Таблетки и иней: репортаж с суда по делу о крушении самолёта Bek Air

Никита Данилин
Никита Данилин Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Таблетки и иней: репортаж с суда по делу о крушении самолёта Bek Air Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

В Турксибском районном суде Алматы рассматривается дело против погибших пилотов Bek Air Миржана Мулдакулова и Марата Муратбаева, управлявших в 2019 году упавшим самолетом Fokker 100, передает корреспондент Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В Турксибском районном суде Алматы рассматривается дело против погибших пилотов Bek Air Миржана Мулдакулова и Марата Муратбаева, управлявших в 2019 году упавшим самолетом Fokker 100, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Что произошло

Авиакатастрофа с самолетом Fokker 100 компании Bek Air произошла 27 декабря 2019 года. Лайнер вылетел из Алматы в Астану, но почти сразу потерял высоту. Затем он снес забор и столкнулся с двухэтажным коттеджем недалеко от аэропорта. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. В результате крушения погибли 12 человек.

58-летний Марат Муратбаев был командиром разбившегося воздушного судна. Он погиб на месте авиакатастрофы. 54-летний пилот Мейржан Мулдакулов был госпитализирован. Его выписали из больницы 21 января 2020 года в стабильном состоянии, однако спустя неделю он умер.

Сейчас в отношении пилотов рассматривается уголовное дело по части 3 статьи 344 УК РК (Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Что происходит в суде

Главное судебное разбирательство по делу о крушении самолета Bek Air началось 25 июля. Досудебное расследование заняло около 5 лет. Дело рассматривает судья Дастан Алмагамбетов. В рамках процесса прошло уже шесть заседаний, и сейчас суд находится на стадии исследования материалов уголовного дела.

Судья Дастан Алмагамбетов. Фото:©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин

В суде участвуют государственный обвинитель, прокурор главной транспортной прокуратуры, а также адвокаты, представляющие интересы потерпевших и погибших пилотов.

На заседании 5 августа, как сообщали СМИ, в суде из материалов уголовного дела заслушали заключение экспертов, которые посчитали, что пилоты заподозрили обледенение крыльев самолета, но заказали обработку только его хвостовой части. Обвинение считает, что неполная противообледенительная обработка произошла из-за установок компании Bek Air об экономии. Также рассматривались доводы о том, что мышление командира судна было заторможено из-за принятия таблеток от артериального давления.

В свою очередь, адвокаты заметили несостыковки в доводах экспертов. В связи с этим они выдвинули ходатайство о вызове экспертов на допрос в суд.

Фото с телефонов пассажиров качестве доказательств

7 августа во время процесса рассматривались отдельные моменты из 410-го и 1357-го томов уголовного дела. В частности государственный обвинитель уделил много внимания вещественным доказательствам в виде фотографий и видеозаписей с телефонов пассажиров Fokker 100.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин

Сторона обвинения считает, что пассажирам удалось запечатлеть обледенение самолета. Так, например, в деле есть фото одной из пассажирок, которая сфотографировала конфету "Взлётная" на фоне иллюминатора. Прокуроры замечают, что на иллюминаторе видны "ледяные отложения".

"На другом фото мы видим, что пассажиры сидят в куртках в салоне самолета, значит, там было холодно", — говорит гособвинитель.

Другой прокурор по видеосвязи добавляет: "Значит кузов самолета не был готов к полету".

В свою очередь, адвокат потерпевшей стороны Нурлан Халиков поправил прокурора заметив, что "у самолета нет кузова, у него фюзеляж".

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин

В качестве другого доказательства обвинение показало видео пассажирки, которая засняла момент взлёта самолета. Женщина снимала крыло судна через иллюминатор. На иллюминаторе снова виден иней.

"На глаз определять, что весь самолет обледенел, только по виду одного иллюминатора - это неправильно", - высказался адвокат Бейбит Кендирбаев, представляющий интересы погибших пилотов.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин

Адвокат обратил внимание, что в протоколе не указано, когда сделаны фото и видео. Также Кендирбаев говорит, что ему вполне понятно, почему в самолете было холодно — это эффект "выхолаживания", посадка в самолет производилась с открытой дверью, а на улице была зима. Иней на иллюминаторах адвокат объяснил тем, что внутри самолета было теплее, чем на улице, и из-за этого на окнах собрался конденсат.

На другом видео был запечатлен самолет после крушения. Вокруг самолета наблюдается суматоха, рядом бегают сотрудники аэропорта в зеленых жилетках. Адвокат Кендирбаев обращает внимание суда на то, что один из сотрудников стоит на крыле самолета.

"Как человек может стоять на крыле, если оно обледенело?" - задает вопрос адвокат.

Гособвинитель пытается разъяснить происходящее. По его словам, после крушения прошло уже несколько часов. "Утром одна температура, ближе к 10 утра уже другая, поэтому льда может и не быть", - говорит представитель прокуратуры.

Следственные эксперименты

На заседании 5 августа, по данным СМИ, в суде зачитали показания второго пилота Миржана Мулдакулова, который скончался спустя месяц после крушения самолёта Bek Air в декабре 2019 года. Его успели допросить два раза: 24 и 27 января 2020 года.

Он рассказывал, что перед взлетом пилоты осмотрели судно визуально, а также проверяли его на обледенение руками. "В трёх местах проверили руками. Я повыше ростом и переднюю часть проверил, погладил железо, оно было чистое и сухое", - говорил Мулдакулов следователям.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Никита Данилин

Для проверки слов Мулдакулова в рамках следствия был проведен эксперимент. Следствие взяло двух людей ростом как у пилотов - 171 сантиметр и 175 сантиметров - и попросило их дотронуться до кромки крыла самолета Fokker 100. Видеозапись следственного эксперимента продемонстрировали на заседании.

В пяти из семи точек крыла человек ростом в 175 сантиметров, как у второго пилота Мулдакулова, смог дотянуться до кромки крыла самолета.

Адвокат Кендирбаев заявил, что участвовавшие в следственном эксперименте люди были на "1-2 сантиметра" ниже пилотов. Он заострил внимание на моменте, где измерялся их рост. Также адвокат говорит, что длина рук не измерялась и у пилотов она могла быть другой.

"И хочу все-таки заметить, что большую часть крыла, а именно пять точек, во время эксперимента один человек все же охватил", - заметил Кендирбаев.

Отметим, что 7 августа суд против пилотов Bek Air прокомментировал заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев. Журналисты подняли вопрос о том, что, "если по результатам расследования будет установлена вина пилотов, их родных могут обязать выплатить компенсации пострадавшим и семьям погибших".

"Может быть, это и не вина пилотов. Это расследование должно поставить точку. Погибло большое количество людей. Какими бы влиятельными ни были люди, стоявшие за Bek Air, моё личное мнение: справедливость должна восторжествовать, люди должны получить компенсацию за то, что их родные погибли", - ответил вице-премьер.

Напомним, что это не первый суд о крушении самолета Bek Air. В мае 2021 года ряд местных чиновников Талгарского района и риелтор были признаны виновными в продаже земли в поселке Гульдала, в районе, где в 2019 году потерпел крушение самолет Bek Air. Их приговорили к различным срокам наказания.

В июне 2022 года нескольких бывших чиновников акимата Талгарского района осудили за незаконное отчуждение и последующую продажу земель вблизи аэропорта Алматы в период с 2017-го по 2019 год.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 31
Астана 25
Актау 24
Актобе 21
Атырау 23
Б
Балхаш 30
Ж
Жезказган 25
К
Караганда 22
Кокшетау 24
Костанай 31
Кызылорда 22
П
Павлодар 25
Петропавловск 22
С
Семей 29
Т
Талдыкорган 32
Тараз 33
Туркестан 24
У
Уральск 22
Усть-Каменогорск 33
Ш
Шымкент 23

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer