Казахстанцам с "серыми" телефонами начали приходить предупреждения о блокировке. Владельцам устройств дали 30 дней для верификации, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстанцам начали приходить предупреждающие SMS, в которых сообщают о том, что устройство находится в "сером списке". Для верификации владельцам предлагают пройти по ссылке и предупреждают, что верификацию необходимо пройти в течение 30 дней, иначе телефон будет заблокирован.
Для тех, кто проигнорирует первое сообщение, начинается обратный отсчёт, и каждые несколько дней им приходит повторное предупреждающее SMS с указанием оставшегося на верификацию времени.
Проблемы начались после установки eSIM в аэропорту
Свой iPhone 15 Pro житель Астаны Илья приобрел в рассрочку больше года назад. Деньги за смартфон он уже полностью выплатил и всё это время пользовался им без каких-либо проблем. Неожиданности начались, когда парень отправился в отпуск за границу.
"Телефон я купил в одном из магазинов на правом берегу Астаны. Обычная история, не первый раз беру так технику. На руках у меня были все гарантийные документы. После покупки я зарегистрировал устройство: пришла SMS о том, что телефон успешно внесён в базу", – рассказал астанчанин.
По его словам, неприятности возникли в июле, когда он улетел в Турцию.
"14 июля мы вылетали, и в аэропорту я оформил eSIM. Тут же пришло сообщение, что моё устройство попало в серый список. Тогда у меня были проблемы со связью, поэтому особого значения я этому не придал и со временем забыл о ситуации. Но недавно получил новое уведомление: теперь у меня осталось всего 13 дней. После возвращения я удалил eSIM, но сообщения продолжают приходить", – говорит Илья.
Фото предоставлено читателем
После смены оператора смартфон оказался в сером списке
Ещё одна жительница Астаны - Дархан - рассказала, что приобрела телефон около года назад в небольшом магазине за наличные. Продавец предоставил все документы и гарантию. Однако сейчас магазин на звонки не отвечает.
"Когда я покупала телефон, мне подключили eSIM от Beeline. Позавчера я решила перейти на Kcell, но у них не оказалось услуги eSIM, и мне выдали обычную SIM-карту. Этот слот я никогда не открывала с момента покупки. Как только вставила карту, пришло SMS о необходимости регистрации. Я перешла по ссылке, но зарегистрироваться не получилось - пришел отказ", - рассказала девушка.
Дархан добавила, что впервые узнала, что у смартфона два IMEI: один для eSIM, другой - для обычной SIM-карты.
"Я начала искать информацию и выяснила, что с 25 мая 2025 года вступил в силу документ, который обязывает верифицировать все телефоны, купленные до этой даты. Но свой телефон я купила раньше, и он нормально работал. Начала звонить, писать, но никто не сталкивался с такой проблемой. Через eGov и сайт верификация не проходила, в call-центр невозможно дозвониться", - говорит астанчанка.
Скриншот с телефона
В итоге Дархан удалось связаться с ТОО, которое занимается регистрацией устройств. Там объяснили: первый IMEI, который активировался при подключении eSIM, был внесен в белую базу. Однако при установке физической SIM-карты система определила второй IMEI, который ранее не регистрировался. Он оказался в сером списке, а так как его нет в международной базе, специалисты предположили, что телефон был ввезён нелегально.
"Теперь у меня есть всего 30 дней. Единственный вариант - снова вернуться на Beeline, где работал eSIM. Но надежды мало, уже начала присматривать новый телефон", - заключила жительница столицы.
Напомним: 11 февраля Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) сообщило об обновлении правил регистрации мобильных устройств. В Казахстане введены белый, серый и чёрный списки регистрации абонентских устройств сотовой связи. В белый список вошли устройства, успешно прошедшие верификацию и внесенные в базу данных. В серый - аппараты, статус которых требует дополнительной проверки, но временно допущенные к работе в сети на срок до 30 дней.
В чёрный список попали устройства с некорректным или изменённым идентификационным кодом, отсутствующим заводским IMEI или внесённые в международный черный список GSMA.
Предполагалось, что новые правила заработают с 24 марта. Позже казахстанцам решили дать дополнительное время для верификации своих смартфонов.
25 мая председатель комитета телекоммуникаций МЦРИАП Дамир Сейсембеков сообщил, что сроки бесплатной верификации смартфонов для физлиц в Казахстане продлили до 25 июня. Как сообщалось, после этой даты казахстанцы смогут вернуть неверифицированный смартфон продавцу, даже если с момента покупки прошло больше двух недель.
Ранее сообщалось, как верификация смартфонов в Казахстане повлияет на их цены. Кроме этого, мы писали о том, от покупки каких смартфонов стоит отказаться.
Читайте также: Блокировка смартфонов: сколько устройств верифицировали в Казахстане