От Талгара до Лос-Анджелеса: невероятный путь казахской юрты на Burning Man

Томирис Шарип
Томирис Шарип Корреспондент
Болат Айтмолда
Болат Айтмолда Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
От Талгара до Лос-Анджелеса: невероятный путь казахской юрты на Burning Man Фото предоставлены Асхатом Муратовым

Burning Man — это ежегодный фестиваль в пустыне Блэк-Рок в американском штате Невада, который собирает десятки тысяч участников со всего мира. В этом году в нём приняли участие и казахстанцы, установив юрту, которая стала одним из самых обсуждаемых объектов и центром притяжения для тысяч посетителей. Tengrinews.kz поговорили с одним из участников, Асхатом Муратовым, который рассказал о подготовке, трудностях и том, как иностранцы восприняли юрту.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Казахстанцы приняли участие в фестивале Burning Man, установив юрту, которая стала центром внимания.
  • Асхат Муратов организовал команду из 35-40 человек для участия в фестивале и транспортировки юрты.
  • Подготовка заняла год, включая сложную логистику — перевозку юрты из Казахстана в США через Китай.
  • На фестивале была суровая погода, но юрта выстояла в шторме, став символом гостеприимства. Она привлекла около 5 тысяч гостей.
  • Участие финансировалось частными инвесторами, расходы составили около 300 тысяч долларов.
  • Команда планирует участвовать в фестивале и в следующем году. Задумка в том, чтобы создать арт-кар в виде передвижной юрты.
  • Асхат надеется, что этот опыт станет шагом к большему признанию казахской культуры на международной арене.

Как появилась идея

Асхат признался, что впервые услышал о фестивале много лет назад от коллег и знакомых в США.

"Я всегда относился к Burning Man с осторожностью: казалось, что это что-то про тусовки и странные вещи. Но когда мне начали рассказывать серьёзные люди — профессора, инвесторы, предприниматели — я понял, что за этим стоит совсем другое. Это про выживание, про трансформацию и про сообщество", — делится он.

Участник фестиваля Асхат Муратов. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Решение отправиться на фестиваль он принял спонтанно, а спустя год понял, что хочет привезти в пустыню символ Казахстана.

"Я посчитал, что я смогу найти таких же неравнодушных наших соотечественников, объединить вокруг какой-то идеи и привезти на Burning Man", — рассказывает Асхат.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Подготовка к фестивалю

По словам Асхата, подготовка к фестивалю заняла ровно год. Вернувшись с прошлого Burning Man, он сразу начал формировать команду:

"Я понимал, что всё начинается с людей, поэтому я создал комьюнити. Начал с друзей, потом с друзей друзей, затем делал рассылки в соцсетях через знакомых. На удивление, в Telegram-группу собралось 500 человек. Из них 20-30 человек были те, кто что-то слышал, знал и всегда мечтал попасть на Burning Man. Как правило, целевая аудитория, которая готова к такому — это спортсмены, айтишники, путешественники, альпинисты и, конечно, очень творческие люди".

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Помимо сбора команды, главной задачей стала логистика — нужно было перевезти юрту.

"Нам же нужно было перевезти юрту через весь мир. Тут мы просчитались по срокам, но в итоге у нас всё получилось. Сложности начались с покупки юрты. Потом нужно было получить кучу разрешений, например, от Министерства культуры на вывоз национального достояния. Потом нужно было оформить таможню и в Казахстане, и в США. Мы загрузили всё на фуру в Талгаре и отправили до границы с Китаем", — вспоминает Асхат.

И продолжает делиться подробностями перевозки: "Там перегрузили на железную дорогу, и по Китаю она дошла до Гуанчжоу. Из Гуанчжоу её перегрузили на паром, который по океану дошёл до порта в Лос-Анджелесе. Мы дистанционно растаможили всё, складировали, а потом я сам полетел туда, и мы со своими друзьями загрузили всё это в огромный пятидесятитонный трек. И эта фура поехала в город Блэк-Рок".

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

Идея и символика

По словам Асхата, идея привезти юрту появилась не случайно:

"Мне хотелось объединить вокруг чего-то понятного и близкого многим людям. Юрта — это общий дом, символ гостеприимства и единства. Когда мы поднимали шанырак, вместе с нами были китайцы, русские, украинцы, кыргызы, эстонцы — в итоге около 20 стран. Это показывает, что даже такое простое действие, как установка юрты, требует совместных усилий".

Сложности

Жизнь на Burning Man — это не только искусство и общение, но и выживание. Фестиваль длится девять дней, и всё это время участники живут в условиях жары днём, холода ночью и постоянных песчаных бурь. Казахстанская команда столкнулась с серьёзными испытаниями: юрту пришлось собирать дважды из-за штормов.

"Во время первого шторма мы не успели её закончить, укрепить шанырак и перевязать всё, поэтому вдесятером нам пришлось три часа стоять и держать стены юрты, чтобы её не унесло ветром, — собеседник делится интересными деталями. — Это было шокирующее зрелище. Нам сообщили, что надвигается ещё один шторм, на 10 километров сильнее предыдущего. Мне пришлось быстро всех мобилизовать, потому что мы понимали: если не успеем укрепить юрту, нас ждут большие проблемы".

Казахстанец также рассказывает, как они справились: "В тот день команда сплотилась, эго ушло на второй план, и все работали сообща. Мы успели закрепить и накрыть юрту. В результате она выдержала самый сильный шторм и стала одним из немногих уцелевших кэмпов. Люди, которые попали в шторм, видели, что наша юрта стоит, и мы спасали многих — администрацию Burning Man, прохожих, соседние кэмпы".

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

После таких испытаний, по словам Асхата, команда превратилась в настоящую семью. Участники называли юрту "оазис гостеприимства", а тысячи посетителей фестиваля выстраивались в очередь, чтобы познакомиться с казахстанской культурой:

"Люди были невероятно благодарны, они никогда такого не видели. Они приходили к нам по многу раз, не хотели уходить, ночевали у нас. Кто-то говорил: "Извините, в нашем кэмпе нам не очень нравится, можно мы будем просто у вас находиться и помогать: мыть посуду, выносить мусор?" Нам удалось создать такую атмосферу казахского гостеприимства, что от нас просто не хотели уходить".

Реакция иностранцев

Юрта, продолжает рассказ Асхат, стала популярным местом среди участников фестиваля:

"За четыре дня мы приняли около пяти тысяч гостей. Многие приходили несколько раз, помогали с уборкой и готовкой, не хотели уходить. Нам пришлось даже докупать продукты, потому что запасы закончились за три дня".

Собеседник также добавляет, что именно атмосфера казахского гостеприимства удивила иностранцев:

"Наши предки делились последним с путником. Мы хотели передать это чувство гостеприимства. Люди чувствовали это и благодарили. Они говорили: такого гостеприимства на Burning Man ещё не было. Многие теперь хотят приехать в Казахстан. И когда слышишь такое, понимаешь, что весь этот путь, вся эта энергия и все ресурсы были потрачены не зря".

Расходы

Burning Man часто воспринимается как зрелищный праздник, но в реальности это испытание.

"То, что видят люди в Instagram — красивые кадры селебрити, — это не совсем правда. Фестиваль про выживание и трансформацию. Я работал физически столько, сколько не работал за всю жизнь. Спал по два-три часа, остальное время занимала работа. Вести переговоры приходилось сразу в пяти часовых поясах — с Америкой, Европой, Китаем, Казахстаном и Россией", — отмечает Асхат.

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

Burning Man — это некоммерческое мероприятие, и участие в нём, по словам Асхата, удовольствие недешёвое. Участие казахстанцев в фестивале финансировалось полностью за счёт частных инвесторов и самих участников, обошлось примерно в 300 тысяч долларов.

"Юрта обошлась, наверное, около 30 тысяч с полным убранством, с подарками, с оформлением, около 20–30 тысяч ушло на логистику. Плюс мы кормили от тысячи до 1,5 тысяч людей. Представляете, сколько это затрат: купить грильницы, казаны, мясо, рис, овощи, воду, газ, электричество, генераторы. Это просто невероятно", — перечисляет Асхат.

Но подчёркивает: стоимость высокая, но деньги на Burning Man — не самое главное.

"Не самое важное — это деньги. На Burning Man ты это понимаешь. Мне важно было найти людей, которые поверят, вдохновятся. Они уже подтянули: кто-то подтянул деньги, кто-то свои логистические ресурсы, кто-то свой опыт", — говорит казахстанец.

И также добавляет, что для команды это было не просто путешествие, а возможность заявить о казахской культуре на мировой площадке.

О команде

В проекте участвовали около 35–40 человек из разных стран, связанных с Казахстаном. Среди них — дизайнер Айдана Умарова, которая подготовила коллекцию национальной одежды для показа моды, диджей Дениз Рено из Торонто, предприниматели и инвесторы. Были и те, кто обеспечивал кухню и медиасопровождение:

"Люди не знали друг друга до поездки. Все — руководители, специалисты, творческие личности. Но в пустыне пришлось всем самим готовить, убирать, мыть посуду. Burning Man стирает эго. Здесь профессор Гарварда может обсуждать идеи с художником или диджеем на равных".

Ещё масштабнее в будущем

Казахстанец подчёркивает, что этот опыт стал отправной точкой:

"Я понял, что важно не просто поехать, а создать ценность — объединить людей и показать что-то новое. В следующем году хочется сделать проект ещё масштабнее. Юрта останется символом, но мы думаем и о новых формах участия".

Фото предоставлено Асхатом

Команда уже строит грандиозные планы. Юрта осталась в США и будет храниться на ранчо друга команды — казахстанского кинорежиссёра Эркена Ялгашева, чтобы в следующем году стать передвижным арт-объектом:

"Мы планируем сделать на следующий год арт-кар в виде юрты, которая будет на колёсах, как передвижная юрта. У нас большие планы по развитию нашего кэмпа. Также мы планируем на 40-летие Burning Man привезти 40 юрт и разместить их по всей территории, чтобы люди могли укрываться во время бурь. Это будет наш подарок фестивалю. Я бы хотел, чтобы потом они стояли в каждом штате по одной. Мне кажется, это было бы лучшим промо для нашей страны в Америке и центром притяжения для наших соотечественников за рубежом".

Кроме того, команда хочет участвовать в AfricaBurn и других проектах. "Это не мечта, это цель, у которой есть конкретные сроки, а значит, это план, к выполнению которого мы уже приступили", — уверяет Асхат.

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

На вопрос о том, планирует ли команда организовать что-то подобное в Казахстане, Асхат ответил, что для этого требуется больше людей, понимающих философию фестиваля:

"Burning Man — это не просто тусовка в пустыне под музыку, это нечто совсем другое. Когда у нас будет достаточно людей из нашего региона, чтобы провести что-то масштабное здесь, тогда мы сможем это сделать".

Фото предоставлено Асхатом Муратовым

В заключение Асхат отметил, что казахстанская юрта на Burning Man стала не просто архитектурным объектом, а символом гостеприимства и культурного обмена. Несмотря на огромные расходы и сложнейшую логистику, проект оставил сильное впечатление как у иностранцев, так и у самих участников:

"Мы вернулись одной большой семьёй. А самое важное — мы показали, что культура Казахстана способна вдохновлять весь мир".

Напомним, в прошлом году казахстанский альпинист Максут Жумаев посетил фестиваль Burning Man и поделился своими впечатлениями и советами по поездке с нами — подробнее в материале.

Читайте также:

Город-утопия, существующий 8 дней в году: история казахстанца в пустыне Блэк-Рок

Из дипломатов в рестораторы. Как казахстанец покорил Пекин бургерами

"И к арбузам с душой надо!" Казахстанец превратил суровый север в знойный юг

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 23
Астана 17
Актау 22
Актобе 17
Атырау 22
Б
Балхаш 18
Ж
Жезказган 17
К
Караганда 13
Кокшетау 15
Костанай 20
Кызылорда 16
П
Павлодар 13
Петропавловск 15
С
Семей 21
Т
Талдыкорган 21
Тараз 21
Туркестан 19
У
Уральск 10
Усть-Каменогорск 24
Ш
Шымкент 22

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer