icon auto
Все о китайских авто
arrow

Платный въезд или зачем Алматы делит авто: репортаж с экопоста

Марат Альжанов
Марат Альжанов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: TengriAuto/Марат Альжанов Фото: TengriAuto/Марат Альжанов

В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Корреспондент Tengri Auto выехал на один из экопостов, который расположен на границе мегаполиса, чтобы поговорить с водителями и узнать их мнение о будущих изменениях.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иконка комментария блок соц сети

В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Корреспондент Tengri Auto выехал на один из экопостов, который расположен на границе мегаполиса, чтобы поговорить с водителями и узнать их мнение о будущих изменениях.

Что думают алматинцы

На экопосту мы столкнулись с достаточно противоречивыми взглядами на инициативу акимата о введении платного въезда в город. Среди тех, кто поддерживает идею, оказалась и коренная алматинка Гульшат.

Водители не захотели, чтобы их лица были в кадре. В связи с этим, редакция Tengri Auto демонстрирует только фото автомобилей.

"Вот, например, мой Subaru 1997 года. Но я всегда слежу за ней, и она не дает лишних выбросов. Машина машине рознь. Я сама коренная алматинка в десятом поколении и, конечно, за свой город переживаю. Загрязнение есть, но далеко не все автомобили одинаково вредят", — рассказывает она.

Сотрудник полиции проверяет Subaru Фото: TengriAuto/Марат Альжанов

По словам женщины, экологическую нагрузку создают не столько легковые автомобили, сколько грузовики и коммерческий транспорт.

"Есть машины 2000-х годов в хорошем состоянии: они не коптят, не дымят и прекрасно ездят по городу. А есть новые автомобили, из которых, извините, валит дым. Но главная проблема экологии Алматы — это не легковые авто. Это газели, КамАЗы, ЗИЛы и прочие грузовики. В городе постоянно стройка, и эти машины возят стройматериалы, мусор, снег. Я сама езжу по городу и вижу: с кузовов сыпется грязь, тенты закреплены кое-как, а выхлоп у КамАЗов огромный", - отмечает она.

Она добавляет, что неисправных газелей в Алматы тоже хватает — чаще всего с региональными номерами "пятых", "тринадцатых" и "восьмых" областей.

поток машин по улице Райымбек батыраФото: TengriAuto/Марат Альжанов

"Приезжают на убитых машинах, и именно они реально убивают городскую экологию. А мой автомобиль, честно говоря, особого вреда не приносит", — уверена собеседница.

По итогам проверки ее автомобиль действительно прошел контроль на соответствие нормам выбросов.

Улица Райымбек батыра, сотрудники экопостаФото: TengriAuto/Марат Альжанов

Напомним, жители Алматы также будут оплачивать передвижение по городу, если их автомобили не соответствуют стандартам Евро-4 или Евро-5. Для этого власти планируют ввести систему абонементов.

Платный въезд в город она готова принять спокойно.

"Если придется платить — не проблема. Я всю жизнь здесь живу и всю жизнь плачу. Так что для меня это нормально".

Положительно оценивает инициативу акимата и житель Алматы Александр, управляющий машиной BMW X6 2007 года.

"Плюс в том, что город станет экологически чище. Это главное", — отмечает Александр.

Экопост Алматы, BMW x6Фото: TengriAuto/Марат Альжанов

Как на это смотрят областники

В среднем в Алматы ежедневно въезжают 700 тысяч машин. В основном это жители области, приезжающие в мегаполис на работу. Многие из них считают инициативу акимата несправедливой, так как разделение машин по эко-классам не всегда отражает реальную ситуацию: как показала проверка, даже старый автомобиль может соответствовать экологическим нормам.

Об этом говорит и житель села Шамалган - Рамазан. По его мнению, решение акимата несправедливо, ведь у большинства людей нет возможности приобрести новый автомобиль, соответствующий современным экологическим стандартам.

Сотрудник полиции проверяет автомобиль на экопостеФото: TengriAuto/Марат Альжанов

"Даже свой автомобиль Nissan Maxima QX я брал в кредит. Какая от него будет польза, если меня не будут пропускать в город? Я живу в Шамалгане и каждый день езжу на работу в сторону "Аккента". Но, если придется платить за въезд, буду платить, потому что других вариантов у меня просто нет", — говорит он.

При этом его автомобиль тоже прошел проверку на соответствие нормам выбросов.

Экопост Алматы, система проверкиФото: TengriAuto/Марат Альжанов

Житель Каскелена Махмуд разделяет ту же позицию. По его словам, многие люди сегодня находятся в сложной экономической ситуации, которая не позволяет им приобрести новый автомобиль.

"Я не поддерживаю эту идею, потому что у людей нет возможности обновить свои автомобили, а им еще придется платить за ежедневный въезд в город", — говорит Махмуд.

Автомобиль Махмуда — Nissan Primera — не прошёл проверку на соответствие экологическим нормам. Замеры показали превышение уровня выбросов, в связи с чем на водителя был составлен административный протокол. Как выяснилось в ходе проверки, причиной стала неисправная топливная система.

Экопост Алматы, нарушительФото: TengriAuto/Марат Альжанов

Что думают таксисты

Мы не обошли стороной и мнение тех, кто зарабатывает на жизнь пассажирскими перевозками и весь день проводит за рулем в городе.

По словам таксиста Улана, главная причина загрязнения воздуха связана не столько с самими автомобилями, сколько с качеством топлива, которым заправляются водители.

"В первую очередь нужно навести порядок с октановым числом. Вот, например, 92-й АИ на деле может оказаться даже ниже 80. В городе я знаю всего одну заправку, где топливо действительно соответствует нормам", — отметил он.

Кроме того, Улан предлагает альтернативное решение — ввести систему "чёт/нечёт". По его мнению, это позволит разгрузить дороги и снизить уровень выбросов: одни дни по городу могли бы ездить автомобили с чётными номерами, другие — с нечётными.

"Например, можно сделать так: автомобили с сериями A, B, D не смогут ездить по городу в понедельник. Тогда количество машин на дорогах снизится, а вместе с этим уменьшатся и выбросы. Если же водитель нарушит правило, его нужно сразу отправлять на штрафстоянку", — предлагает таксист.

Что говорят эксперты

Мы пообщались со старшим экологом на экологических постах Абдухамитом Аманкулом. Мы поинтересовались его мнением о разделении машин по экологическим классам.

Как человек, который ежедневно останавливает автомобили и проверяет их на соответствие нормам, он отмечает: даже старые машины нередко показывают хорошие результаты и укладываются в нормативы.

По его словам, возраст авто не всегда является показателем экологичности — случается, что новые модели не проходят стандарт Евро-4 или Евро-5, тогда как старые вполне соответствуют требованиям.

Альтернативные варианты

По его мнению, делить автомобили по эко-классам нецелесообразно. Вместо этого он предлагает другой подход.

"Лучше делать ежемесячные проверки. Те водители, чьи машины укладываются в нормы выбросов, могли бы получать своего рода абонемент на бесплатное передвижение сроком на месяц. По истечении этого времени водитель обязан снова пройти проверку. Такой метод был бы более справедливым, чем простое разделение по эко-классу. Ведь часто старые машины даже чище новых",- предлагает эксперт.

Однако есть и другая проблема — превышение уровня углекислого газа в городе. В такие дни по новым правилам планируется ограничивать въезд транспорта.

"Логично было бы предусмотреть парковки на въезде в город, чтобы люди могли пересесть на общественный транспорт доехать до черты, оставить авто и пересесть на автобус", — считает он.

Будет ли польза для экологии

Отвечая на вопрос, повлияет ли это на экологию, эксперт вспоминает период карантина.

"Когда машин стало меньше, воздух заметно очистился. Сегодня в Алматы ежедневно въезжает около 700 тысяч автомобилей — нагрузка колоссальная. Даже если каждая машина укладывается в норму, суммарные выбросы всё равно огромные".

Поэтому, уверен эколог, главное — найти баланс:

"Полностью отказаться от личного транспорта люди не смогут. Тем, кто каждый день ездит на работу, сложно пересесть на автобус или самокат. Нужно искать решения, которые учитывали бы и экологию, и реальные потребности горожан".

Напомним, вчера на сайте "открытых НПА" завершились обсуждения нового проекта. У жителей города возникло множество вопросов, касающихся социальной несправедливости, финансовой нагрузки, общественного транспорта и в целом недоработок самого проекта. Что на это ответили в акимате города, можно подробно прочитать здесь.

Китайских авто все больше на наших дорогах! А вы знаете, как правильно произносятся названия брендов? Мы поможем! Заходите в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!

TengriAuto

Join Telegram Последние новости
tengri auto sport edu mob-menu