- Жанара Умарова — единственная женщина-водитель автобуса в Шымкенте, Казахстан.
- Её карьера началась как кондуктор, после чего она перешла на вождение автобуса, когда город перешел на электронную систему оплаты без кондукторов в марте 2023 года.
- Жанара училась вождению в Алматы, где два года водила троллейбус, а затем вернулась в Шымкент.
- Пассажиры и коллеги положительно отзываются о её навыках вождения и профессионализме.
- Жанара считает, что женщины водят аккуратнее и ответственнее мужчин и призывает больше женщин попробовать себя в этой профессии.
- Она работает по графику "два дня через два", что помогает избегать усталости.
- Жанара подчеркнула важность поддержания чистоты в автобусах и выразила желание, чтобы её история вдохновила других женщин.
Единственная женщина среди более чем полутора тысяч водителей автобусов в Шымкенте — Жанара Умарова, ежедневно перевозит сотни пассажиров в большом городе. Корреспондент Tengrinews.kz побывала в третьем по величине мегаполисе Казахстана и встретилась с женщиной, чья история за рулём началась довольно необычно.
От кондуктора до водителя
До того как сесть за руль, Жанара много лет работала кондуктором. Её супруг — водитель автобуса, и долгие годы они трудились бок о бок. Как признаётся женщина, перевозка пассажиров — дело её жизни.
"Я проработала кондуктором лет 20. Муж всю жизнь за рулём, меня никуда не пускал, вот я и работала рядом с ним", — вспоминает она.
1 марта 2023 года городские автобусы Шымкента начали работу без кондукторов в связи с переходом на электронную систему. Более тысячи человек лишились работы, среди них оказалась и Жанара. Но для неё это стало шансом исполнить давнюю мечту.
"Я была очень рада, когда убрали кондукторов, и решила пойти учиться. Благодаря этому нововведению я и стала водителем. Я долго мечтала об этом, но супруг не разрешал. Просила ещё 20 лет назад, а он говорил: "Я ведь есть у тебя, рядом будешь". Не хотел отпускать, но в итоге я всё равно пошла — и не жалею", — говорит она.
Учёбу Жанара прошла в Алматы, где два года водила троллейбус, а позже вернулась в родной город и устроилась в автобусный парк.
"Когда есть желание, можно всему быстро научиться. Руль — это моя жизнь. Мне нравится быть за рулём. Я единственная женщина-водитель в Шымкенте, и это классное ощущение. Ни дня не жалею", — улыбается она.
"О, девушка за рулём!"
Реакция пассажиров на женщину-водителя, по её словам, поначалу всегда удивлённая.
"Сначала все смотрят с интересом: о, девушка за рулём! Даже переспрашивают, правда ли я водитель. Но потом, когда видят, как я вожу, удивление сменяется улыбкой и добрыми словами. Недавно дети подошли и сказали: "Вы классно ездите". Мужчины тоже никогда плохо не отзываются. Это так приятно", — делится Жанара.
Теплые слова в адрес Жанары звучат и от самих пассажиров 27-го маршрута.
"Я часто езжу на этом автобусе, и всегда приятно садиться к ней. Водитель аккуратная, вежливая, внимательная к людям — разница чувствуется сразу", — поделился один из пассажиров.
Коллеги-мужчины относятся к ней с уважением.
"Никакой предвзятости нет. Уважают, помогают. Когда я пришла устраиваться, сказали: сдашь экзамены — возьмём. Никто не сказал: "Ты женщина, значит нельзя". Это очень вдохновляет", — отмечает водитель.
"Женщины водят лучше мужчин"
Жанара уверена, что представительницы прекрасного пола не только не уступают мужчинам, но и зачастую превосходят их в вождении.
"Женщины водят лучше мужчин. Мы аккуратнее, спокойнее, более ответственные. Я никогда не гоню, не дёргаю автобус. Лучше на минуту позже, зато безопасно. Для меня главное — жизнь и здоровье пассажиров", — подчёркивает она.
За четыре месяца работы у неё не было ни одной аварийной ситуации. Однако как водитель она отмечает, что в Шымкенте существует проблема культуры вождения. Особенно это заметно среди водителей легковых автомобилей.
"Есть водители легковушек, которые подрезают, не соблюдают правила. У них нет водительской солидарности. Но, конечно, не все такие — достаточно и тех, кто ездит по правилам", — говорит Жанара.
Усталость за рулем
Рабочий день водителя автобуса начинается в пять утра.
"Встаю в пять, проверяю автобус: снимаю видеоотчёт, смотрю масло, воду. В шесть утра выходим на линию и до восьми вечера на маршруте. Но график удобный: два дня работаешь, два дня отдыхаешь", — рассказывает она.
По её словам, такой режим помогает избежать переутомления.
"Даже старшие коллеги не устают. И поработать можно, и отдохнуть", — говорит Жанара.
При этом в других городах, отмечает водитель, случаются трагедии, когда из-за усталости коллеги засыпают за рулём.
"Было бы неплохо, если бы на пенсию чуть пораньше отпускали", — добавляет она.
"Езжайте быстрее"
Жанара признаётся: с пассажирами у неё почти всегда хорошие отношения, но иногда случаются исключения.
"Один раз девушка попалась, видимо, выпившая. Она начала ругаться, что автобус ещё не поехал. Кричит на меня со словами: "Езжайте быстрее". Но у нас всё по расписанию — планшет фиксирует время. Мы не можем ехать раньше. Я спокойно объяснила, но всё равно неприятно было", — рассказывает она.
Больше всего её беспокоит другое — отношение к чистоте.
"Иногда мороженое поедят и бумажку бросят, напиток попьют — бутылку оставят, жвачку приклеят. А ведь уборку делаем мы сами. Поэтому хочу попросить: не мусорьте. Город должен быть чистым. Чистота — это залог здоровья", — обращается она к пассажирам.
"Главное — не бояться"
Жанара обратилась к женщинам, которые только думают о профессии водителя.
"Девчата, не бойтесь. Соберите силу воли и пробуйте. Если любите водить — садитесь и учитесь. Главное — не бояться. А я очень хочу, чтобы женщин за рулём автобусов было больше. Может, моя история станет для кого-то мотивацией".
Силу и вдохновение Жанара находит в семье. Она многодетная мама, которая после долгой смены за рулём спешит домой к детям. Они гордятся мамой, а муж всегда поддерживает.
"Дети рассказывают в школе друзьям, что их мама водит автобус. Дочери дома помогают: готовят, убирают, гладят мою рубашку. Они понимают меня и поддерживают. Это очень важно", — улыбается Жанара.
На вопрос о будущем Жанара отвечает просто:
"Моя мечта — поставить детей на ноги, дать им образование. Чтобы у всех было здоровье, остальное заработаем".
Сегодня в городе на линию выходят почти 1 200 автобусов, большинство из которых новые, "моложе" семи лет. За рулём ежедневно трудятся более полутора тысяч водителей.
Среди них - и Жанара, которая возит пассажиров по социально значимым маршрутам. И в огромном потоке автобусов именно её рейсы для многих пассажиров становятся особенными — ведь она ежедневно напоминает и доказывает, что женщины тоже могут уверенно держать в руках руль большого города.
Текст и фото: Аружан Дарибай