пятиступки, перестал думать слишком долго перед переключением. Все стало немного быстрее и предсказуемее, особенно в V8-версии.

Что важно — Explorer остался рамным внедорожником. Это уже в 2020-х все стали дружно пересаживаться на кроссоверы, чтобы не дай бог не почувствовать руль. Но тогда рамная конструкция была заявлением. Она давала жесткость, тяговитость и чувство, что машина не развалится, если съехать с асфальта.

Explorer никогда не строил из себя офроуд-монстра, но и грязи он тоже никогда не боялся. Что особенно порадовало тогда - это шаг в сторону комфорта. Задняя независимая подвеска сгладила поведение на разбитом асфальте, руль стал чуть живее, а тормоза - более предсказуемыми. Все стало немного проще - особенно в городе.

В отличие от многих конкурентов того времени, Explorer не пытался угодить всем сразу. Он не превращался в семейный минивэн, хотя место на троих взрослых сзади у него было. Он не делал вид, что он премиум, хотя кожа в комплектациях Eddie Bauer и Limited вполне ничего.


Фото: KREG71

И он не строил из себя спорткар, хотя V8 бодро тянул машину до сотни менее чем за 9 секунд. Особенно сильно он выделялся (и выделяется) на фоне автомобилей, которые тогда массово начали "европеизироваться". Мягкие, изнеженные, с панорамными крышами и сенсорными экранами, на которых нельзя было нажать в перчатках. Explorer в 4-м кузове эту игру в толерантность не поддержал, и это было круто.

По делу

Система охлаждения - слабое место

Больше всего жалоб приходит на V6-двигатель 4.0 SOHC (просто он самый популярный). Там слабое место - пластиковый корпус термостата. Со временем он начинает подтекать, и если вовремя не заметить - есть шанс получить перегрев. Запах антифриза в салоне, падение уровня охлаждающей жидкости, теплый воздух из печки, который внезапно становится холодным, - это все сигналы, что пора лезть под капот. На ремонт уйдет 2–3 часа, стоимость детали - низкая, но только если сразу поставить оригинал. Китайские заменители держатся недолго, и потом все повторяется заново.

У радиаторов тоже ресурс ограниченный. Особенно в условиях жары и загруженности – на наших алматинских дорогах такое случается регулярно. Выходит из строя радиатор чаще, чем хотелось бы. И да, замена радиатора - это не минутное дело: потребуется 2,5–3,5 часа и ощутимая сумма. Тут очень важно помнить, что китайский аналог дает гарантию только на то, что скоро ремонт придется повторить.

Электроника и трансмиссия

Классика жанра - проблемы с автоматом. Но актуально это утверждение только для ранних моделей (2006–2007), где ставили 5-ступенчатую коробку на V6. Она может начать пинаться, пробуксовывать или долго включать передачи. Некоторые жалобы касаются и 6-ступенчатой коробки, идущей с V8, хотя она в целом считается более надежной. Если вовремя заметить странности - есть шанс отделаться заменой соленоидов или адаптацией. Если игнорировать - придется снимать и перебирать узел, а это уже дорого.


Фото: KREG71

Электрика

Еще одна зона риска. Залипающие заслонки климат-контроля, отказ заднего стеклоочистителя, глючащие замки, "чек" на приборке без очевидной причины - все это не катастрофично, но неприятно. Многие из проблем уже изучены, на форумах куча инструкций, как чинить все самостоятельно, но если вам ближе сервис, чем отвертка, - готовьтесь платить.

Кстати, один из популярных "чеков" - это ошибка по клапану EGR. Он отвечает за рециркуляцию отработавших газов, и если он не в порядке, загорается ошибка P0401. Обычно меняется без проблем, но заодно нужно проверить всю систему. А вот на V8 бывают пропуски зажигания - виной тому катушки и свечи. Их меняют комплектом, чтобы не ловить по одной каждый месяц.

Ходовая и конструкция

Explorer – машина очуметь какая тяжелая, а значит, подвеска работает с полной нагрузкой. Со временем сдаются ступичные подшипники - появляется гул, особенно на скорости. Неисправные полуоси могут дать течь масла. Демпфер коленвала на V6 иногда разваливается, вызывая скрежет и шум. Опять же, не смертельно, но все это требует внимания и времени. И денег, конечно. Хорошая новость в том, что все эти узлы ремонтируются. Плохая - если вы купили машину "как есть", без диагностики, весь этот список может проявиться у вас в течение одного года.

Минусы, которые сложно игнорировать

Explorer не любит пробки и короткие поездки. Расход топлива - ощутимый: в городе 18–20 литров на 100 километров для V8 - обычное дело. V6 чуть скромнее, но все равно 15–17 литров - минимум. На трассе, конечно, может уложиться в 13 литров на  100 километров, если ехать спокойно. Для тех, кто считает каждый литр: это не ваш автомобиль.


Фото: KREG71

Второй момент - управляемость. В поворотах он кренится, руль не особо информативный, тормоза - не спортивные. Это не кроссовер, а полноценный рамный внедорожник. На трассе идет уверенно, на бездорожье – как зверь, но в городе, особенно на тесных парковках, чувствуется, что эта машина для другого ритма.

К салону тоже есть вопросы. Просторно, да, но материалы - на любителя. Со временем пластик может поскрипывать, а кожа вытираться. Никакого "премиума" ждать не стоит - тут все просто, но со вкусом. Многим, кстати, эти решения "от Генри" нравятся.

И последний минус - стоимость перепродажи. Explorer не входит в список машин, которые уходят "в лед" с рынка. Во-первых, в Казахстане мало кто понимает, что это за зверь. Во-вторых - потому что те, кто понимает, знают про его возможные болячки. Поэтому если возьмете его здесь - будьте готовы ездить на нем долго.

