Стало ли в Казахстане проще купить новое авто? Разбор рынка автокредитов

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Стало ли в Казахстане проще купить новое авто? Разбор рынка автокредитов Фото: © Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

Казахстанцы берут всё больше автокредитов. Средняя сумма одного такого займа в 2025-м приблизилась к девяти миллионам тенге, а на начало года таких кредитов было выдано в общем на 1,8 триллиона тенге. Группа компаний Ranking.kz, специализирующаяся на мониторинге экономики Казахстана, в рамках совместного с Tengrinews.kz проекта анализирует рынок автокредитования: сравнивает долю займов в общем объёме сделок по машинам, рассматривает ставки кредитов и статистику по ним, рассказывает, какие организации предлагают льготное автокредитование, и разбирает, какой эффект эта программа оказала на экономику страны.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Казахстанцы активно оформляют автокредиты, средняя сумма займа в 2025-м составила 8,8 миллиона тенге.
  • На начало этого года выдано 591,2 тысячи автокредитов с общим объёмом в 1,8 триллиона тенге.
  • Большинство автокредитов в 2024 году выдали банки, остальные — микрофинансовые организации.
  • В 2025 году четыре банка участвуют в программе льготного автокредитования со ставкой до четырех процентов.
  • Кредитная нагрузка не учитывается при оформлении автокредита с первоначальным взносом от 50 процентов. Правило действует до конца 2026 года.
  • С 2015 года по госпрограмме льготного кредитования приобретено 36,6 тысяч автомобилей отечественного производства.
  • Автокредитование способствует росту рынка автомобилей в Казахстане, увеличивая доступность новых машин для населения.

Сколько автокредитов выдаётся в стране

В последние годы автокредитование стало одним из самых динамичных сегментов потребительских займов и неотъемлемой частью финансовой жизни многих граждан. 

По данным Первого кредитного бюро, на начало 2025 года количество автокредитов, выданных казахстанскими банками, микрофинансовыми организациями и прочими учреждениями, достигло 591,2 тысячи с 559,2  тысячи реальных заёмщиков. То есть некоторые казахстанцы берут по несколько кредитов на машины. 

За прошлый год 214 тысяч человек оформили 228,4 тысячи договоров автокредитования на общую сумму в 1,8 триллиона тенге — сразу на 13,2 процента больше, чем годом ранее.

Чтобы темпы роста были более наглядными, можно оглянуться ещё на несколько лет назад: так, за 2022-й было оформлено 107,2 тысячи договоров автокредитования на 832,1 миллиарда тенге.

Если возвращаться в прошлый год, стоит отметить, что 70 процентов автокредитов в прошлом году выдали банки, почти все остальные — микрофинансовые организации.

И ещё одна интересная деталь: в 2024-м казахстанцы брали займы на машины чаще всего в последние месяцы года. Так, в октябре в кредит приобрели 23,4 тысячи авто, в ноябре — 23,5 тысячи, в декабре — 26,7 тысячи. В среднем ежемесячно оформлялось 19 тысяч договоров автокредитования.

В целом за прошлый год на учёт поставили почти 1,7 миллиона легковых автомобилей.

Сколько из них было куплено в кредит? 13,6 процента (а в 2020-м, например, доля автокредитов в общем объёме сделок купли-продажи не превышала 10 процентов).

В 2025 году казахстанцы продолжили оформлять автокредиты. В первом квартале такие займы суммарно достигли 481,7 миллиарда тенге — сразу на 19,2 процента больше, чем за аналогичный период 2024-го (рост с учётом инфляции — на девять процентов).

Если смотреть на количество людей, оформляющих автокредиты, то за январь – март 2025 года их было 54,8 тысячи человек.

Средняя сумма одного такого займа в 2025-м — 8,8 миллиона тенге.

Для сравнения: средняя сумма одного автокредита в 2024 году составляла 8 миллионов тенге.

Кто и как в Казахстане выдаёт автокредиты

Автокредиты в Казахстане предлагают 10 банков, семь из которых входят в десятку крупнейших кредиторов страны. Можно оформить заём как на покупку новых, так и подержанных машин (чаще всего не старше 7-8 лет). При этом шесть казахстанских банков предлагают оформление автокредита онлайн, без посещения отделения — более того, некоторые из них берут на себя полное оформление, и в этом случае клиенту требуется лишь забрать свой автомобиль сразу из салона.

Четыре банка — Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, ForteBank и Евразийский Банк — участвуют в программе льготного автокредитования, по которой можно приобрести новое авто отечественной сборки со ставкой до четырёх процентов, а годовая эффективная ставка (ГЭСВ) — не более 7,5 процента.

Справка. Годовая эффективная ставка вознаграждения или ГЭСВ — это сумма, которую заёмщик переплачивает за год, то есть реальная стоимость кредита с учётом всех комиссий и платежей. ГЭСВ должна быть указана в кредитном договоре. Предельные (максимальные) ставки вознаграждения для разных финансовых организаций устанавливает регулятор (Нацбанк РК).

Также по условиям этой программы льготного кредитования стоимость автомобиля не должна превышать 15 миллионов тенге, а максимальный срок займа — семь лет.

Но, конечно, машины приобретают не только по льготной программе, но и в рамках обычного автокредитования. И тут тоже произошли изменения: в прошлом году ГЭСВ по залоговым банковским займам, к которым относятся и автокредиты, была снижена с 40 процентов до 35 процентов.

Так, если на начало 2024-го средняя эффективная ставка вознаграждения по автокредиту в банках составляла 22,8 процента, то в декабре она снизилась до 15,5 процента. У казахстанских микрофинансовых организаций ставки по автокредитам также уменьшились, но всё ещё остались ближе к предельным значениям: с 42,5 процента до 34,1.

Кстати, микрофинансовые организации (МФО) также очень активно учувствуют в выдаче займов на машины — на их долю приходится почти 30 процентов всего рынка автокредитования. Этот продукт предлагают семь из 15 крупнейших МФО (по объёму кредитного портфеля). Более того, две микрофинансовые организации работают только с автокредитами (у них 2 и 3 место по объёму кредитного портфеля). И у ещё одного МФО более 90 процентов портфеля приходится на автокредиты (5-е место).

Общий портфель автокредитов в Казахстане на конец марта текущего года составил 3,9 триллиона. С начала года его объём вырос на 7,6 процента, а доля автокредитования от всего портфеля розничных кредитов БВУ, МФО и прочих учреждений составила 15,6 процента против 14,9 на начало года.

Средняя сумма оставшегося долга на каждого заёмщика автокредита на конец марта 2025-го составила 6,6 миллиона тенге — на 1,6% больше, чем в начале года.

Особенности автокредитования в Казахстане

Особенности этих видов займов в том, что на них с января 2025-го по 31 декабря 2026 года не распространяется требование по соблюдению коэффициента долговой нагрузки.

Справка. Кредитная нагрузка — доля дохода, которая уходит на обслуживание всех кредитных обязательств заемщика. Для оценки платежеспособности Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) и банки используют такой показатель, как коэффициент долговой нагрузки (КДН). КДН не должен превышать 50 процентов от ежемесячного дохода человека.

То есть при подаче заявки на приобретение нового или подержанного автомобиля в кредит с первоначальным взносом от 50 процентов (а при возрасте машины от трёх лет — от 30 процентов) не учитываются обязательства по другим кредитам.

Также в стране действует госпрограмма льготного кредитования. Общее финансирование по ней составило 82 миллиарда тенге, из которых 26 миллиардов пришлось на Национальный фонд, 16 миллиардов тенге — на республиканский бюджет, 40 миллиардов — на Национальный банк РК. Программа рассчитана на 20 лет и основана на "револьверном" кредитовании: за счёт средств, поступающих от погашения основного долга физическими лицами, получившими кредит, банки будут выдавать новые займы на приобретение автомобилей.

С момента запуска в 2015 году по программе льготного автокредитования было приобретено 36,6 тысячи новых легковых автомобилей отечественного производства, а сумма фактически выданных займов составила 218,6 миллиарда тенге, что в 2,7 раза превысило выделенные на программу средства.

Влияние автокредитования на рынок авто в Казахстане

По данным Бюро национальной статистики Казахстана, на начало июня 2025-го в Казахстане было зарегистрировано почти 5,5 миллиона легковых автомобилей — на 7,8 процента больше, чем на начало этого же года. Из них на машины возрастом до трёх лет приходилось 6,6 процента — больше, чем в начале года, когда их удельный вес составлял 6,4 процента.

Для сравнения: в начале 2024-го на долю легковых автомобилей возрастом до трёх лет приходилось 6,1 процента.

Стоит отметить и машины возрастом от трёх до семи лет, которые также подпадают под программы автокредитования. Их доля от всего парка легковушек с начала года выросла с 15,5 процента до 16,5 (на начало 2024-го — 11,7 процентов).

По данным Национального банка РК, спрос на автокредиты продолжает расти. И параллельно — трансформироваться в более доступный финансовый инструмент. Например, в начале 2025 года запустились совместные программы банков с автосалонами-партнёрами.

Условия таких партнёрских программ — а это субсидирование автодилерами части процентной ставки по займам на машины — приблизили их к льготному автокредитованию. Из того, что банки и автосалоны предлагают партнёрские условия, близкие к госпрограмме, можно сделать вывод: льготное автокредитование оказалось востребованным и эффективным инструментом для повышения доступности новых машин для казахстанцев.

А улучшение условий, цифровизация процессов, активное участие банков, МФО и государства делают покупку автомобиля всё более реальной для широкого круга казахстанцев. При сохранении текущих трендов этот сегмент имеет все шансы закрепиться в качестве драйвера потребительского кредитования в Казахстане.

Ранее Tengrinews.kz совместно с Ranking.kz выпустили подробный анализ рынка труда Казахстана с разбором уровня зарплат, упоминанием самых перспективных профессий и прогнозами экспертов. Также в рамках партнёрства выходил материал о том, что казахстанцам нужно знать о кредитах, и что происходит с рынком недвижимости, в каких городах самое дорогое жильё, а в каких — дешёвое и какие квартиры казахстанцы предпочитают покупать.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 18
Астана 14
Актау 19
Актобе 14
Атырау 18
Б
Балхаш 21
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 22
Костанай 21
Кызылорда 13
П
Павлодар 16
Петропавловск 12
С
Семей 12
Т
Талдыкорган 21
Тараз 22
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 25
Ш
Шымкент 17

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer