Новости
03 сентября 2025 | 07:24

Как и когда будет работать платный въезд в Алматы: мнение эксперта

Марат Альжанов Корреспондент
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Tengri Auto обсудил с экспертом возможные сценарии внедрения, ориентировочную стоимость и сопутствующие меры.

В Алматы собираются ввести платный въезд в город для автомобилей с низким экологическим классом. Tengri Auto обсудил с экспертом возможные сценарии внедрения, ориентировочную стоимость и сопутствующие меры.

Как поясняет автоэксперт Эдуард Эдоков, год выпуска автомобиля не является определяющим фактором для соответствия экологическим стандартам.

"Год выпуска автомобиля — не главный критерий. Важно, насколько ваш автомобиль загрязняет воздух, а не его возраст. Если выхлоп вашей машины соответствует установленным нормам, то она может быть хоть 2010 года, хоть старше. Главное — это выбросы.

В Алматы воздух с каждым годом становится хуже, и это влияет на здоровье людей, вызывает аллергии, респираторные заболевания. Поэтому вводятся зоны с низкими выбросами, чтобы сократить загрязнение", - отметил эксперт.

Реклама
Реклама

Как проверить соответствие автомобиля нормам

По словам Эдокова, для проверки выбросов будут использоваться станции технического обслуживания, но требования могут быть ужесточены.

"Сейчас техосмотр проводится, но, возможно, для зон с низкими выбросами требования будут строже. Конкретные параметры выбросов пока не уточнены, но их определят специалисты", - считает Эдуард.

Сроки внедрения платного въезда в Алматы

Как отмечает эксперт, платный въезд в зоны с низкими выбросами может быть введён в 2027 году после этапа тестирования.

"Если до конца года удастся принять нормативную базу, то на разработку и тестирование системы уйдёт примерно год. Вероятно, 2026-й станет временем пилотного запуска, а уже в 2027 году можно ожидать введения платного режима. Важно учитывать, что параллельно обсуждается поддержка жителей и бизнеса в этих зонах: выкуп старых машин, субсидии на приобретение новых автомобилей. Всё это требует финансирования и должно быть заранее заложено в бюджет", — пояснил эксперт.

Зарубежный опыт зон с низкими выбросами

По словам эксперта Эдуарда, зоны с ограничением для автомобилей с высоким уровнем выхлопов успешно действуют в разных странах и действительно помогают улучшать качество воздуха.

Лондон

Одним из ярких примеров, где начали работать такие меры, стал Лондон. Здесь действует программа Low Emission Zone, а также система выкупа и утилизации старых машин. Для разных категорий — жителей, малого бизнеса, владельцев легковых авто, мотоциклов, фургонов или специализированного транспорта — предусмотрены отдельные пакеты и льготы. По данным властей, благодаря программе количество старых автомобилей на улицах сократилось примерно на 53 тысячи: часть машин была утилизирована, часть обновлена.

Мадрид

В столице Испании с 1 января действует строгий запрет: автомобили без экологического стикера въезжать в город не могут. Здесь нет взимания платы "по стикеру", здесь контроль права въезда и штраф при нарушении. Для машин, зарегистрированных у жителей Мадрида, введён год предупреждений до 31 декабря текущего года (без штрафов). Параллельно работает национальная программа субсидий на покупку электромобилей и сдачу старых машин, размер которой достигает 4 500 евро. Дополнительно предусмотрены меры поддержки таксистов и других перевозчиков.

Берлин

В Германии, в Берлине для въезда в зону низких выбросов также требуется специальный стикер. Применяется режим допуска/запрета и штраф, если заехали без соответствующего разрешения. Параллельно с этим несколько лет действовала федеральная программа утилизации автомобилей: при сдаче старой машины водители получали субсидию в размере около 2 500 евро. С 2009 года ею воспользовались порядка 2 миллионов автомобилистов.

Калифорния

В США особое внимание вопросам экологии уделяют в Калифорнии. Здесь действует система субсидий для владельцев старых автомобилей, особенно для малообеспеченных граждан. Размер компенсации мог достигать 4 500 долларов при сдаче старой машины и покупке более экологичной.

Шэньчжэнь

Около десяти лет назад ситуация с воздухом в Пекине и других крупных городах Китая была критической — жители буквально ходили в масках. А сегодня, например, в Шэньчжэне 100 процентов общественного транспорта - это электробусы, в такси используются практически только электромобили. Да и другой транспорт - частные автомобили, небольшие развозные грузовики, мотоциклы и др. - очень большую долю составляют электрички. В результате вопросы, связанные с выхлопами и концентрацией вредных частиц в воздухе, там практически сошли на нет.

"Казахстан не изобрёл ничего нового. Хочется верить, что в акимате работает грамотная команда, которая изучила международный опыт, адаптировала его и постарается внедрить в наших условиях, в частности в Алматы. В этом городе, на мой взгляд, нужно использовать максимум возможных мер, чтобы сделать воздух чище. Всё, что может реально помочь, стоит попробовать",- отметил Эдуард.

Справедливая цена за въезд

Эксперт считает, что стоимость въезда должна быть разумной и соотноситься с уровнем доходов населения.

"Здесь важно ориентироваться на опыт других стран и адаптировать его под наши реалии. В Лондоне, например, плата за въезд составляет около 12 фунтов (примерно 8 668 тенге). Для Казахстана это слишком высокая сумма. Логичнее было бы привязать стоимость к уровню доходов или, например, к МРП. Экономисты должны просчитать оптимальный вариант. По некоторым экспертным оценкам, плата должна быть сопоставима с расходами на 2–3 литра бензина. Если литр топлива стоит около 250–270 тенге, то речь может идти о 500–600 тенге в день. Но это предварительные прикидки", — отметил эксперт.

Механизм экологических стикеров

Как объясняет Эдоков, стикеры могут быть заменены цифровыми решениями благодаря информационным системам.

"В Европе, например в Германии или Испании, на машину клеят специальный стикер (зелёный, жёлтый, красный, синий и др.), который дает право въезда в ту или иную зону. Если въехали без стикера - штраф! В Казахстане, с развитыми информационными системами, стикеры могут быть необязательны: данные о выбросах можно привязать к номеру машины в базе данных. Также можно использовать современные технологии - специальные спектроскопы, такие "радары для выхлопа", которые в реальном времени могут определять уровень выбросов без техосмотра",- эксперт предлагает свои вариант.

Комплексные меры для чистого воздуха

По мнению Эдуарда, для улучшения качества воздуха в Алматы нужен комплексный подход:

  • развитие электротранспорта;
  • субсидии на электромобили;
  • упрощение установки зарядных станций;
  • освобождение бизнеса от налогов при переходе на экологичный транспорт.

Прозрачность и открытость важны: как говорит Эдуард, нужно объяснять людям, зачем это делается, и направлять собранные деньги только на экологию. Алматы может стать "песочницей" для таких решений, а затем распространить опыт на другие города, например Астану. Проблема воздуха острая, и бездействие ухудшит здоровье будущих поколений.

Напомним, обсуждения проекта на платформе "Открытые НПА" завершились, однако тема до сих пор остаётся актуальной. Ранее мы беседовали с экспертом Алексеем Алексеевым, который считает, что власти начинают решать проблему не с той стороны. По его мнению, главные источники загрязнения воздуха кроются в других факторах, а платный въезд скорее станет способом пополнить бюджет, чем эффективной экологической мерой.

Мы также опросили жителей Алматы и тех, кто ежедневно приезжает в город по работе из области. Их мнения о предложении акимата оказались противоречивыми.

Ранее мы рассматривали зарубежный опыт: в Европе и Азии подобные практики действуют давно — это экологические зоны, запреты на дизельные автомобили и платный въезд для машин с высоким уровнем выбросов. В этих странах такие меры уже доказали свою эффективность.

Китайских авто все больше на наших дорогах! А вы знаете, как правильно произносятся названия брендов? Мы поможем! Заходите в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!

Показать комментарии