Блогерам сделали еще одно предупреждение: штрафы за дроны и правила регистрации

Томирис Шарип
Томирис Шарип Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp telegram facebook
Фото:depositphotos.com Фото:depositphotos.com

В соцсетях распространилось обращение к создателям контента. В сообщении утверждалось, что все дроны без исключения подлежат обязательной регистрации, а также что владельцам необходимо получать разрешения, декларации и даже сертификаты операторов. Чтобы проверить эту информацию, Tengri Life направил официальный запрос в Авиационную администрацию Казахстана. Подробнее — в материале.

whatsapp telegram facebook social-oth
Иконка комментария блок соц сети

В соцсетях распространилось обращение к создателям контента. В сообщении утверждалось, что все дроны без исключения подлежат обязательной регистрации, а также что владельцам необходимо получать разрешения, декларации и даже сертификаты операторов. Чтобы проверить эту информацию, Tengri Life направил официальный запрос в Авиационную администрацию Казахстана. Подробнее — в материале.

В социальных сетях распространилось сообщение, где автор публикации утверждает, что все дроны, вне зависимости от их размера и характеристик, подлежат обязательной регистрации в Авиационной администрации Казахстана.

"Уважаемые блогеры, мобилографы, видеографы, фотографы, контент-мейкеры! Если у вас есть дроны, неважно, какого размера, веса и характеристик, вы обязаны их зарегистрировать в Авиационной администрации, согласно правилам использования беспилотных авиационных систем (правила есть в открытых источниках). Информация для сведения, вдруг не знали. Если вы подняли ваш дрон в воздух без регистрации и разрешения, вы будете привлечены к ответственности. Помимо получения декларации соответствия технических характеристик, постановки на учет дрона, получения разрешения, так еще нужно получить сертификат оператора дронов", — говорится в обращении.

Скриншот: Threads

Какие дроны нужно регистрировать

В Авиационной администрации Казахстана объяснили, что подлежат регистрации дроны весом от 250 граммов.

"Учёту также подлежат все беспилотные авиационные системы вне зависимости от максимальной взлетной массы входящего в состав системы беспилотного воздушного судна, оснащенные техническими средствами, способными осуществлять сбор персональных данных и (или) конфиденциальной информации", — отмечается в ответе.

Исключением считаются беспилотные авиационные системы с беспилотным воздушным судном максимальной взлетной массы 750 килограмм. Их регистрируют в другом порядке.

Также учету не подлежат беспилотные авиационные системы с беспилотным воздушным судном максимальной взлетной массой менее 0,25 килограмма в случае отсутствия на них технических средств, способных осуществлять сбор персональных данных и (или) конфиденциальной информации.

"Положения Правил БАС не распространяются на использование игрушек и авиамоделей для выполнения полета, а также полеты с применением беспилотных авиационных систем внутри помещений (indoor-дронов)", — добавили в ведомстве.

Регистрация, учет и разрешения: в чем разница

В ответе Авиационной администрации уточняется, что постановка на учет и государственная регистрация — разные процедуры.

Постановка на учет — обязательна для большинства дронов. По итогам рассмотрения заявки выдается свидетельство на 5 лет.

Регистрация — применяется к более крупным беспилотным системам (от 750 килограмм).

"Постановка и регистрация регулируются отдельными правилами. В воздушном пространстве Казахстана установлены 3 категории операций с применением БАС: "Открытая", "Специфическая" и "Сертифицированная". Согласно закону "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации", для выполнения полетов беспилотного воздушного судна над густонаселенными районами населенных пунктов его эксплуатант обязан получить разрешение на выполнение таких полетов в уполномоченной организации в сфере гражданской авиации в порядке, определенном правилами использования беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве Казахстана", — объяснили в ААК.

Разрешение на полет требуется не всегда: в "открытой категории" его оформлять не нужно, но в "специфической категории" (например, при съемках в густонаселенных районах) оно обязательно. Также нужно будет направить заявку на использование воздушного пространства.

"Однако, согласно подпункту 3 пункта 7 Правил БАС, эксплуатанту в любом случае обязательно наличие свидетельства о постановке на учет беспилотной авиационной системы", — подчеркнули в ведомстве.

К "густонаселенным районам" относятся не только жилые комплексы и микрорайоны, но и административные здания, места массового скопления людей, торговые центры, рынки, образовательные и медицинские учреждения, вокзалы и прилегающие территории. В ААК привели примеры:

  • районы, в которых расположены многоэтажные жилые здания (микрорайоны, жилые комплексы, жилые массивы, гостиничные комплексы);
  • административные здания (здания государственных органов, многоэтажные бизнес-центры и офисные помещения);
  • культовые здания (церкви, мечети);
  • государственные учреждения;
  • торговые объекты (торгово-развлекательные центры, рынки, ярмарки);
  • концертные залы, спортивные сооружения, развлекательные сооружения;
  • организации образования, здравоохранения;
  • транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты), включая прилегающую к ним открытую территорию.

Полеты в категории операций "Специфическая", как подчеркнули в ведомстве, выполняются при условии соблюдения следующих требований:

  • наличие разрешения организации в сфере гражданской авиации на выполнение полетов над густонаселенными районами населенных пунктов или наличия разрешения на выполнение разрешенных видов авиационных работ с использованием БАС или наличия сертификата оператора БАС соответствующей категории;
  • наличие разработанной эксплуатантом БАС инструкции по взаимодействию между эксплуатантом БАС и соответствующим центром УВД;
  • соблюдение метеорологических минимумов для полетов с применением беспилотных авиационных систем в зависимости от местности и вида полета;
  • эксплуатируемая БАС находится в исправном техническом состоянии для безопасного выполнения полета;
  • полет БВС осуществляется в строгом соответствии с поданной заявкой и полученным условием на использование воздушного пространства от органов УВД;
  • проведена предполетная оценка района выполнения полетов;
  • согласование с компетентными государственными органами в соответствии с требованиями правил, при необходимости.

"Для определения категории полета на этапе его планирования эксплуатанту необходимо проверить соответствие условий по той или иной категории с учетом таких факторов, как максимальная взлетная масса БАС, тип конструкции, высота полета, локация полета, время суток, метеорологические условия, видимость, удаленность пульта управления от беспилотного воздушного судна и другие факторы, определяющие категорию полета", — добавили в ААК.

Кому нужен сертификат оператора

Если дрон весит более 1,5 килограмма, но не превышает 25 килограмм, для его использования даже в личных целях нужен сертификат оператора категории 1 (EASY Rating).

"Оператор должен быть не моложе 16 лет и пройти теоретическую подготовку по утвержденной программе", — отметили в ведомстве.

Для более тяжелых дронов (до 25 килограмм и до 750 килограмм) предусмотрены сертификаты категорий 2 и 3, которые требуют дополнительного обучения и практических экзаменов.

"Возраст — не моложе 18 лет. Также необходимо успешное завершение обучения на курсе первоначальной теоретической подготовки операторов БАС", — подчеркнули в ААК.

Виды категорий сертификатов операторов БАС:

  • категория 1 (EASY Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС мультироторного или вертолетного типа конструкции с максимальной взлетной массой менее 25 килограмм в личных целях;
  • категория 2 (MID Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС всех типов конструкций с максимальной взлетной массой до 25 килограмм для выполнения авиационных работ;
  • категория 3 (HIGH Rating) – для операторов БАС, эксплуатирующих беспилотные авиационные системы с БВС всех типов конструкций с максимальной взлетной массой до 750 килограмм для выполнения авиационных работ.

Декларация технического соответствия

Еще одно обязательное условие для всех владельцев дронов весом менее 25 килограмм — декларация технического соответствия.

Это документ, где владелец подтверждает, что его дрон безопасен и соответствует минимальным летно-техническим требованиям. Формы деклараций утверждены правилами использования БАС и зависят от модели и способа производства (серийный, самосборный и так далее).

"Получение сертификата соответствия требуется для допуска к эксплуатации БАС с максимальной взлётной массой от 25 до 750 килограмм. БАС с массой менее 25 кг подлежат самостоятельному декларированию технического соответствия", — отметили в ААК.

Контроль за полетами

Надзор за использованием дронов осуществляет уполномоченный орган в сфере гражданской авиации совместно с Министерством обороны. Перед вылетом в ряде случаев необходимо подавать заявку на использование воздушного пространства в региональный центр управления воздушным движением.

Таким образом, утверждение о том, что "все дроны без исключения должны быть зарегистрированы", оказалось неточным. Регистрация обязательна для аппаратов весом от 250 граммов и всех дронов с камерами или иными средствами сбора данных. Для полетов над густонаселенными районами, а также для тяжелых аппаратов дополнительно требуются разрешения и сертификаты.

Читать также: Дроны будут выявлять усталых водителей и фиксировать нарушения на трассах Казахстана

Tengrinews
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriEdu мобильная Иконка меню мобильная