Стоит ли бояться? Медсёстры начали вести приём пациентов: мнение врачей

Светлана Антонова
Светлана Антонова Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Стоит ли бояться? Медсёстры начали вести приём пациентов: мнение врачей Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

В поликлиниках Казахстана начался приём пациентов медицинскими сёстрами в рамках реформы первичной медико-социальной помощи. Теперь медицинская сестра может проводить первичный осмотр, оценивать риски, ставить "сестринский диагноз", выписывать электронные рецепты на уже назначенные врачом препараты и направлять к узкому специалисту при необходимости. Цель реформы — разгрузить врачей, сократить очереди и повысить доступность первичной медицинской помощи, так как медсёстры теперь могут работать с пациентами с хроническими заболеваниями, проводить вакцинацию и диспансеризацию.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

В поликлиниках Казахстана начался приём пациентов медицинскими сёстрами в рамках реформы первичной медико-социальной помощи. Теперь медицинская сестра может проводить первичный осмотр, оценивать риски, ставить "сестринский диагноз", выписывать электронные рецепты на уже назначенные врачом препараты и направлять к узкому специалисту при необходимости. Цель реформы — разгрузить врачей, сократить очереди и повысить доступность первичной медицинской помощи, так как медсёстры теперь могут работать с пациентами с хроническими заболеваниями, проводить вакцинацию и диспансеризацию.

Как в реформе отнеслись медики с многолетним стажем работы, сами медсёстры и пациенты, узнал корреспондент Tengrinews.kz

Реформа первичной медико-санитарной помощи и новые функции медсестры

Одним из основных направлений реформы первичной медико-санитарной помощи стало внедрение самостоятельного сестринского приёма. Теперь медсестра выполняет функцию не только помощницы врача, а еще и ведет прием как полноценный специалист.

 

Расширенные функции медсестры

Теперь медсестра может вести динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также оказывать необходимую медпомощь по результатам этого наблюдения.

Также медсестра может проводить сестринское обследование: сбор информации о состоянии здоровья пациента, жалобы, анамнез жизни, анамнез заболевания и идентификацию социальных и психологических рисков.

Помимо этого, в её функции входит осмотр пациента: измерение пульса, артериального давления, частоты дыхательных движений, роста, веса, окружности талии, осмотр кожных покровов и видимых слизистых, включая осмотр стоп с определением тактильной и болевой чувствительности.

После всех манипуляций медсестра может выставить пациенту сестринский диагноз. Также в ее компетенции — выписка рецептов на лекарства, если они ранее были назначены врачом и рекомендации пациентам и его родным по уходу во время лечения.

Какие диагнозы может поставить медсестра

По данным Минздрава, в перечень сестринских диагнозов входят те, которые подтверждаются результатами исследований, например сердечно-сосудистые изменения, при наличии таких симптомов, как тахикардия, повышенное или пониженное давление и так далее.

Уточняется, что сестринский диагноз могут ставить только медицинские сестры, имеющие квалификацию "прикладной бакалавр" (срок обучения 3 года 6 месяцев), на уровне первичной медико-санитарной помощи.

Данная норма регулируется приказами Минздрава № ҚР ДСМ-305/2020 "Об утверждении номенклатуры специальностей и специализаций в области здравоохранения, номенклатуры и квалификационных характеристик должностей работников здравоохранения" и № КР ДСМ-149/2020 "Об утверждении организации оказания медицинской помощи лицам с хроническими заболеваниями, периодичности и сроков наблюдения, обязательного минимума и кратности диагностических исследований".

В Министерстве здравоохранения также рассказали, что ежегодно местными исполнительными органами выделяются средства на дополнительное обучение медицинских работников, в том числе медицинских сестёр. О какой сумме идет речь, в ведомстве не уточнили.

Что говорят врачи и чего боятся пациенты

Для того чтобы узнать мнение врачей и медсестер об очередной реформе здравоохранения, нам пришлось немало потрудиться. Почти все медсёстры, к которым мы обращались, отказались обсуждать тему. Поговорить с нами согласилась лишь одна - и то только потому, что в скором времени планирует уйти из сферы медицины.

"Я нормально отношусь к реформе, потому что медсёстры учатся, как врачи, получают те же знания, тем более все назначения делаются по протоколу, и в случае вопросов - врач всегда рядом, — говорит Жаннат, медсестра одной из алматинских поликлиник, но тут же отмечает: Но, я думаю, многие уйдут. На медсестёр и так большая нагрузка, а с новыми функциями нагрузки прибавится в разы. Я выбираю уйти из медицины, так как мне такая нагрузка не нужна. При этом мы еще постоянно должны учиться, проходить повышение квалификации, но наших основных обязанностей с нас никто не снимал".

С тем, что медсестры получают такие же знания, как и врачи, в корне не согласна Тамара Хабиева.

Справка: Тамара Хабиева, терапевт — врачебный стаж работы — 51 год, педагогический — 35 лет, научный — 25 лет. Кандидат медицинских наук, доцент, отличник здравоохранения Республики Казахстан. Член учёного совета в международном институте "Астана-Прага".

"Чтобы стать врачом, человек должен учиться шесть лет в медвузе, проходить такие предметы, как анатомия, физиология, хирургия, терапия, патологическая физиология, гистология, микробиология и еще множество разных дисциплин. Средний персонал только четвертушку этого проходит. После того как врач становится бакалавром, он идет в резидентуру, это повышение практической деятельности, в магистратуру — это научная деятельность, докторантуру, академ и так далее. А уровень медсестры — это медсестра со средним образованием и медсестра с высшим образованием. Чего может достигнуть медсестра с высшим образованием — это занять должность главврача по сестринскому делу", — говорит Хабиева.

Подобные реформы, говорит врач, - это нарушение установок в кодексе и системе здравоохранения.

"У нас приказы Министерства, где указана профстандартизация, там сказано, что медсестра не имеет права вести прием, ставить диагноз и тем более лечить пациента. Грубо говоря, если мы хотим, чтобы нашему населению была доступна качественная специализированная медпомощь, то эта реформа — откат к средневековью, вместо того чтобы прогрессировать, мы регрессируем", — поделилась своим мнением Тамара Хабиева.

Она отметила, что, помимо знаний, хороший специалист должен иметь большой практический врачебный опыт. Некоторые заболевания имеют нетипичное течение, распознать их и выставить правильный диагноз сможет только специалист с большим опытом работы.

"В рамках новой реформы медсестра может выставить сестринский диагноз, провести первичное обследование: уровень боли, уровень остроты заболевания, определить травму, или например, острый процесс у пациента или хронический. Но этого мало, нужно врачебное мышление. Честно говоря, эта реформа вызывает только возмущение. Это несравнимо. Медобразование делится на высшее и среднее, и это уже говорит о разделении. Как человек со средним образованием будет занимать место профессионала с высшим образованием?" — задается вопросом специалист.

К слову, отсутствие врачебного опыта у медсестер пугает и пациентов.

"Допустим, у меня болит живот. Как медсестра без клинической практики и должных знаний сможет определить и понять степень опасность? У меня может быть вздутие, а может быть внематочная беременность, или аппендицит, или язва, что угодно. Что, если она решит, что мои жалобы не вызывают опасения, соберет анамнез и отправит меня домой и я потеряю время? Не каждый врач в наше время может выставить правильный диагноз и назначить нужное лечение, а идти к медсестре я вообще боюсь. Мы платим ОСМС, чтобы получать квалифицированную помощь именно врача, а не медсестры", – возмущается Гаухар Исаева, жительница Алматы.

О потерянном времени высказалась врач Бахыт Туменова, приведя в качестве примера личный опыт.

Справка: Бахыт Туменова, президент общественного фонда "Денсаулык". Врачебный стаж работы — 30 лет, член Международной Инициативы по безопасности и защите прав пациентов.

"Я была в США, спускаясь по лестнице, я подвернула ногу, что-то заклинило в позвоночнике и мне было сложно ходить. Я обратилась в местную больницу по страховке. Сначала меня осмотрел один медик, но не врач, спросил, что болит, записал. Потом пришел другой медик, позицией повыше, спросил как именно болит и где конкретно. Я уже нервничать начала, столько времени потеряла. Потом пришел врач, что-то пощупал и сказал, что надо делать КТ. Время к этому моменту было уже часов 10 вечера. Центр, куда меня посылали на КТ, к этому времени уже не работал. То есть я потратила очень много времени на предварительные осмотры не врачей, при этом конкретной помощи так и не получила", – рассказала Бахыт Туменова.

Врач Тамара Хабиева также отметила, что в некоторых странах опыт приема пациентов медсестрами давно применяется.

"В международной практике есть такое, что медсестра с расширенными полномочиями заменяет врача. Она собирает анамнез, жалобы, направляет на обследования, все эти результаты приносит врачу, и диагноз ставит врач. Этот опыт, он самый худший, и не надо нам опираться на худший опыт", — считает Хабиева.

В то же время Бахыт Туменова отмечает, что новые реформы подиктованы нехваткой врачей.

"Вообще, вопрос доступности медпомощи для нашей страны очень актуален, потому что с доступностью везде проблема: и на селе, и в городе. Люди хотят, чтобы их принял именно узкий специалист, а его нет. Это связано с плотностью распределения поселков и слабостью первичного звена. Но, получается, что они хотят разгрузить врачей ценой здоровья пациентов", — говорит руководитель фонда "Денсаулык".

По мнению еще одного жителя мегаполиса, новая реформа заставит молодое платежеспособное население получать услуги в частных клиниках.

"Сделанное для того, чтобы платежеспособное население пошло в частные клиники, а в поликлиники ходили только хроники и пенсионеры. Потому что я не пойду на прием к медсестре. Мы, даже когда ремонт квартиры делаем, ищем квалифицированных специалистов, а тут вопрос здоровья. Почему я должен доверять его медицинской сестре? Я буду вынужден пойти и обследоваться за деньги. Я нисколько не сомневаюсь в профессионализме медсестер, но просто к врачу у меня больше доверия. Каждый должен заниматься своим делом", — высказал свое мнение Ильдар Михъяев.

Нужно отметить, что ряд опрошенных нами горожан отнесся к новой реформе вполне благосклонно:

"Сейчас мы не всегда можем попасть к терапевту, когда нужно. Иногда ждать приема приходится по несколько дней. Если эта реформа сделает доступ к первичной консультации более быстрым, то это только на пользу пациентам", — считает Анна Уварова.

"Если врач будет рядом, а медсестра только соберет анамнез, даст направления на анализы и отправит к узкому специалисту по их результатам для дальнейшего лечения, то я не вижу в этом ничего плохого. В конечном итоге лечить будет врач, а не медсестра", — говорит еще одна алматинка.

Важность первичной помощи

В СМИ нередко появляются статьи, описывающие, как недостаточная диагностика на первичном осмотре у врача, неверная оценка состояния здоровья обернулась для пациента фатальными последствиями.

Последний такой случай произошел в Туркестанской области. Мама 14-летнего Камрана Исламова рассказала, что ее сын неоднократно обращался в поликлинику с жалобами на боли в ногах. Врачи лишь прописывали ему мази, обезболивающие и отправляли домой. Состояние подростка ухудшалось и мать начала бить тревогу. Когда мальчика все-таки обследовали, выяснилось, что у него рак и к этому моменту болезнь уже достигла 4-й стадии.

По словам Тамиры Хабиевой, первичная помощь всегда была наиважнейшим звеном медицины. Именно от того, как будет проведена первая диагностика, какие будут назначены обследования и какой выставлен диагноз, во многом зависит успех лечения.

"Первичная медико-санитарная помощь – это основа основ нашей системы здравоохранения. Еще в 1978 году на конференции ВОЗ все признали советскую систему здравоохранения самой лучшей. Сейчас же мы доходим до абсурда", — говорит Тамара Хабиева.

Со словами коллеги согласна Бахыт Туменова. Она отметила, что хорошо построенная первичная помощь и профессионализм работающих в ней людей, решают до 90 процентов проблем.

"С новым же решением возникает вопрос: кто будет виноват, если неправильно собран анамнез? Вместо того, чтобы отдавать одну из самых важных ступеней здравоохранения медицинским сестрам, лучше развивать телемедицину и перевести первичную консультацию в онлайн формат, где пациента будет консультировать консилиум из врачей. Также в условиях сегодняшних реалий необходимо подключать искусственный интеллект к сбору анамнеза, назначению обследований и постановке первичного диагноза", – считает Туменова.

О том, кто будет нести ответственность за неправильно собранный анамнез и ошибочный диагноз, мы спросили в Минздраве.

По информации Министерства здравоохранения, в структуре медицинских организаций имеются службы поддержки пациентов и внутренней экспертизы, которые ведут контроль за качеством оказания медицинской помощи пациентам, статистику медицинских инцидентов и страховых случаев в соответствии с действующим законодательством.

"Кроме того, для защиты медицинских работников внедрен институт страхования профессиональной ответственности", — сообщили в ведомстве.

В завершении беседы врачи высказали свое мнение о том, как можно было бы улучшить медуслуги для населения в стране. По их мнению, в настоящее время необходимо повышать статус врача, сделать эту профессию привлекательной посредством увеличения зарплат.

"Расширение функций медицинской сестры — это не прогресс, это откат назад. Сейчас нам нужно вернуть фельдшеров и терапевтов. То есть усилить первичное звено оказания медпомощи. Кроме этого необходимо повысить качество медуслуг на селе. До сих пор не в каждом селе есть элементарные медпункты, о поликлиниках и говорить нечего. Вот на что нужно обратить внимание", — заключила Туменова.

Ранее депутат Марат Башимов обрушился с критикой на Министерство здравоохранения, указав на огромный разрыв между закупочными и розничными ценами на медикаменты, а также на недостаток прозрачности в процессах государственных закупок.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course down  628.15  course down  6.6  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 19
Астана 15
Актау 20
Актобе 15
Атырау 19
Б
Балхаш 23
Ж
Жезказган 16
К
Караганда 19
Кокшетау 25
Костанай 22
Кызылорда 14
П
Павлодар 17
Петропавловск 13
С
Семей 14
Т
Талдыкорган 23
Тараз 23
Туркестан 16
У
Уральск 9
Усть-Каменогорск 26
Ш
Шымкент 19

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer