Казахстан станет морской державой за счет канала до Черного моря - эксперт

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Казахстан станет морской державой за счет канала до Черного моря - эксперт

14 мая на заседании ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить судоходным каналом Черное море и Каспий. Это предложение прозвучало за день до официального открытия Крымского моста. Политолог Эдуард Полетаев прокомментировал для EADaily инициативу Назарбаева.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

14 мая на заседании ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить судоходным каналом Черное море и Каспий. Это предложение прозвучало за день до официального открытия Крымского моста. Политолог Эдуард Полетаев прокомментировал для EADaily инициативу Назарбаева.

Идея соединить Каспий и Черное море ранее была уже озвучена Президентом Казахстана еще в июне 2007 года на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тогда Глава государства предложил масштабный план строительства искусственно прорытого судоходного канала "Евразия". 

Идея вызвала весомый резонанс, говорит политолог. Эксперты в то время посчитали, что новый канал был бы короче имеющегося Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода Казахстана, да и всей Центральной Азии, к морям через Россию.

"В 1952 году был построен Волго-Донский судоходный канал общей протяженностью 101 километр, соединивший бассейны Каспийского и Черного морей. По разным данным, его пропускная способность оценивается от 11 до 16,5 миллиона тонн грузов в год. 

На сегодняшний же день возможности канала на пределе. Это в сталинские времена его пропускная способность казалась гигантской. Ныне строятся суда с большим водоизмещением, и далеко не все из них способны пройти по Волго-Донскому каналу. Все его шлюзы устали, оборудование эксплуатируется более 60 лет. Из-за аварий шлюзов появляются пробки, в которых скапливаются десятки судов. На ремонт шлюзов уходит время, а в итоге убытки судоходных компаний исчисляются миллионными цифрами.

Таким образом, видна необходимость создания более эффективной транспортной артерии между Каспийским и Черным морями", - рассказал собеседник издания. 

Планируемая грузоспособность "Евразии" оценивалась в 45 миллионов тонн, что в три раза выше Волго-Донского канала. Предварительная стоимость проекта - 4-4,5 миллиарда евро, правда, в некоторых источниках указывалась цифра в 15 миллиардов евро.

По словам политолога, наиболее эффективным способом реализации подобных проектов может являться механизм государственно-частного партнерства. "Идеей в данном случае надо заинтересовать зарубежные фирмы. В международный консорциум, кроме России и Казахстана, могут теоретически войти Китай, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан", - рассуждает эксперт.

"Дело в том, что проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен без специального разрешения. А при совместном управлении проектом (каналом) у стран-участников появится возможность выходить под своими флагами из Каспия в Черное море. Это значит что, например, Казахстан получит беспрепятственный выход в мировой океан и станет полноценной морской державой", - пояснил Полетаев. 

"Кроме того, с помощью канала можно будет переориентировать часть грузопотока ЕС - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который в основном идет через перегруженный Суэцкий канал, что существенно укрепит не только транзитные, но и политические позиции России и Казахстана. Важно и то, что из Каспия на Черное море смогут ходить нефтеналивные суда", - добавил он. 

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 19
Астана 13
Актау 19
Актобе 13
Атырау 17
Б
Балхаш 19
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 15
Кокшетау 19
Костанай 18
Кызылорда 11
П
Павлодар 14
Петропавловск 10
С
Семей 11
Т
Талдыкорган 20
Тараз 19
Туркестан 16
У
Уральск 6
Усть-Каменогорск 22
Ш
Шымкент 16

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer