“Зачем платить, если я не хожу в поликлинику?“ Интервью с главой Фонда медстрахования

Рабига Дюсенгулова
Рабига Дюсенгулова корреспондент
Роман Павлов
Роман Павлов Видеооператор, видеоинженер
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
“Зачем платить, если я не хожу в поликлинику?“ Интервью с главой Фонда медстрахования Айдын Кульсеитов, глава ФСМС. Фото: ©️ Tengrinews.kz

"Если я не болею и не хожу в поликлинику, зачем вообще платить?" — несмотря на триллионные бюджеты и годы реформ, система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в Казахстане продолжает вызывать у населения такие вопросы и больше вопросов, чем доверия. И действительно, зачем платить взносы, какие медуслуги положены бесплатно, почему приходится доплачивать, кто покрывает расходы здравоохранения на пенсионеров и детей, как клиники занимаются приписками и будет ли хватать наших взносов на лечение в будущем?

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

"Если я не болею и не хожу в поликлинику, зачем вообще платить?" — несмотря на триллионные бюджеты и годы реформ, система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в Казахстане продолжает вызывать у населения такие вопросы и больше вопросов, чем доверия. И действительно, зачем платить взносы, какие медуслуги положены бесплатно, почему приходится доплачивать, кто покрывает расходы здравоохранения на пенсионеров и детей, как клиники занимаются приписками и будет ли хватать наших взносов на лечение в будущем?

На эти и другие вопросы в интервью Tengrinews.kz отвечает глава ФСМС Айдын Кульсеитов.

Куда ушли деньги?

— Айдын Женисович, объясните, что такое Фонд социального медицинского страхования и зачем мы платим туда взносы?

— Фонд социального медицинского страхования (ФСМС) аккумулирует все средства, поступающие в рамках системы ОСМС — от работодателей, сотрудников и государства. И направляет их в медорганизации, которые оказывают помощь населению.

Многих волнует вопрос: если я не болею и не хожу в поликлинику, зачем вообще платить?

Это — страховая модель и она основана на принципе солидарности. В 2023 году только работодатели уплатили в ОСМС около 904 миллиардов тенге. При этом сами работающие казахстанцы (около 5,5 миллиона человек — прим. редакции) потребили медицинских услуг лишь на 160 миллиардов тенге. То есть взносов внесли гораздо больше, чем использовали.

Куда ушли оставшиеся деньги? На помощь тем, кто не может сам платить: пенсионерам, детям, беременным, людям с инвалидностью и другим социально уязвимым группам. Таких в Казахстане почти 12 миллионов человек, и за них платит государство. Но ставка у них ниже, и государство внесло в прошлом году 260 миллиардов тенге, а потребили эти категории более 900 миллиардов. Именно это и есть солидарность: работающий платит за неработающего, обеспеченный — за малоимущего.

Важно понимать: страхование — это долгосрочная система. Сегодня вы молоды, зарабатываете и вносите взносы, но спустя 20–30 лет, став пенсионером, вы сами будете получать помощь за счёт новых поколений.

Кроме того, даже если вы не обращаетесь за медицинской помощью, ваши дети и близкие, входящие в льготные категории, ею пользуются. За них государство платит меньше, а разницу покрывают именно работающие граждане.

ФСМС обеспечивает гарантии: если вы застрахованы, вы получаете доступ к высокотехнологичной помощи, дорогостоящим лекарствам и даже лечению за границей — без того, чтобы платить из своего кармана. Это и есть основа социальной справедливости в медицине.

Айдын Кульсеитов, председателя правления НАО "Фонд социального медицинского страхования", во время записи интервью в студии. Фото: ©️ Tengrinews.kzАйдын Кульсеитов, председатель правления НАО "Фонд социального медицинского страхования", во время записи интервью в студии. Фото: ©️ Tengrinews.kz

— Как работает система отчислений в ОСМС?

— Сейчас система устроена так: максимальная сумма, с которой взимаются взносы на медстрахование, ограничена 10 минимальными зарплатами — это 850 тысяч тенге. Это и есть так называемый "потолок обложения".

Что это значит на практике? Если вы получаете зарплату ниже этой суммы, например, 400 тысяч тенге, то с неё уплачиваются:

  • два процента — сам работник,
  • три процента — работодатель,
  • что в сумме составляет около 20 тысяч тенге в месяц.

Максимальный ежемесячный взнос сейчас составляет около 40 тысяч тенге (пять процентов от 850 тысяч тенге). И да, может показаться, что это много, пока не понадобится дорогостоящее лечение. А если возникнет необходимость в операции на несколько миллионов тенге, страховая система покроет эти расходы.

Но если ваша зарплата миллион тенге, то отчисления всё равно считаются только с 850 тысяч. Таким образом, чем выше доход, тем меньшую долю от реальной зарплаты человек тратит на медстрахование.

— Почему для богатых процент ниже?

— Это действительно вызывает вопросы — справедливо ли это? Такая система была заложена изначально, но сейчас готовится законопроект, который должен изменить правила. Его подписание ожидается в ближайшее время. Предполагается, что ограничения по "потолку" будут частично пересмотрены, чтобы система стала более справедливой.

На самом деле, во многих странах мира "потолка" для медстрахования вообще нет — чем больше зарабатываешь, тем больше платишь. Казахстан только движется в этом направлении.

"Раньше и этого не было"

— На бумаге всё выглядит стабильно: взносы идут, фонд работает. А на деле — очереди, МРТ только по записи на следующий месяц, "окна" к врачам, которых не поймать. Это системный сбой или фонд не справляется с управлением?

— Есть критика ради критики, а есть конструктивная. Один из системных и в целом объективных критиков однажды сказал:

"Мы хотим за африканские деньги получить европейское качество медицины".

Поэтому, говоря, что система плохо работает и помощь недоступна, нужно сравнивать с тем, что было раньше.

Раньше вы бы МРТ вообще не смогли пройти. ОСМС эту проблему частично решил. Даже в развитых странах ожидание МРТ занимает два-три месяца.

Да, бывает, что МРТ приходится ждать месяц. Это раздражает. Но ещё недавно такой возможности вообще не было. Я понимаю, сейчас меня начнут критиковать, но нужно это признать.

То же касается и других диагностических и лабораторных исследований. Сейчас высокотехнологичные операции — трансплантация суставов, коронарография — стали обыденностью. Люди хотят получить услугу "здесь и сейчас", и это нормально. Но если смотреть в сравнении с прошлым, доступность медпомощи в рамках ОСМС всё-таки выросла.

Айдын Кульсеитов во время записи интервью с журналистом Рабигой Дюсенгуловой. Фото: ©️ Tengrinews.kzАйдын Кульсеитов во время записи интервью с журналистом Рабигой Дюсенгуловой. Фото: ©️ Tengrinews.kz

Расскажу пример из жизни. Дочка друзей учится в Бельгии, у неё разболелся зуб. По страховке ближайшая запись через два месяца, платно — через неделю. В итоге она купила билеты и прилетела лечиться в Казахстан. Всё сделала, и это обошлось дешевле, чем платно в Бельгии. Это к вопросу о доступности.

Но ваш пример волокиты — он реальный. Это проблема, особенно в части прозрачности работы медицинских организаций. Хотя большинство врачей — честные и порядочные профессионалы, в реальности бывают и объективные, и субъективные сбои.

Мало кто знает, но по закону медорганизации, работающие в рамках ГОБМП и ОСМС, не имеют права оказывать платные услуги по тем же направлениям. Почему? Потому что появляется соблазн сказать пациенту: "Бесплатно — занято, а вот за 15 тысяч тенге — могу прямо сейчас". Это — злоупотребление. Да, вы правы, такое бывает. Но всё же это не система, а, скорее, исключения.

— Как решить эту проблему?

— Всё упирается в человеческую психологию. Если есть возможность получить выгоду, человек ею воспользуется. Наша задача — сделать так, чтобы таких лазеек не было.

