Руководитель фонда по защите прав детей-сирот в ВКО Александра Исмаилова рассказала о серьёзных нарушениях при выделении жилья выпускникам детских домов, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
По её словам, государственные квартиры, предназначенные для социально уязвимых граждан, в том числе сирот, нередко оказываются в распоряжении чиновников и посторонних лиц.
Александра - сама бывшая воспитанница детского дома. Недавно она побывала в Катон-Карагайском районе ВКО после анонимного сигнала о возможных махинациях с распределением жилья для сирот.
"Мы приехали в Катон-Карагай после того, как получили анонимный сигнал: в квартирах, купленных государством для социально уязвимых слоёв населения, проживают посторонние лица, а некоторые квартиры вообще пустуют месяцами. Эти квартиры числятся на балансе отдела жилищных отношений, и по закону часть из них (не менее 20 процентов) должна быть обязательно выделена детям-сиротам. Чтобы проверить, так ли это, мы хотели провести рейд, но попасть внутрь не удалось. Нас принял замакима района и просто попросил "поверить ему на слово". Мы не стали спорить, а просто поехали посмотреть сами", – рассказала Александра Исмаилова в видеообращении.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Александра опубликовала видео разговора с заместителем акима Катон-Карагайского района Расулом Карабалиным. На вопрос о доле сирот среди получивших квартиры он ответил:
"В прошлом году восстановили брошенные дома, какую-то часть дали сиротам, многодетным, но пришли к нам коллеги - госслужащие. Им временно дали жильё, разместили. В процентом соотношении им (сиротам), может, дали меньше, чем надо", - ответил Расул Карабалинов на видео.
Как оказалось, ситуация осложнилась после того, как в январе 2024 года был вновь образован Катон-Карагайский район. В связи с этим туда переехали госслужащие, которым срочно требовалось жильё. Однако при проверке домов Александра Исмаилова обнаружила две пустующие квартиры, простаивающие более полугода.
"Жители домов говорят, что там никто не живёт с момента распределения. Мы официально направили запрос по этому поводу, но уже сейчас очевидно: ситуация вызывает много вопросов. Мы обращаемся в прокуратуру Восточно-Казахстанской области с просьбой срочно провести проверку по этим адресам. Жильё, которое должно было стать домом для сирот, многодетных и нуждающихся, не должно простаивать или использоваться не по назначению", – подчеркнула Исмаилова.
В соцсетях подписчики поддержали её, оставив десятки комментариев с призывами к проверкам.
В акимате Катон-Карагайского района сообщили, что сейчас в очереди на жильё из коммунального фонда стоит 121 человек. Из них 17 - это дети-сироты и молодые люди до 29 лет, оставшиеся без попечения родителей.
"В том числе на учёте числятся 3 несовершеннолетних и малолетних ребёнка. Учёт граждан, нуждающихся в жилье из коммунального жилищного фонда, ведётся по месту постоянного жительства. Граждане данной категории подлежат обеспечению жильём по месту проживания. Большинство детей - сирот, состоящих на учёте, фактически проживает за пределами района. Выделение жилья данной категории граждан осуществляется по мере возможности, и данный вопрос находится на постоянном контроле руководства района", - пояснили в акимате района.
В акимате рассказали, что в 2024 году для нуждающихся купили три многоквартирных дома (34 квартиры) и 12 двухквартирных домов. Всё жильё распределили по решению жилищной комиссии: два достались детям-сиротам, 16 — людям из социально уязвимых групп, 38 — госслужащим и бюджетникам. При этом по закону сиротам положено 20 процентов от общего числа, чего соблюдено не было. В акимате это объяснили тем, что жильё срочно понадобилось специалистам, прибывшим работать в новый район.
"Все квартиры заселены, ключи вручены жильцам. Пустующих квартир в данных домах нет. Из предоставленных домов незаселёнными остаются только две квартиры. В одной квартире собственник планирует заселиться после завершения ремонтных работ, ключи от второй квартиры переданы 22-летнему совершеннолетнему сироте, в настоящее время ведётся оформление необходимых документов", - уточнили в отделе внутренней политики акимата Катон-Карагайского района.
По словам Александры Исмаиловой, с похожими проблемами сталкиваются и в других районах области. К ней обращались выпускники детских домов из районов Самар и Алтай.
"Когда мы выпускаемся из дома юношества, мы остаёмся без прописки и без жилья. Мы — бомжи. Если сирота переезжает на учёбу или работу в другой регион, его снимают с очереди. Вернуться в неё можно, но уже с конца списка. Или, чтобы получить прописку для трудоустройства, приходится жертвовать местом в очереди — так произошло с сотрудницей нашего фонда. Ей было 30 лет, а встать в очередь можно до 29", - говорит общественница Александра Исмаилова.
По ее словам, только в Усть-Каменогорске в очереди на жильё стоят более 2 тысяч детей-сирот. Стоят уж много лет, и никто им точно не может сказать, когда они въедут в свои квартиры.
Напомним, 21 июля громким скандалом обернулось "добровольное" переселение детей из детского дома "Баганашыл".
Истерики, обмороки, полиция: как проходит переселение воспитанников детдома в Алматы
Тогда воспитанники детдома встали перед автобусами и преградили им путь. Вмешалась полиция, полицейские силой стали запихивать воспитанников в автобус. В результате одна из воспитанниц потеряла сознание. Ещё один ребёнок, пытаясь вырваться из рук полицейских, получил травму.
И только после поручения Президента Касым-Жомарта Токаева было принято решение о прекращении процесса переезда воспитанников. Дети продолжат обучение и проживание по прежнему адресу.