Основатель и CEO крупной девелоперской компании BI Group Айдын Рахимбаев опубликовал на своей личной страничке в Facebook новость о том, что с 2025 года срок гарантии на все строящиеся BI Group жилые объекты увеличится до пяти лет. Для рынка недвижимости Казахстана, где по закону установлены лишь два года, это шаг, который может существенно изменить отрасль строительства жилья.
Почему в BI Group решили расширить гарантию?
По словам руководства BI Group, решение о продлении гарантии связано с рядом факторов. Во-первых, компания вложила ресурсы в технологическое переоснащение строительных процессов: более строгий контроль качества, внедрение новых материалов и стандартов, включая усиленную шумоизоляцию. Во-вторых, налажена система цифрового мониторинга, позволяющая оперативно отслеживать дефекты. Айдын Рахимбаев подчеркивает, что эти меры дают уверенность в качестве домов и позволяют официально гарантировать их надежность в течение более длительного срока.
Помимо новой гарантии, BI Group намерена активнее внедрять цифровые сервисы:
- Маркетплейс с товарами и услугами для недавно переехавших жильцов – от отделки до меблировки;
- Систему видеонаблюдения с искусственным интеллектом, которую планируется использовать в целях безопасности;
- "Цифровой брокер" – программу, позволяющую в онлайн-формате подать заявку сразу в несколько банков для оформления ипотеки.
Опыт других стран
Такая гарантийная практика встречается в некоторых зарубежных странах. К примеру, в ряде европейских государств обязательные схемы страхования могут гарантировать жильцам защиту от строительных дефектов на 5–10 лет. В США чаще всего применяется "раздельная" гарантия: пара лет на отделочные и инженерные работы, но до 10 лет — на несущие конструкции. В Азии (например, в Японии) расширенные гарантии обычно подразумевают четко прописанные обязательства по определенным видам работ. Однако, чтобы одна компания сразу устанавливала пятилетний срок на все жилье, такое встречается реже.
Мнение экспертов
Эксперты сравнивают этот ход с опытом автомобильной отрасли, где азиатские производители постепенно завоевывали европейский и американский рынки благодаря высокому качеству и расширенным гарантиям. Повышение стандартов гарантии, когда-то считавшееся рисковым шагом, в итоге стало важным фактором укрепления репутации компаний и доверия потребителей. Этот шаг в автомобильной отрасли подтолкнул всех игроков к повышению стандартов производства, что в конечном счете пошло на пользу конечному потребителю, который получил доступ к более качественным и надежным продуктам. Аналогичный эффект ожидается и в строительной отрасли.
Специалисты рынка недвижимости отмечают, что пятилетний срок гарантии потенциально может подтолкнуть других застройщиков к пересмотру собственных стандартов. При этом не все компании готовы нести связанные с этим затраты: чтобы снижать риски гарантийных случаев, нужно инвестировать в материалы, контроль качества и сервис на протяжении всего срока.