С 7 апреля в Казахстане вступили в силу обновленные правила обязательного автострахования. Разбираемся, зачем потребовались изменения и какие выгоды они могут дать водителям.
Речь идет о поправках в расчет страховой премии по ОСГПО, утвержденных Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка. В центре внимания — система "бонус-малус", по которой теперь точнее оценивается страховая история водителя.
Изменения уже вызвали широкий отклик со стороны автовладельцев: одни опасаются роста цен, другие — усложнения процедур. Но за новыми правилами стоит стремление выстроить более прозрачную и справедливую систему, где аккуратная езда напрямую влияет на стоимость полиса.
Почему понадобились изменения?
Обновление правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — это ответ на несколько параллельных вызовов.
Во-первых, транспортный парк Казахстана ежегодно обновляется. На дорогах появляется все больше новых машин, стоимость ремонта которых в случае аварии может превысить миллион тенге.
Во-вторых, прежняя система бонусов, штрафов и расчета премий почти не учитывала разницу между водителями, которые годами ездят без происшествий, и теми, кто регулярно становится виновником ДТП.
В-третьих, страховщики нередко сталкиваются с недобросовестным поведением — как со стороны клиентов, так и в случае мошеннических схем. Упорядочивание расчетов и цифровизация процесса — шаг в сторону прозрачности и защиты всех сторон.
Что изменилось в 2025 году?
Расширена система "бонус-малус". Количество классов увеличено с 15 до 18. Введены новые понижающие и повышающие коэффициенты: для тех, кто часто попадает в аварии, стоимость полиса возрастет максимум в 3,5 раза. Зато для аккуратных водителей — наоборот, будет снижаться.
Учитывается не только сам факт ДТП, но и его масштаб. Если ущерб небольшой (до 200 МРП — 786 400 тенге в 2025 году), то коэффициент будет ниже, чем при серьезных повреждениях. Такой подход позволяет справедливо различать "незначительные инциденты" и действительно опасные случаи.
Влияют нарушения ПДД. Штрафы и нарушения, зафиксированные за последний год, теперь также будут учитывать при расчёте стоимости ОГПО. Это станет дополнительной мотивацией соблюдать правила.
Новые правила — не про штрафы, а про стимулы
Многие казахстанцы опасаются: "Теперь за каждое движение будем переплачивать?" Но как раз наоборот: новая система мотивирует аккуратную езду и награждает дисциплинированных водителей. Безаварийное вождение, отсутствие штрафов, бережное отношение к другим участникам движения — все это теперь влияет на "кошелек".
Кроме того, в случае ДТП с участием дорогого нового авто, старые лимиты часто не покрывали даже половину ремонта. Новая градация премий позволяет страховым компаниям точнее оценивать риски и выплачивать более адекватные компенсации.
Кто выиграет?
Новая система устранит один из главных нюансов прежнего подхода, когда аккуратные водители платили по тем же ставкам, что и те, кто регулярно нарушает ПДД и попадает в ДТП. Теперь все справедливо: кто ездит аккуратно — тот платит меньше.
Особенно важны изменения для новичков, которые только приобрели автомобиль. Им по умолчанию присваивается класс A с коэффициентом 1,8 — это логичное и обоснованное решение: у водителя пока нет истории, и страховая компания не может оценить его риски. Но система дает шанс быстро улучшить свою страховую категорию при условии безаварийной езды.
При этом важно помнить: если человек нашел средства на покупку автомобиля, то страховой взнос должен стать не обузой, а осознанной частью расходов. В конце концов, при серьезном ДТП страховая выплата может многократно превысить сумму взноса, защитив водителя от долгов и необходимости продавать имущество.
Аккуратные водители. Чем дольше вы ездите без происшествий — тем дешевле ваша страховка.