В Петропавловске начался судебный процесс по принудительному выселению семей нескольких врачей из квартир, которые им изначально предоставляли в бессрочную аренду, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Без объявления войны"
Всё началось ещё в прошлом году. Тогда мы рассказывали, что 18 докторов неожиданно получили уведомления о срочном выселении из 80-квартирного Дома врача.
Его построили в 2010 году для передачи в безвозмездную аренду квартир медработникам, не имеющим собственной жилплощади. Двухподъездный дом с 1-, 2-, 3-комнатными квартирами, по сути, всегда был семейным общежитием, в котором жильцы в основном занимали по одной комнате, но некоторым семьям предоставляли полностью квартиры.
Причём новосёлам при вручении ключей говорили, что они могут жить здесь, пока работают в медицинских учреждениях Петропавловска.
Так и было больше десяти лет, вспоминает Динара Омурзакова. Её муж Дильмурат Шавдунов - врач скорой медицинской помощи и кардиолог высшей категории. Семья переехала в Петропавловск в 2009 году из Алматы. Своего жилья у них не было, поэтому жили у родителей Динары в селе Белом Мамлютского района.
"Мужу приходилось ездить на смену в город почти 60 километров. Радости не было предела, когда в 2010 году нам вручили ключи от однокомнатной квартиры в Доме врача. Тогда нам чётко и ясно сказали: пока вы работаете в госбольнице, вы живёте здесь. Сначала вообще никаких документов на право проживания не было. Потом стали выдавать договоры, сначала без срока, потом продлевали их каждый год. А в мае прошлого года, как говорится, без объявления войны, нам вручили уведомления о выселении. Для нас это было шоком, ведь нам просто некуда идти!" - рассказывает Динара Омурзакова.
Она вспоминает, что по странному стечению обстоятельств уведомления им пришли как раз тогда, когда несколько квартир в Доме врача приватизировали актёры Казахского драматического театра.
"Нам изначально говорили, что приватизация этого жилья невозможна. А тут мы узнаем, что артисты, которые по какой-то непонятной для нас причине занимали четыре квартиры в нашем доме, получили ордера, им разрешили приватизировать жильё по остаточной стоимости. Что за дискриминация? То есть врачам в Доме врача приватизировать квартиры нельзя, а актёрам можно? Странная логика!" - отмечает Динара.
В прошлом году после большого резонанса, который получила ситуация с выселением, управление здравоохранения СКО разрешило семьям докторов пожить в их квартирах ещё год.
"Что положено актёрам, не положено врачам?"
Врачи же, увидев, что процесс приватизации квартир в доме запущен и вполне возможен, решили отстаивать свои права в суде, подав иск с требованием передать Дом врача в коммунальную собственность и разрешить им приватизировать жильё.
"Иск мотивирован тем, что истцы - медработники с более чем 10-летним стажем - на протяжении более 10 лет проживают в предоставленных им жилых помещениях в доме. Несмотря на длительность проживания, добросовестное исполнение профессиональных обязанностей, а также факт предоставления некоторых квартир в этом же доме для приватизации третьим лицам (артистам), заявителям отказано в реализации права на приватизацию жилья, поэтому они вынуждены обратиться в суд. … Ответчики - областная больница и управление здравоохранения СКО - в отзывах просили отказать в удовлетворении иска, указывая, что дом был построен для социальной поддержки молодых врачей, не имеющих жилья, для временного проживания. По мнению ответчиков, имеется острая нехватка жилья для медработников, поэтому передача квартир в коммунальную собственность не представляется возможной", - говорится в решении специализированного межрайонного административного суда СКО.
В удовлетворении иска врачам было отказано. Однако они не сдаются и уже готовят апелляционную жалобу.
С вещами – на выход
Тем временем многопрофильная областная больница, на балансе которой находится дом, подала иск о выселении девяти семей врачей.
Как указано в нем, 31 мая 2024 года между больницей и ответчиками, проживающими в Доме врача, был заключён договор о предоставлении им квартир до 31 мая 2025 года. То есть срок истёк.
"25 апреля 2025 года на заседании жилищной комиссии рассмотрели вопрос о выселении жильцов, у которых закончился срок договора. По договору балансодержатель имеет право выселить получателя временного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилья, в случае если истек срок договора. Комиссия приняла решение вручить уведомления всем жильцам, которые проживают 10 и более лет, с предоставлением срока – один месяц с момента вручения уведомления. В уведомлении установлен срок – 14 июня 2025 года. Уведомление было направлено по почте. Однако ответчики отказываются добровольно освободить жилое помещение", - говорится в иске.
Истец считает, что длительное бесплатное проживание в Доме врача и повышенная зарплата позволяли медикам приобрести собственное жильё.
