Оказывается, в Казахстане покупка автомобиля не такая уж простая сделка: даже если машина кажется абсолютно "чистой", никто не застрахован от того, что задним числом всплывут новые обстоятельства, способные сделать владельца, пусть даже бывшего, практически соучастником преступления и обернуть сделку для него двойными потерями. Как это произошло в реальности, при чём здесь суд и прокурор, рассказывает Tengri Auto.
Три владельца и никаких вопросов
Олег Курафеев рассказал, как стал владельцем Toyota Highlander 2014 года. В начале 2016 года он продал свою прежнюю машину и начал искать новую на сайте "Колёса", уже примерно представляя, чего хочет. Он нашёл подходящий вариант в хорошем состоянии, с небольшим пробегом, посмотрел его и уже на следующий день - 14 марта 2016 года - оформил покупку через спецЦОН города Астаны.
"Машину сняли с учёта, поставили на меня, выдали техпаспорт, госномер, - всё официально, через интегрированную базу МВД. Смысл было ещё что-то перепроверять, если всё делают госорганы?" - отмечает мужчина.
На момент покупки Highlander уже был зарегистрирован в Казахстане дважды. Вторая владелица сняла машину с учёта, и третьим владельцем стал Курафеев. Позже четвертым стал человек, который и написал на него исковое заявление.
Олег пользовался автомобилем 3,5 года и отмечает, что никаких технических или юридических проблем у него не возникало.
"Машина была практически новая, и состояние хорошее. Я часто ездил на ней в Россию, ведь у меня там дети, и ни разу на границе не возникало проблем. Любая проверка проходила по линии Интерпола - никаких претензий", - отметил мужчина.
18 ноября 2019 года он продал машину последнему владельцу, опять же через спецЦОН города Акколь, где всё оформили официально, выдали временные номера, и новый владелец спокойно уехал.
Олег отметил, что никаких подозрений при продаже машины у него не возникало: покупатель оказался работником госорганов, хотя на тот момент он об этом не знал, и, по его словам, новый владелец мог сам тщательно проверить автомобиль через любые базы. Оформление прошло через спецЦОН, всё устраивало и покупателя, и государственные органы.
По словам мужчины, у него не было ни малейших оснований думать, что с автомобилем могут быть проблемы - за 3,5 года он не сталкивался с претензиями пограничников или других представителей силовых органов.
Неожиданный Интерпол
Ситуация резко изменилась спустя четыре года, в 2023 году, когда новый владелец, позвонил Олегу и заявил, что автомобиль находится в розыске. Бывшему владельцу машины показалось это странным, и он решил, что это просто попытка мошенничества, ведь в казахстанской базе никаких ограничений не было.
Позже выяснилось, что при попытке продажи автомобиля через автосалон машина действительно оказалась в угоне - по базе Украины и Интерпола. Самым удивительным стало то, что в Казахстане и в Украине автомобиль числился в розыске, а вот в Канаде, где, по его словам, самая полная база Интерпола, и в России никаких сведений о розыске не нашлось.
По базе данных МВД Украины на 2023 год, машина находилась в розыске, но по линии Интерпола ее в розыске не было.
Курафеев предполагает, что машину внесли в казахстанскую базу Интерпола уже задним числом, потому что до этого автомобиль семь раз спокойно снимался и ставился на учёт, и, если бы он был в розыске, машину бы просто арестовали на этапе оформления. Связаться с предыдущей владелицей спустя годы оказалось невозможно - контактов не осталось, а судья первой инстанции не стал привлекать к делу прежних владельцев, несмотря на ходатайство.
Как получилось, что автомобиль, находящийся в международном розыске, так легко проходил все процедуры проверок и регистрации? Почему на криминальное прошлое машины закрывали глаза и позволяли беспрепятственно многократно её перерегистрировать - этот вопрос открыт.
"Я считаю, что машину внесли в базу Интерпола уже постфактум: ведь семь раз она проходила регистрацию, никто её не арестовывал, и если бы были основания, её бы не просто сняли и поставили на учёт. Но почему в одних странах она числится в розыске, а в других — нет, мне до сих пор непонятно", — комментирует казахстанец.
Он рассказывает, что, после того как получил иск от нового владельца, сразу обратился к адвокату, чтобы разобраться в деталях дела. В ходе проверки выяснилось, что автомобиль действительно был угнан 24 декабря 2015 года в Украине и уже на следующий день якобы появился в базе Интерпола в Казахстане. Олег подчёркивает, что такая скорость попадания информации кажется ему невозможной, ведь даже стандартные разыскные процедуры обычно длятся не меньше трёх дней.
"Юридически это, я считаю, невозможно - сначала разыскные мероприятия должны проводиться у себя в стране, а уже потом делать заявку в Интерпол. А тут за сутки, машину только угнали, и она уже в базе в другой стране", - объясняет мужчина.
Согласно международным правилам, автомобиль может быть объявлен в международный розыск по линии Интерпола только после возбуждения уголовного дела о краже или угоне и проведения всех необходимых разыскных мероприятий на территории той страны, где совершено преступление.
Сначала владелец должен обратиться в полицию с заявлением, после чего правоохранительные органы заводят уголовное дело и объявляют машину в национальный розыск по своей базе. Если розыск внутри страны не дал результатов, только тогда национальное бюро Интерпола инициирует международный розыск, внося сведения о транспортном средстве в международную систему.
На это обычно уходит от нескольких дней до нескольких недель — поставить машину в Интерпол "задним числом" без следствия или необходимых процедур невозможно по закону. Всё должно происходить строго по этапам: возбуждение дела, внутренний розыск, и только затем - международный.
Как прошёл суд
В суде новый владелец потребовал, чтобы ему вернули 16 миллионов тенге, ссылаясь на невозможность распорядиться автомобилем, которым он пользовался больше пяти лет. На заседаниях истец неожиданно вспомнил, что покупал машину якобы за 40 тысяч долларов, и судья, несмотря на отсутствие полноценной оценки, приняла эту сумму за основу.
При этом, по словам Олега, он не стал вводить суд в заблуждение — прошло уже шесть лет, за это время он сменил несколько машин и не помнил точную сумму, а истец после пяти заседаний вдруг "вспомнил" цену, и судья тут же вынесла решение в его пользу.
При этом никто не посчитал, что все эти годы машина находилась в эксплуатации и истец в том числе пользовался ею какое-то время, что точно привело к износу транспорта.
Бизнесмен считает, что есть риск, что это была халатность со стороны суда. Плюс, по словам мужчины, его настораживает тот факт, что сам истец сотрудник госорганов.
После решения первой инстанции Олег с адвокатом подал апелляцию, но разбирательство заняло не более 10 минут и жалобу отклонили без разъяснений. Сейчас они подали ещё четыре жалобы: в МВД, ЦОН, Генпрокуратуру и другие инстанции, а также намерены обращаться в Верховный и Конституционный суд.
"Получается, любой человек, который продал машину шесть лет назад, может вдруг стать ответчиком по такому иску — хотя я не нарушал закон и всегда был добросовестным продавцом", — подытожил казахстанец.
Он подчёркивает, что вопросы к легальности машины возникли неслучайно: по его данным, автомобиль был ввезён в Казахстан явно криминальным путём и ни одна из официальных баз не зафиксировала факт прохождения таможни или уплаты утильсбора. Его знакомые, занимающиеся проверкой машин, по его просьбе исследовали историю Highlander и подтвердили: в базе по Акмолинской области нет сведений о растаможивании, а по всей стране никаких отметок о прохождении границы и уплате необходимых сборов также не обнаружено. Олег отмечает, что в 2015 году, когда машину впервые ставили на учёт в Казахстане, утильсбор не требовался, но вопросы по растаможиванию остались без ответа.
"Мне чётко сказали: машина криминальная, по ней нет отметок о прохождении границы, не было растаможки, а как её тогда поставили на учёт - вопрос открытый. Я бы хотел, чтобы запросы сделали по всему Казахстану, чтобы выяснить, как вообще эта машина попала в страну и прошла регистрацию", — объясняет бизнесмен.
По его словам, на суде представители прежних владельцев так и не были допрошены, хотя ходатайства об их привлечении подавались, а тот, кто первым поставил машину на учёт, фактически игнорировал процесс. Всё это происходило на фоне тяжёлой семейной ситуации: у трёх близких Олега диагностировали онкозаболевание, он вынужден был тратить огромные средства на лечение и отправку отца на операцию в Корею, а расходы на адвокатов и нервы только усугубили стресс.
Он подчеркивает, что всегда был законопослушным гражданином, честно платил налоги и для него особенно обидно, что ответственность за чужое преступление легла именно на него.
Мужчина отмечает, что из-за решения суда и действий истца он оказался под угрозой лишения водительских прав - судебный исполнитель уже запустил процедуру, и если ситуация не изменится, он может потерять возможность ездить за рулём. Для семьи это критично: он единственный, кто водит машину, регулярно возит отца на химиотерапию в Астану, супругу и мать ему тоже нужно возить к врачам. Супруга имеет права, но пока не может ездить за рулем.
"Если меня лишат прав, я вообще не представляю, что делать: либо такси постоянно нанимать, либо сидеть дома, а у меня семья, которую надо возить по врачам, плюс работа", - подчёркивает бизнесмен.
Он считает происходящее несправедливым и отказывается платить взысканную сумму, объясняя, что сейчас все деньги уходят на лечение близких. И пусть в справедливый исход верится с трудом, но Курафеев сдаваться не собирается.
Вместе с юристом он готовит жалобу в штаб-квартиру Интерпола, расположенную во французском Лионе. Они планируют обратиться в Комиссию по контролю за файлами, так как именно эта служба рассматривает жалобы физических лиц, связанные с базами данных.
Что делать, если авто оказалось в розыске
Как сообщили в МВД, приобретение имущества, находящегося в международном розыске, влечет правовые последствия, даже если покупатель не знал об этом на момент покупки.
"Согласно законодательству Республики Казахстан автомобиль, находящийся в розыске, может быть изъят у владельца в рамках досудебного расследования с вынесением мотивированного постановления о производстве выемки в соответствии со статьей 254 Уголовного кодекса", - рассказали в ведомстве.
Добросовестные покупатели обеих сторон могут воспользоваться несколькими правовыми механизмами для защиты своих интересов:
- подать иск в гражданский суд о признании их добросовестными приобретателями, что может помочь в отстаивании их прав;
- обратиться с иском к продавцу о возмещении убытков, понесенных в результате изъятия автомобиля.
Основная задача покупателя - доказать свою добросовестность, собрать все необходимые документы (например, договор купли-продажи и доказательства проверки автомобиля перед покупкой) и обратиться в суд.
Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!