Главный двигатель Explorer - простой и живучий, но не беспроблемный

Если вы ищете надежный атмосферный мотор без турбин, хитрых форсунок и прочих сложностей, 4-литровый Cologne V6 - один из немногих оставшихся вариантов. Это старый, проверенный временем двигатель, который в разных версиях ставился еще с конца 80-х. В поколении Explorer 2006–2010 он получил доработанную конфигурацию с одним распредвалом на каждый блок и четырьмя (!) цепями ГРМ. Чувствуете? Звучит как отсылка с "дьяволу на колесах", которого звали Grand Vitara.

Но есть большая разница

В отличие от "Витары" многоцепной Cologne отличается божественной ремонтопригодностью, невероятной выносливостью. Главное, что нравится владельцам Cologne V6 - это отсутствие турбины. Да, многим кажется, что без наддува "двигатель мертвый", но тут вопрос в другом: в моторе нет одной из самых дорогих и сложных в обслуживании деталей. Зато есть понятная конструкция, позволяющая относительно легко и недорого решать типовые проблемы.


Фото: KREG71

По полочкам

В моторе Cologne V6 два клапана на цилиндр, один распредвал на каждую голову - это упрощает обслуживание, снижает риск загиба клапанов при обрыве цепи и в целом делает мотор менее капризным. Распределенный впрыск топлива делает систему питания менее чувствительной к качеству бензина. Мотор нормально переваривает 92-й и не требует постоянной чистки форсунок.

Хорошая совместимость с недорогими маслами и фильтрами - еще один плюс, особенно в условиях ограниченного бюджета на обслуживание. Двигатель устойчив к перегревам, износу, не боится высоких температур и при "никаком уходе" способен пройти 350–400 тысяч километров без капитального ремонта. Звучит как сказка про Land Cruiser? Да, так оно и есть – Explorer его самый главный конкурент с нераскрытым потенциалом.


Фото: KREG71

Недостатки

Cologne V6 - не идеальный. Его конструкция очень надежна, но со своими нюансами. Во-первых, тут действительно сложная система ГРМ. Здесь используется четыре (!) цепи, причем доступ к некоторым из них возможен только после снятия двигателя. Это редкое решение даже для V6 и делает замену ГРМ крайне трудоемкой и затратной.

Мастера заберут у вас машину минимум на пару дней для обслуживания. Как мы уже говорили ранее, тут проблемный пластиковый корпус термостата. Он со временем начинает течь. Гидрокомпенсаторы со временем могут начать цокать, особенно на холодную. Это не критично, но раздражает, особенно в мороз. Решается заменой - при желании можно ездить и так, но звучит неприятно.

Частенько подводит правая подушка двигателя - типичная жертва возраста. При ее износе появляются вибрации на всех оборотах, особенно заметные на холостом ходу. Еще вам будет докучать расход топлива. Да, мотор честно отрабатывает свой объем, но средний расход 15–18 литров на 100 километров по городу — это не для тех, кто привык считать каждый тенге. Усугубляет положение то, что бензин у нас отпустили в свободное плавание, а курс тенге стал столь стремительно слабнуть.

Самое противное

Дефицит некоторых запчастей. В странах вроде Казахстана, Беларуси или России не всегда можно оперативно найти все необходимое для ремонта этого мотора (как на Toyota). Особенно если речь о специфических деталях цепного механизма или направляющих.


Фото: KREG71

Альтернатива - 4.6 V8 Triton

Если вас не пугает еще больший расход и вы любите ровную тягу на низах, стоит присмотреться к 4,6-литровому V8. Это мотор из той же эпохи, что и Cologne V6, но отличается более высоким ресурсом и лучшей сбалансированностью.

Он выдает 240 лошадиных сил и 390 Нм, работает тише, вибраций меньше, но и налоги, и расход - больше. Также его 6-ступенчатый автомат надежнее 5-ступенчатого – это факт. Специфических болячек у этого мотора намного меньше.

Но вывод у меня будет такой: Cologne V6 - честный атмосферник старой школы: если следить, вовремя менять масло и не забивать на первые признаки проблем, он живет долго. Но ремонтировать его придется - вопрос лишь в том, когда и насколько серьезно. При покупке подержанного Explorer обязательно нужно проверить состояние цепей, термостата, уровень вибраций и наличие ошибок по двигателю. А еще:

"Передние ступицы ставить нужно только оригинальные - машина тяжелая, и китайские аналоги не выдерживают больше 10–15 тысяч километров. Крышку радиатора следует сразу менять на оригинальную, потому что клапан быстро забивается, а это может привести к трещине корпуса термостата. Сам корпус термостата тоже довольно уязвим. Свет слабый, но это лечится установкой ксенона и линз. Передняя подвеска тоже испытывает нагрузку - морда тяжелая, особенно у версии с V8", - рассказывает один из владельцев Ford Explorer.


Фото: KREG71

Под чертой

Главная проблема этой машины в Казахстане – постреализация. Ее покупают как аналог Land Cruiser и живут вместе с ней долгие годы. Но проблема ли это? Смотрите сами: я знаю много владельцев "крузаков", но не знаю никого из них, кто бы от своих "бегемотов" быстро отказывался. Даже если Land Cruiser решаются продать, экс-владельцы покупают модель свежее, то есть остаются со своим любимым другом.

Explorer – точно такой же "бегемот", только дружить с ним долго вы будете не осознанно, как владельцы японских джипов, а вынужденно, но это не означает, что качество дружбы будет хуже. Классная машина – нестыдный джип.

Ранее мы рассказывали чем "болеют" Subaru Outback BR и Chrysler 300C.

tengri auto sport edu mob-menu