"Цель выселения – предоставление жилья молодым специалистам, которые прибывают в СКО из других регионов. Всем известно, что в Петропавловске острый дефицит врачей. Поэтому ежегодно мы привлекаем порядка 25 выпускников медвузов. Но вновь прибывающим врачам не можем предложить проживание в Доме врача. Нет свободного жилья, и, как следствие, организации здравоохранения Петропавловска вынуждены производить сооплату арендного жилья для прибывших сотрудников", - указано в иске.
Истец просит суд немедленно выселить девять врачей и членов их семей.
"Мы доведены до отчаяния!"
Врачи не понимают, почему молодым специалистам хотят помочь, ущемляя права опытных медработников.
"Да, врачей в регионе не хватает. Но разве будет лучше, если мы – опытные врачи со стажем и высшими категориями - уедем? А ведь многие так и сделают, если суд примет решение о выселении", - отмечают ответчики.
Что касается мнения истца и областного управления здравоохранения о том, что за эти годы врачи могли бы и накопить на своё жильё, врачи объясняют, что ситуации у всех разные, к тому же получать повышенные зарплаты медработники стали не так давно.
"Нам в своё время ничего не выдавали – ни подъёмных, ни квартирных, никакой помощи. Сегодня для молодых специалистов делается очень много – в СКО выдаются подъёмные от 3 до 8 миллионов тенге, в течение трёх лет 50 процентов аренды им оплачивает больница, которая их принимает. Появилась жилищная программа, по которой молодые специалисты могут получить ипотечное жильё на хороших условиях. А мы уже не подпадаем под эти условия. И где справедливость?" – не понимают ответчики.
Стаж врача-педиатра высшей категории Алтын-кыз Окановой – 27 лет. С 1998 года она работала на самых сложных участках. Одна вырастила детей, сейчас на её попечении находится недееспособная сестра-инвалид.
"Я долго стояла в очереди на жилье, но потом меня каким-то образом оттуда убрали. Я не стала воевать и что-то доказывать. А в 2010 году мне дали ключи от квартиры в Доме врача, сказав: работайте и живите. Сейчас в этой двухкомнатной квартире нас проживает несколько человек, в том числе моя сестра-инвалид. Куда мы с ней пойдём? У меня нет возможности снимать квартиру, я не могу выселиться из этой квартиры никак. Почему кто-то смог приватизировать квартиры, а нас просто выселяют, даже не предлагая альтернатив?" - плачет Алтын-кыз Оканова.
У врача реаниматолога-анестезиолога Сайфиддина Абдурахманова трое детей, один из них – с инвалидностью. Супруга не работает, занимается детьми. Доктор подавал ходатайство в облздрав, чтобы ему с семьёй разрешили пожить в Доме врача до мая 2026 года.
"Все имеющиеся деньги у нас потрачены на лечение ребёнка, возил его в Астану, в Узбекистан. Ежемесячно приходится оплачивать услуги логопеда, дефектолога. У нас нет возможности решить вопрос с жильём. Я прошу дать возможность пожить до конца мая 2026 года, потом я обязуюсь покинуть квартиру, освободить жилплощадь по своей воле. Я прошу отсрочку, писал ходатайство в облздрав, но на жилищной комиссии рассмотрели вопрос и отказали в этой просьбе", - рассказал на суде Сайфиддин Абдурахманов.
Ещё один ответчик, Амангельды Каукенбай, тоже просит об отсрочке. Он решил переехать со своей семьёй к родителям, сам же будет ездить на работу в райцентр Мамлютка, что в 40 километрах от Петропавловска.
Кто-то из врачей, получивших уведомление о выселении, не стал бороться и переехал – сняли жильё или уехали в другие регионы, где условия значительно лучше. Другие же медики решили идти до конца.
Среди них - врач-эпидемиолог Ринат Бижанов, который, к слову, прожил в Доме врача всего восемь лет, но тоже попал под выселение. Он объясняет, что взять ипотеку пока не может, а аренда жилья – очень дорогая. В семье подрастают две дочери.
Врач-эндоскопист Мадина Жексенова одна воспитывает ребёнка. Невропатолог Тамара Гаркуша сейчас в декрете, но это не помешало вручить ей уведомление о выселении. Женщины признаются, что идти после выселения им некуда.
У Дильмурата Шавдунова и его жены Динары Омурзаковой квартира в Доме врача тоже единственное жильё.
"У нас дети спрашивают: "А где мы будем жить, если нас выгонят?" У нас с мужем нет ответа. Я сейчас студентка очного отделения, учусь на медсестру. У меня нет возможности зарабатывать. Нас просто делают бездомными. Если нас выселят, то поставим палатки возле нашего дома и будем жить на улице. Если суд примет решение о выселении, я объявлю голодовку. Ну как-то же нужно добиваться справедливости. Мы доведены до отчаяния!" - заключила Динара Омурзакова.