Мы сейчас работаем над системой, которая позволит точно видеть: у медорганизации, с которой у нас заключён договор, есть или уже исчерпан лимит на бесплатные услуги. Сегодня информационные системы медорганизаций не позволяют это оценить. А это даёт возможность кому-то сказать пациенту "бесплатно — нет, платно — можно" и принять "по звонку".

Бороться с этим можно только цифровизацией и жёсткими регламентами. Мы уже внедряем такую модель. Один из шагов — законопроект, который сейчас на подписи у президента. Он предусматривает доступ фонда к учётным системам клиник. Сопротивление есть: "Это наши деньги, зачем вам знать?" Но без прозрачности невозможно понять, действительно ли расходуются деньги справедливо.

Иногда случается и так: человек заплатил за услугу, а клиника потом выставила её фонду как бесплатную. Сегодня у нас нет технической возможности это проверить. Но мы над этим работаем.

Второе направление — создание понятной сервисной среды. Мы дорабатываем приложение фонда Qoldau 24/7. Там можно будет видеть, какие услуги вы получили — платно или бесплатно, и если что-то не так, отправить жалобу одним кликом. Мы сможем проверить и разобраться в каждом конкретном случае.

Когда мы доведем эту систему до ума, вопросы качества и злоупотреблений, я уверен, станут встречаться гораздо реже.

— Почему у пациента до сих пор нет личного кабинета в системе ОСМС, где можно посмотреть: какие услуги он получил, куда ушли его взносы и кто получил оплату? Это же базовый элемент прозрачности. В ЕНПФ, например, всё это есть.

— Нужно понимать, что между ЕНПФ и ОСМС — кардинальная разница. В пенсионной системе учёт персонализированный: вы копите деньги на собственную старость, это ваши личные накопления. Поэтому важно видеть, сколько вы внесли, сколько заработали, как инвестированы средства — всё это влияет на вашу будущую пенсию.

А система медицинского страхования работает по принципу солидарности. Все взносы идут в общий котёл, и эти деньги сразу же расходуются — не на конкретного человека, а на всё население. Мы не накапливаем, а распределяем средства в реальном времени, чтобы каждый имел равный доступ к медпомощи. Поэтому в ОСМС не предусмотрено персонального счёта.

Тем не менее то, о чём вы говорите — сделать личный кабинет, где видно, какие услуги вы получили — реализуемо. Мы это обсуждаем, и такая функция действительно может появиться в мобильном приложении. Уже сейчас по закону фонд обязан ежеквартально публиковать полную отчётность: сколько денег потрачено, на что именно — зарплаты, лекарства, операции, высокотехнологичную помощь и так далее. Всё это размещается на сайте фонда.

— Я знаю, что у вас около двух тысяч поставщиков медицинских услуг. Можно ли где-то увидеть конкретно: сколько денег получил каждый?

— Да, это тоже сейчас внедряется. Хотя со стороны клиник есть сопротивление — они говорят, что это коммерческая тайна. Ведь они оказывают и платные услуги, не только те, что покрываются ОСМС. Но в новом законе этот вопрос урегулирован, и публикация информации в разрезе поставщиков будет реализована на нашем сайте. Любой человек сможет зайти и посмотреть, сколько та или иная клиника получила по линии ОСМС.

Айдын Кульсеитов. Фото: ©️ Tengrinews.kzАйдын Кульсеитов. Фото: ©️ Tengrinews.kz

— Но по факту эта информация пациенту мало что даст...

— Есть требования, чтобы медицинские организации размещали эту информацию. У нас сейчас 1943 поставщика, сейчас ведётся работа по доступу к их учётным системам.

Также с каждой медорганизацией у нас заключён договор, они обязаны иметь службу поддержки пациентов. Обычно она находится прямо у входа, рядом с регистратурой. Туда можно обратиться с жалобой или вопросом, если что-то непонятно. Эти обращения постоянно отслеживаются и более половины из них решаются на месте.

