Как делают школьные автобусы в Казахстане

Репортаж с завода QazTehna в городе Сарань
В индустриальной зоне города Сарань, Карагандинской области, на мощностях бывшего завода РТИ, создано крупнейшее в стране производство автобусной и коммерческой техники - завод QazTehna.

Здесь выпускают городские, туристические, междугородние и школьные автобусы марки Yutong, а также коммерческую технику Scania и Howo. Эти автобусы сегодня можно встретить почти во всех регионах Казахстана.

Полный цикл производства на заводе QazTehna

Завод QazTehna - это полное производство: от сварки каркаса до финальных испытаний. Все построено по конвейерному принципу - на разных этапах одновременно находятся десятки автобусов. Один проходит весь цикл за 10 дней. В сутки завод выпускает в среднем 4 готовых автобуса. При односменной работе завод выпускает до 1200 автобусов и 10 тысяч единиц техники в год. При необходимости мощности могут быть увеличены.

Современное оборудование, разработанное партнерами из Yutong, адаптировано под задачи завода и позволяет выполнять весь процесс на месте. Предприятие активно развивает локализацию, создавая новые рабочие места и поддерживая отечественных поставщиков.
Начальник цеха мелкоузловой сборки ТОО QazTehna Жарас Исабеков.
"Запущенный в 2020 году завод QazTehna стал первым крупным проектом в индустриальной зоне города Сарань, дав мощный толчок развитию региона. Мы создали новые рабочие места, улучшили инфраструктуру и продолжаем развиваться".
Этапы производства
Сварка каркаса
Работа начинается в цехе сварки: части кузова собирают на специальных кондукторах. Затем - основная сварка на 18 постах. Устанавливают крышу, усиливающие кронштейны, обшивку. После зачистки каркас отправляется на покраску. На этом этапе задействованы 120 специалистов - точность, контроль и прочность конструкции зависят от каждого действия.
Покраска
В покрасочном цехе работают 50 сотрудников. Здесь герметизируют швы, обезжиривают и зачищают поверхность, наносят антикоррозионный грунт, сушат, шлифуют - и только потом переходят к окраске.
Школьные автобусы красят полиуретановыми материалами - они устойчивы к морозу, жаре, выгоранию на солнце и реагентам. Финальный этап - полировка, устранение дефектов и нанесение брендированной графики.
Сборка
В цехе сборки трудятся еще 120 специалистов. На двух линиях монтируют шасси и интерьер: двигатель, подвеску, выхлопную систему, стекла, сиденья, пол и пандус.
Испытания и запуск
Перед выходом с завода каждый автобус проходит серию тестов: развал-схождение колес, тормоза, свет, уровень шума, корректность спидометра, герметичность пневмосистемы, экологичность выхлопа.
Затем автобус заправляют всеми рабочими жидкостями и впервые заводят двигатель.
"Для нас каждый запуск двигателя - как праздник. Это финальная точка всего большого труда", - с улыбкой делится начальник цеха мелкоузловой сборки ТОО QazTehna Жарас Исабеков.

Преимущества школьных автобусов QazTehna

Школьные автобусы, выпускаемые на заводе QazTehna, рассчитаны на перевозку до 20 детей и имеют ряд особенностей, которые отличают их от городских и междугородних моделей. Все сделано с приоритетом на безопасность и комфорт:

  • 4-точечные ремни безопасности на каждом сиденье

  • Система кругового обзора на 360 градусов - помогает водителю контролировать ситуацию вокруг

  • Противопожарная система в моторном отсеке и топливном баке

  • Кнопка STOP у водителя - при остановке она активирует предупреждающий знак для других участников движения

  • Высокое расположение сидений - снижает риск травм при боковом ударе

  • Отопление и кондиционирование - с учетом разных климатических условий

  • Подъемник для детей с ограниченными возможностями - работает в ручном и автоматическом режиме

Локализация производства QazTehna

Сегодня на заводе выпускают три модели методом мелкоузловой сборки. В 2025–2026 годах к ним добавятся еще две: городской автобус Yutong ZK6126HG и туристический Yutong ZK6128Н. Для этого строят новый корпус площадью 10 тысяч квадратных метров — с первым в Казахстане гидравлическим штамповочным прессом.

"Особое значение для нас имеет использование отечественной оцинкованной стали марки 08КП, которую выпускает металлургический комбинат Qarmet. Эта продукция уже прошла международную сертификацию и подтвердила свое качество на мировом уровне", - подчеркивает начальник цеха мелкоузловой сборки ТОО QazTehna Жарас Исабеков.
Общий объем инвестиций в проект с учетом второго этапа уже превысил 20 миллиардов тенге. Строительство и подготовку производственной площадки компания финансирует за счет собственных средств, а закупку оборудования поддержал Фонд развития промышленности.

Кто работает на заводе QazTehna

На предприятии трудятся более 850 человек, а всего создано около 1000 рабочих мест. Помимо стабильной зарплаты, сотрудники обеспечены питанием, медицинской страховкой и развозкой из Караганды, Сарани, Темиртау, Абая, Шахана и Шахтинска.

Для многих сотрудников работа на заводе — это не просто профессия, а настоящее увлечение. Один из них - 22-летний Леонид Коронец. За три года он прошел путь от подрядчика до мастера цеха.
Мастер цеха мелкоузловой сборки Леонид Коронец
"Я с детства увлечен техникой. Всегда возился с велосипедами, а в 18 лет купил свою первую машину. Теперь я собираю автобусы - мои глаза горят, когда вижу результат. Я пришел сюда обычным подрядчиком, потом перевелся в штат, стал слесарем механо-сборочных работ первого разряда, затем дослужился до второго, третьего. Поднимал свою квалификацию и теперь я уже мастер цеха мелкоузловой сборки".

Обучение сотрудников завода QazTehna

На предприятии действует корпоративный университет, который занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов.

"Наши преподаватели — это и опытные инженеры, и приглашенные эксперты, и наставники из числа лучших сотрудников", - рассказал начальник цеха мелкоузловой сборки ТОО QazTehna Жарас Исабеков.
Кроме того, QazTehna активно сотрудничает с колледжами и вузами региона, развивая систему дуального обучения, чтобы студенты могли совмещать теорию с практикой на производстве. Это помогает готовить кадры, которые с первых дней понимают, как устроено реальное производство.
QazTehna - пример того, как в Казахстане развивается современное производство. Завод постепенно расширяет мощности, увеличивает долю местных комплектующих и создает рабочие места. А главное — делает технику, которая уже сегодня работает по всей стране.

В индустриальной зоне города Сарань в Карагандинской области на мощностях бывшего завода РТИ создано крупнейшее в стране производство автобусной и коммерческой техники - завод QazTehna.

Здесь выпускают городские, туристические, междугородние и школьные автобусы марки Yutong, а также коммерческую технику Scania и Howo. Эти автобусы сегодня можно встретить почти во всех регионах Казахстана.

Партнерский материал
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course down  628.15  course down  6.6  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 19
Астана 15
Актау 20
Актобе 15
Атырау 19
Б
Балхаш 23
Ж
Жезказган 16
К
Караганда 19
Кокшетау 25
Костанай 22
Кызылорда 14
П
Павлодар 17
Петропавловск 13
С
Семей 14
Т
Талдыкорган 23
Тараз 23
Туркестан 16
У
Уральск 9
Усть-Каменогорск 26
Ш
Шымкент 19

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer