В погоне за порядком на дорогах мегаполисы всего мира внедряют самые различные технологии и решения. Одним из таких трендов несколько лет назад стала "вафельная" разметка — яркий жёлтый квадрат, призванный победить одну из главных проблем больших городов — заторы на перекрестках, передаёт Tengri Auto.
Что такое "вафельная" разметка
"Вафельница", или диагональная разметка желтого цвета, — это не просто украшение асфальта. Ее главная задача — обозначить зону перекрестка, которую категорически запрещено занимать транспортному средству, если впереди образовался затор.
Водитель, выехавший на такой перекресток и не сумевший его покинуть до смены сигнала светофора, блокирует движение пересекающего потока машин, усугубляя пробку и создавая аварийную ситуацию.
Идея проста: крупная и хорошо заметная разметка психологически и визуально предупреждает водителя о запрете. А в странах, где она успешно работает (как, например, в Великобритании), ее сопровождают камеры автоматической фиксации, штрафующие нарушителей.
Казахстанский эксперимент
В 2019 году "вафельную" разметку в тестовом режиме нанесли на оживленные перекрестки Алматы, Астаны и Караганды. Инициатива вызвала живой интерес у автомобилистов: многие надеялись, что это поможет дисциплинировать поток и разгрузить ключевые магистрали.
Однако уже через пару лет яркие квадраты стали стираться, а новые наноситься перестали.
Без зубастых камер разметка бессильна
Как нам ответили в акимате Алматы, эксперимент был признан неэффективным. По словам чиновников, само по себе наличие разметки на асфальте не привело к достижению главной цели — повышению безопасности и организации дорожного движения.
Ключевая проблема оказалась в правовом и техническом обеспечении. Как сообщили в ведомстве, для реальной работы "вафельницы" необходима комплексная система.
- Требуются сертифицированные камеры фото- и видеофиксации, которые бы автоматически выявляли автомобили, остановившиеся в запретной зоне.
- Полномочия по привлечению водителей к ответственности находятся исключительно в компетенции департамента полиции. Без их активного участия и готовности штрафовать нарушителей разметка остается лишь цветным рисунком.
Таким образом, "вафля" в Казахстане оказалась проектом, который запустили без своего главного "ингредиента" — системы принуждения к соблюдению правила. Водители, быстро сообразив, что за выезд на желтый квадрат их никто не наказывает, просто перестали его замечать.
Что дальше?
В акимате заявили, что в настоящее время нанесение новой "вафельной" разметки не рассматривается. Ее возвращение на казахстанские дороги возможно лишь в будущем при условии создания всей необходимой юридической и технической инфраструктуры. Пока же борьба с заторами на перекрестках продолжается традиционными методами.
С наступлением учебного года нагрузка на дороги резко возрастает — пробки становятся частью повседневной жизни, и без комплексных решений в сфере транспорта ситуация будет только ухудшаться.
Наши корреспонденты проехались по Алматы и Астане, чтобы посмотреть, что происходит на дорогах с началом учебного года.
Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!