Но и пациент должен быть активным. Нужно знать свои права и не бояться их отстаивать. Часто мы даже не подозреваем, что имеем право на что-то, а ведь имеем. Наша задача как фонда — сделать так, чтобы эти права соблюдались.

Какую медпомощь казахстанцы могут получить бесплатно

— Что мы можем получить через ОСМС и ГОБМП?

— Нужно чётко понимать: ГОБМП (гарантированный объём бесплатной медицинской помощи) — это экстренная помощь.

В него входят:

  • скорая и неотложная медицинская помощь;
  • экстренные операции;
  • лечение при socially significant (общественно значимых) заболеваниях;
  • услуги при туберкулёзе, ВИЧ и так далее;
  • онкоскрининги (с апреля они переведены в ГОБМП по новому закону);
  • первичный осмотр у врача общей практики (вводится новым законом, который сейчас на подписи у президента).

Это доступно всем гражданам, независимо от того, застрахованы они или нет.

Но когда речь идет о более глубоком лечении — амбулаторном, диагностике, анализах, УЗИ, консультациях узких специалистов — это уже входит в пакет ОСМС (обязательное соцмедстрахование).

Сейчас 57 процентов медуслуг оплачиваются через ГОБМП и 43 процента — через ОСМС. В будущем этот баланс изменится: ГОБМП останется только для экстренных и базовых услуг, а основная часть помощи будет предоставляться через систему страхования.

То есть, что будет всегда бесплатно:

  • скорая и экстренная помощь;
  • первичный осмотр;
  • экстренная госпитализация и операции;
  • скрининги и онкоосмотры;
  • лечение при угрозе жизни.

Что можно получить через ОСМС:

  • консультации узких специалистов;
  • клинико-диагностические исследования;
  • высокотехнологичная помощь (коронарография, суставные операции и другое).

Даже если вы нигде не работаете, но у вас есть доход, вы можете платить всего 4200 тенге в месяц и получить доступ ко всему спектру медицинских услуг по линии ОСМС. Например, одна операция на сердце может стоить до 20 миллионов тенге, а вы получите её в рамках страхования за небольшие взносы.

— Если простыми словами: я сломал ногу — меня примут, прооперируют бесплатно. А вот дальше, если потребуется лечение, лекарства или стационар — это уже через ОСМС?

— Примерно так. В экстренных случаях — при переломах, острых состояниях, угрозе жизни вас обязательно примут, окажут помощь и прооперируют бесплатно. Это входит в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). Но если требуется дальнейшее лечение, амбулаторное наблюдение, диагностические обследования, стационар или медикаментозная поддержка — это уже входит в систему ОСМС. Здесь важно быть застрахованным.

Сейчас в Казахстане к поликлиникам прикреплено около 20 миллионов человек — фактически всё население. Но застрахованными являются только 16,5 миллиона. Около 3,5 миллиона человек не делают никаких отчислений.

Из них почти половина — это экономически активные, обеспеченные граждане (категории А и Б), которые по каким-то причинам не платят. Это неправильно. Ведь система работает только тогда, когда все участники участвуют солидарно.

С другой стороны, есть категории социально уязвимых граждан (категории Д и Е) — около миллиона человек. И сейчас одно из важных нововведений — государство будет страховать их за счёт местных бюджетов. Акиматы каждый месяц будут получать от Министерства труда списки таких граждан и передавать их нам, чтобы мы включали их в систему как условно застрахованных.

Важно: если человек из этой категории обратился за медицинской помощью, он получит её в полном объёме как застрахованный. А мы, в свою очередь, выставим счёт акимату.

Таким образом, сейчас в системе чёткие требования: либо ты входишь в льготную категорию, либо сам оплачиваешь взносы. Осталось примерно 1,5 миллиона человек, которые не застрахованы, но при этом имеют устойчивое финансовое положение. Это и есть та группа, с которой нужно работать дальше — справедливо, чтобы каждый вносил свою долю.

— Давайте поговорим про сами клиники. Сколько медорганизаций фонд лишил статуса поставщика? Жалоб от пациентов много, но создаётся ощущение, что клинику просто исключают — и всё. Никаких реальных последствий. Были ли случаи настоящего наказания для поставщиков?

— За 2023–2024 годы и включая текущий, фонд передал порядка 140 материалов в правоохранительные органы. По части из них уже вынесены процессуальные решения, по части — ещё нет. Это уже в зоне ответственности следственных органов.

При этом нас самих регулярно проверяют — и Высшая аудиторская палата, и Генеральная прокуратура. Наверное, наш фонд — одна из самых проверяемых организаций в стране. Сейчас, например, идёт масштабная комплексная проверка: более 30 человек изучают все процессы — от цифровизации до исполнения договоров.

Мы работаем с медорганизациями на основании договора присоединения. И в случае нарушений у нас предусмотрены механизмы:

  1. Штрафы за приписки или нарушения стандартов оказания услуг. Если услуга оказана некачественно или с нарушениями, либо выявлена приписка, мы применяем штрафы. Размеры разные — от 30 до 300 процентов от суммы услуги. Иногда приписка — это не злой умысел, а техническая ошибка. Но даже в таких случаях мы возвращаем средства и начисляем штраф.
  2. Расторжение договоров при систематических нарушениях. Если нарушения повторяются, мы расторгаем договор с организацией. В 2023 году, например, мы прекратили сотрудничество с 10 медорганизациями. Это означает, что в течение трёх лет они больше не смогут оказывать услуги по линии ГОБМП и ОСМС.

Здесь нужно понимать одну важную вещь. В клинике может работать 150 человек — врачи, медсёстры, администраторы, технический персонал. Если один врач совершил ошибку, а мы сразу расторгнем контракт, пострадают все 149 остальных сотрудников, которые к нарушению не имеют отношения. Поэтому мы стараемся действовать взвешенно. Санкции должны быть, но они должны быть соразмерны нарушению. Наша задача — не наказать всех подряд, а обеспечить качество, не навредив при этом тем, кто честно выполняет свою работу.

Журналист Рабига Дюсенгулова. Фото: ©️ Tengrinews.kzЖурналист Рабига Дюсенгулова. Фото: ©️ Tengrinews.kz

— Сейчас, насколько знаю, в клиниках начали фотографировать пациентов при оказании услуг. Я сама недавно обращалась в больницу — врач в приёмном покое сфотографировал меня. После внедрения этой меры, кажется, объём оказанных услуг резко снизился — на миллионы. Это значит, что всё это были приписки?

— Насколько я помню, снижение было в пределах пяти процентов. Но здесь важно уточнить: эту работу ведёт Министерство здравоохранения, и там есть свои технические нюансы — архитектура системы, установка камер, как она встроена в процесс и так далее.

Мы по своим обращениям видим интересный тренд: многие люди отказываются проходить процедуру фотоидентификации. Причина — страх мошенничества, опасения, что их фото или персональные данные могут быть использованы не по назначению.

И вот эта общая тревожность — она, в принципе, понятна и объяснима. Утечки данных, телефонные мошенники — всё это формирует недоверие. И потому кто-то предпочитает просто не проходить эту процедуру.

Тем не менее, я считаю, что идентификация пациента — это одна из ключевых задач. Без неё мы не сможем построить по-настоящему качественную, честную и пациентоориентированную систему здравоохранения.

Три триллиона — это много или мало?

— Давайте перейдем к суммам. Это, пожалуй, больше всего интересует людей. Сколько ежегодно поступает в фонд отчислений и какими средствами вы оперируете сейчас?

— На этот год запланировано около трёх триллионов тенге. Из них примерно 1,7 триллиона — это поступления из бюджета в рамках ГОБМП. То есть гарантированного объема бесплатной медпомощи.

А вот 1,2 триллиона тенге — это уже наши с вами деньги, те самые отчисления в фонд ОСМС. Причём около 900 миллиардов тенге поступает от работников, работодателей, самозанятых, крестьянских хозяйств и так далее.

Если вы наёмный работник, то платите два процента со своей зарплаты и ещё три процента за вас платит работодатель.

Если вы относитесь к льготной категории, вы ничего не платите — за вас государство оплачивает по определённой формуле. Если вспомнить, какие в предыдущие годы были средние зарплаты по стране, то именно с этих сумм должны поступать два процента отчислений за каждого льготника на счета фонда.

— Три триллиона — звучит как баснословная сумма. У меня, если честно, есть ощущение, что за такие деньги медицина могла бы быть лучше, чем в самых развитых странах.

— Давайте просто посчитаем. Три триллиона тенге — это 3,8 процента от ВВП. А все международные организации, включая ВОЗ, рекомендуют минимум пять процентов от ВВП направлять на здравоохранение.

В России, к примеру, — 8,2 процента,
в Европе в среднем — больше 11 процентов.

Когда мы запускали систему, по расчётам должно было быть около семи процентов, и вот тогда, в теории, этого бы хватило, чтобы приблизиться к сингапурскому качеству медицины. Но сейчас мы располагаем тем, что есть. Хотим больше — надо быть готовыми больше платить. Когда в личных беседах я спрашиваю: "Вы готовы платить 10 процентов?" — все начинают задумываться.

А теперь просто арифметика: три триллиона делим на 20 миллионов человек — получается примерно по 150 тысяч тенге в год на человека. Вроде бы, и немного, если подумать. Поэтому, когда звучит сумма "три триллиона" — это, вроде, как огромно, но если смотреть на долю на одного человека, то понятно, что мы пока далеко не в топе по расходам на здравоохранение на душу населения.

— Но ведь не все 20 миллионов одновременно идут в больницу. Кто-то вообще никогда не ходит.

— Тут важно понимать одну вещь. Когда мы говорим "три триллиона", это звучит как огромные деньги. Но для одного человека — да, это много. А для 20 миллионов — это уже по 150 тысяч тенге в год, или примерно 12 тысяч в месяц. Вы, скорее всего, тратите на здоровье больше, если посчитать спортзал, питание, витамины, отдых, здоровый сон. А тут — вся медицина. Вот и подумайте: можно ли на 12 тысяч в месяц обеспечить каждому всё?

— Но ведь мы же не каждый месяц ходим к врачу.

— Правильно. И, честно говоря, слава богу, чтобы не ходили. Но теперь подумайте: поликлиника же не может сидеть и ждать, придёт кто-то или нет. Она должна быть готова. Врачи, персонал, свет, тепло, налоги, оборудование — всё это стоит денег, независимо от того, сколько людей пришло. Мы как фонд платим по прикреплённому населению. То есть, если вы прикреплены к поликлинике — мы уже платим, даже если вы не приходите. В среднем — 1500 тенге в месяц на каждого прикреплённого. А есть клиники, к которым прикреплены по 50–100 тысяч человек.

Это уже миллиарды тенге, которые идут на поддержку системы, чтобы она была в любой момент готова вас принять. Так что, даже если вы не обращаетесь ,— это не значит, что за вас не платят.

Айдын Кульсеитов во время записи интервью с журналистом Рабигой Дюсенгуловой. Фото: ©️ Tengrinews.kzФото: ©️ Tengrinews.kz

— На что сегодня расходуются три триллиона?

— Почти всё, что поступает в фонд — из бюджета, из взносов — сразу же уходит на оказание медпомощи в этом же году. Запасов не накапливается. Если раньше были излишки, сейчас их практически нет. Фактически, вся система здравоохранения работает в режиме "деньги пришли — деньги ушли".

— Фонд рискует уйти в дефицит уже в 2026 году — это правда? Сколько нам на самом деле не хватает, чтобы фонд работал хорошо? И, главное, доверие всё ещё остаётся низким.

— Фонд содержится за счёт комиссионного вознаграждения. Это определённый процент, который начисляется с взносов ОСМС. При этом мы администрируем не только ОСМС, но и гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, то есть бюджетные средства.

Наша задача, как я уже говорил, не только казначейская. Мы также занимаемся оценкой качества услуг, чтобы не было приписок, нарушений прав пациентов и так далее.

На самом деле это обычный, нормальный процесс: у фонда есть активы, и при возникновении обязательств перед организациями в части ОСМС мы платим. Потом, в конце года, эта сумма выравнивается и снова накапливается. Поступления идут из бюджета, от работников, работодателей и так далее.

Не секрет, что в конце года у населения идут премии, бонусы, и, соответственно, отчисления с зарплаты тоже возрастают. Поэтому, если говорить о надёжности финансовой модели — она показывает, что в ближайшие несколько лет, при условии исполнения бюджетом всех обязательств перед фондом, а Минздравом — перед нами, средств будет достаточно, чтобы погашать обязательства перед организациями за оказанные услуги.

Более того, если все запланированные обязательства будут исполняться всеми сторонами, у нас будет небольшой, но постоянный прирост активов — сейчас это 3,3 триллиона тенге, и они будут увеличиваться. Это и есть подушка безопасности. Пока ситуация именно такая.

— Хорошо, вы меня убедили, что три триллиона — это мало. Но тогда почему люди, которые зарабатывают больше 850 000 тенге, условно — богатые, платят меньше? Это же несправедливо.

— Вот именно этот вопрос сейчас и решается на уровне закона. Мы поднимаем потолки. Теперь они будут платить больше — причём, значительно. Мы ожидаем, что эти девять процентов работающего населения, а это примерно 520 тысяч человек, дадут дополнительно около 200 миллиардов тенге взносов с 2026 года.

Но при этом надо понимать: параллельно часть обязательств будет перераспределяться. Помните, мы говорили, что сейчас больше половины финансирования идёт через ГОБМП? В рамках поручения Президента мы хотим довести его долю до одной трети. То есть, чтобы гарантированный объём бесплатной медпомощи со стороны бюджета составлял около 33–35 процентов.

В мире считается сбалансированным, когда государство берёт на себя треть, а две трети граждане обеспечивают сами. Тогда у людей появляется больше мотивации не болеть, больше вкладываться в профилактику и скрининг.

У нас, к сожалению, пока модель поведения такая: человек тянет до последнего, пока совсем не станет плохо, и только тогда ложится в стационар. А наша задача — в том числе через ОСМС — сместить акцент на профилактику. Чтобы не доводить до этапа, когда уже требуются дорогостоящие хирургические и другие вмешательства.

— Вы говорите, что люди не готовы платить 10 процентов взносов. Я думаю, ради хорошей медицины и качества некоторые всё же готовы...

— Давайте проведём опрос в комментариях? Но, честно скажу, я примерно понимаю, как это работает. Под этими комментариями будет шквал критики. Люди напишут: "Вы хотите поднять в два раза", "всё разворуете", "всё растратите", "толку не будет", "почему я должен платить" и так далее.

Здесь нужно понимать: когда речь о солидарной системе — пять, семь, 10 процентов — человек начинает примерять это на себя и говорит:

"Почему я должен платить за другого? Они же мне никто. Я должен заботиться о своей семье".

И вот с этой точки зрения — психологически и поведенчески — очень тяжело сказать: давайте увеличим ставки, и всем нам будет хорошо. Потому что человек прежде всего хочет быть уверен, что он лично получит лечение и хорошее качество. Это природа человека. И пока у нас не будет доверия и прозрачности, будет очень сложно объяснить людям, зачем это нужно. И это оправдано.

Чтобы вы понимали: ещё в 2015 году Всемирный банк просчитывал модель, в 2018 мы начали вводить взносы, а накапливать — с 2020 года. Изначально в расчётах было заложено семь процентов. Этого достаточно, чтобы покрыть основную часть расходов всей системы здравоохранения.

Тем, кто не верит в систему

— До 2032 года государство планирует наращивать процентную ставку, верно?

— Да. Когда мы говорим о переносе части обязательств с ГОБМП, это примерно 490 миллиардов тенге — они будут перенесены на ОСМС с 2027 года.

При этом государство взяло на себя обязательство: постепенно довести ставку отчислений за льготные категории с текущих двух процентов до 4,7 процента к 2039 году. Это, конечно, не семь, как планировалось изначально, но всё равно более чем в два раза больше, чем сейчас.

Многие говорят: "Я уже три года плачу, ничего не меняется".

Но давайте посмотрим на Германию — у них система работает десятки лет, и они до сих пор говорят: "Мы в процессе совершенствования". Система страхования — это живой механизм, который каждый год требует изменений. И каждый год будут появляться новые проблемы, которые нужно решать.

— Недавно была новость, что заместителя председателя Фонда соцмедстрахования по Восточно-Казахстанской области заподозрили в хищении 400 миллионов тенге. Это огромные деньги. Как такое вообще возможно сейчас, при всей цифровизации?

— Ну да, такой факт имел место — это было в марте, ещё до моего прихода. Зампред был отстранён от деятельности. Насколько я понимаю, история длится уже давно.

К сожалению, по требованиям законодательства я не могу это комментировать, потому что идёт следствие. Любой мой комментарий может быть воспринят как давление на ход расследования.

Мы не можем говорить, что человек виноват, пока нет решения суда. Поэтому я не готов это обсуждать. Но могу сказать, что мы проводим работу, анализируем, чтобы свести к минимуму любые возможности для нарушений и злоупотреблений в рамках фонда.

— Что бы вы сказали тем, кто не верит в систему и не хочет участвовать?

— Честно говоря, я, наверное, далёк от того, чтобы пафосно обращаться, взывать к совести и так далее. Психология человека такая: если есть возможность обойти систему, он попытается это сделать. Поэтому я не столько хочу обратиться, сколько сказать, что мы работаем над решением этой проблемы. Конечно, это будет через экономические стимулы.

Мы же все хотим жить в правовом государстве. Хотим, чтобы всё было по закону. Но сами не хотим ему следовать. Уплата взносов — это не пожелание, это обязанность. По закону, каждый должен либо относиться к льготной категории, либо платить.

Часто люди говорят:

"Я не получаю помощь, почему должен платить?"

Но ведь те 5,5 миллионов, кто платит сейчас, делают это не только за себя. Мы платим и за детей, и за пожилых, и за людей в трудной ситуации, за будущих мам, за инвалидов.

И те деньги, которые мы якобы "не видим", идут на то, чтобы наши близкие, наши соседи, да и наши собственные дети, могли получить медицинскую помощь бесплатно.

О спикере: Айдын Кульсеитов назначен руководителем Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) 2 апреля 2025 года. Перед этим должность была вакантна в течение двух месяцев. Айдын Кульсеитов родился в Усть-Каменогорске. Окончил Восточно-Казахстанский государственный технический университет по специальности "инженер-экономист" и Академию государственной службы при Президенте РК по специальности "менеджер государственной службы". Поначалу работал в частной сфере. Затем перешел на госслужбу: занимал должности в Министерстве индустрии и торговли, Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, был председателем правления АО "Национальное агентство по технологическому развитию", АО "Казахстанский институт развития индустрии". С 2017-го до 2025-го занимал ряд руководящих должностей в Администрации Президента.

Беседовала Рабига Дюсенгулова

Видео: Роман Павлов

Монтаж: Санжар Мустафин

Читайте также:

"Мы признаем проблемы". Интервью с главой Минздрава об ОСМС, дорогих лекарствах и казахстанской медицине

Почем здоровье для народа? Что будет с ценами на лекарства в Казахстане

Паллиативная ответственность: чтобы тяжелобольные казахстанцы не умирали в муках

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 18
Астана 14
Актау 19
Актобе 14
Атырау 18
Б
Балхаш 21
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 22
Костанай 21
Кызылорда 13
П
Павлодар 16
Петропавловск 12
С
Семей 12
Т
Талдыкорган 21
Тараз 22
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 25
Ш
Шымкент 17

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer