Они живут на пятом этаже, но их мир давно сжался до нескольких квадратных метров. За окном — свобода, к которой они не могут прикоснуться. Каждый поход на улицу для Владимира и Анастасии Белоруковых из Восточного Казахстана — битва со страхом, болью и равнодушием системы. Как узнала корреспондент Tengrinews.kz, пока власти обещают "решить вопрос", супруги с инвалидностью продолжают смотреть на жизнь из-за занавешенного окна, где вместо мечты о движении — пластиковые бабочки на стенах.
В тесноте да не в обиде
40-летняя Анастасия Белорукова и ее 47-летний муж Владимир Белоруков живут в поселке Глубокое, в однокомнатной квартире в старой пятиэтажке на пятом этаже.
Вместе с ними - 75-летний отец Анастасии, который несколько лет назад переписал жильё на дочь и зятя. Им негде было жить.
Так и ютятся вместе все эти годы здесь.
Разложенный диван, кровать, шкаф, холодильник и угол, заставленный вещами и скудной мебелью, по стенам – пакеты с вещами, рядом с диваном – полка с обувью и клетка с хомячком.
Больше сюда просто ничего не помещается.
Окно задернуто темными шторами - сторона солнечная. Комната под крышей на пятом этаже быстро нагревается летом так, что не спасает вентилятор, стоящий рядом со спальным местом.
В квартире чисто, насколько может чисто в квартире двух людей с сильно ограниченными возможностями.
Правда, стены в прихожей ободраны до старой краски, зато по стенам и на холодильнике - рой разноцветных бабочек. Пусть и искусственных.
Они словно воплощение мечты двух людей о свободе передвижения, о легкости в движениях.
"Ремонт не доделали. Нас топило. Обои ждем, когда привезут. Я ведь не смогу справиться с целым рулоном", - словно оправдывается Владимир.
Но самая большая беда семьи — не теснота и не старый ремонт, а пятый этаж, превратившийся в ловушку. Лифта в доме нет. Для прихрамывающего Владимира каждый спуск — боль, а для прикованной к коляске Анастасии — страх.
Выбраться на улицу они могут только с помощью соседа-инвалида, который на руках перетаскивает ее по крутым ступеням.
"Без него мы бы просто не справились. Сидели бы как в тюрьме", - говорит Владимир.
Это видео снято в тот день, когда сосед снова пытался спустить Анастасию в коляске по крутым ступеням. Супруги направлялись в акимат, чтобы в который раз просить о ступенькоходе, который мог бы вернуть им право просто выйти из дома.
Женщина панически боится этих спусков, потому что два раза ее роняли, повреждая и так больную руку.
"Каждый раз это стресс для Насти. Она просто боится подъезжать к лестнице", - стараясь как можно аккуратнее прокатить коляску по узкому коридору, рассказывает ее муж Владимир.
Он одной рукой, на которой висит костыль, держит за ручку коляску с супругой, второй открывает дверь, ногой притормаживает колесо, чтобы немного более или менее безопасно вырулить из лабиринта дверей и порогов на лестничную площадку. Хотел показать, каким испытанием каждый раз становится выход на улицу.
"Всё! Дальше не надо!" - кричит Анастасия, с испугом смотря вниз пролета.
Заложники пятого этажа
У Владимира - инвалидность II группы, а его супруга Анастасия относится к I группе инвалидности. Её жизнь сильно осложнена тяжёлым диагнозом - онкология. Чтобы бороться с болезнью, она вынуждена регулярно проходить обследования в областной онкологической больнице. Ситуация со здоровьем усугубляется еще и проблемами с почками.
Каждый выезд в больницу для неё - это целое испытание, особенно в условиях, где доступ к улице превращается в непреодолимое препятствие. Остается одно утешение – хомяк и окно.
"У окна тоже долго не высидишь. Зимой горячая батарея мешает, а летом солнце весь день сильно светит. Кухонька у нас маленькая, тут и не развернёшься с коляской. Если Настю подкатишь к окну - к плите не подойти", - говорит Владимир, наливая супруге кофе.
Он повесил свой костыль на правую руку, чтобы подать бокал. Левой придерживает коляску.
Помогать Белоруковым приходит социальный помощник. Она моет Анастасию, прибирает в квартире, помогает купить, а главное – принести, продукты и почистить овощи, чтобы позже Владимир приготовил обед.
"Поддержка от государства есть. Пусть после длительных просьб и необходимости вечно доказывать, но помощь мы получаем. Вот удалось с некоторыми мытарствами выбить социального помощника, она у нас молодец: во всем помогает - убирает, готовит, приносит продукты, но таких, как мы, у нее много, поэтому на многое рассчитывать не приходится. Сейчас для нас самая большая боль - это отсутствие возможности спуститься на улицу…" - говорит Владимир.
Замкнутый круг
Владимир активно ищет все возможные пути решения проблемы. Но пока тщетно.
Он уверен, что помочь им может ступенькоход - специальное устройство, с помощью которого можно спускать инвалидную коляску. Но это приспособление для семьи Белоруковых очень дорогое.
"К примеру, на "Али экспресс" без доставки ступенькоход стоит порядка 300 тысяч тенге, а еще доставка… Стоимость возрастает почти до 700 тысяч тенге, а где такие деньжищи взять? Мы просили акимат помочь. Пообещали… но пока молчат…" - вздыхает мужчина.
В бюджете такие расходы не предусмотрены, говорит Владимир.
Что говорят в акимате
В акимате Глубоковского района знают и семью, и их проблему.
"Мы убедились в условиях проживания Владимира и Анастасии Белоруковых. Основная проблема семьи - отсутствие подъемника на пятый этаж. Ступенькоход за счёт бюджетных средств предоставить невозможно, так как он не входит в гарантированный объём обеспечения инвалидов. Заявление в фонд они написали, вопрос решается за счёт спонсорских средств. Думаю, в этом году решение будет найдено", - пояснила руководитель отдела занятости и социальных программ Маргарита Пономарева.
В Глубоковском районе живут 1963 человека с инвалидностью. В 2025 году на их поддержку выделили 205,3 миллиона тенге, более половины уже потрачены. Деньги идут на бесплатные лекарства, средства гигиены, медсопровождение, но не на подъемники и подобное оборудование.
По словам Маргариты Пономаревой, в июле областное управление соцзащиты запрашивало предложения по расширению списка и специалисты Глубоковского района рекомендовали включить подъёмники. Вопрос находится на рассмотрении в профильном министерстве.
Семье посоветовали обратиться в общественный фонд "Развитие". Они подали заявление, но и там очередь, а помощь зависит от спонсоров. Сейчас, по словам главы фонда Адильхана Забирова, необходимых средств просто нет.
"Фонд пополняется за счёт пожертвований от бизнеса и фермерских хозяйств. Сейчас идет уборка урожая, поэтому необходимо немного подождать, когда у предпринимателей появится возможность помочь. Мы в курсе ситуации семьи Белоруковых и знаем о необходимости в подъёмнике. Думаю, ближе к зиме, а возможно и раньше, мы сможем найти средства для его приобретения. Наш фонд регулярно оказывает помощь, и предприниматели нас поддерживают", - говорит он.
Владимир с Анастасией думали и о смене жилья – хотя бы на второй, а лучше – первый этаж. Желающих обменять или купить квартиру на пятом этаже пока не нашлось.
Белоруковы также пытались воспользоваться жилищными программами. Им рекомендовали обратиться в "Отбасы банк", однако там им отказали из-за несоответствия критериям.
Семья испытывает трудности и на улице, и с транспортной доступностью. На обследования приходится вызывать такси, но подъехать к дому почти невозможно: дорога разбита, двор изрыт раскопками, а от дома к дому ведут только лестницы — непреодолимое препятствие для Белоруковых.
"Разрытия связаны с проектом реконструкции внутриквартальных сетей теплоснабжения на 2024–2025 годы. В этом году работы будут завершены, дорожное полотно восстановлено до зимнего периода", - пояснила заместитель акима посёлка Глубокое Анжелика Табакаева.
Фото ©️ Tengrinews.kz
Проблема остается
Уже 15 сентября Анастасии Белоруковой снова предстоит обследование, а значит, нужно добираться до областной больницы в Усть-Каменогорск. Это всего-то 23 километра, а еще мучительные спуск и подъем на пятый этаж - тяжелейшие физические и моральные испытания...