Шевели нейросетями: готовы ли школы Казахстана к эпохе ИИ?

Лилия Гайсина
Лилия Гайсина Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Качественное образование сейчас невозможно без использования искусственного интеллекта. Но чтобы нейросети в школах Казахстана стали реальностью, придётся пересмотреть всю логику системы преподавания.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Качественное образование сейчас невозможно без использования искусственного интеллекта. Но чтобы нейросети в школах Казахстана стали реальностью, придётся пересмотреть всю логику системы преподавания.

Роль учителя как безусловного источника знаний уходит в прошлое: теперь ученики имеют прямой доступ к информации и могут получать её без посредников. Однако эта возможность не делает профессию педагога бессмысленной. Напротив, именно сейчас дети и подростки как никогда нуждаются в профессиональной поддержке со стороны школы. Но, по мнению экспертов, наладить это взаимодействие возможно только при отказе от старой модели авторитарного преподавания. И этот шаг – самый трудный этап на пути к современным технологичным школам.

О том, как может выглядеть система образования в ближайшем будущем и на каком этапе перехода находится Казахстан, рассказывает Tengrinews.kz.

Как может выглядеть урок в эпоху ИИ?

Итак, попробуем для начала представить, как может выглядеть обычный урок литературы в школе эпохи ИИ. Для этого обратимся к ключевым международным документам, которые определяют подходы к использованию генеративного интеллекта в образовании: руководству UNESCO (2021), инициативе Организации экономического сотрудничества OECD "Будущее образование 2030/2040" и инструментарию TeachAI (международная инициатива, запущенная в 2023 году, которая помогает школам и правительствам внедрять искусственный интеллект в образование – прим. редакции). Опираясь на их рекомендации, просим ChatGPT описать занятие. Вот что он предлагает:

Урок литературы: "Ромео и Джульетта".

Цель урока: разобраться в содержании и образах произведения, используя критический анализ.

Ход урока:

1. Вступление (Актуализация знаний)
Учитель напоминает: задача уроков литературы — научить понимать чувства и смыслы через текст. Тема урока — "Ромео и Джульетта". Учитель выводит на интерактивную доску три сцены и предлагает ученикам выбрать, какую они будут анализировать. Ученики останавливаются на знаменитой сцене Джульетты на балконе.

2. Работа с текстом (ИИ как инструмент)
Учитель даёт задание: адаптировать сцену с помощью ChatGPT так, чтобы она звучала в стиле подростка из Казахстана в 2025 году. Получается такой текст:

"Все ржут, типа я перегибаю, а я смотрю вверх — и вижу свет.
Она вышла на балкон, и всё вокруг стало как день.
Даже луна нервничает, реально блекнет рядом с ней.
Она стоит там, будто вообще не понимает, кто она такая.
Губы двигаются, а слов не слышно — только взгляд,
и от него будто воздух меняется.
Две самые яркие звезды могли бы смело отдыхать,
потому что её глаза светят сильнее.
С такой энергией птицы реально решили бы,
что уже утро.
И вот она стоит, прижав ладонь к щеке…
А я думаю только об одном:
каким же кайфом было бы быть этой перчаткой
на её руке".

3. Обсуждение (Критический анализ)
Учитель предлагает обсудить: "Что изменилось в этом пересказе? Что потерялось, а что, наоборот, помогло лучше понять текст?".

4. Групповая работа (Коллаборация и творчество)
Ученики делятся на группы:

Первая группа выделяет образы из сцены (луна, свет, звёзды, жест Джульетты) и объясняет их символику.

Вторая группа создаёт медиапроект: как выглядела бы эта сцена в формате Instagram Stories или TikTok (эмодзи, визуальные образы, стиль речи).

Учитель подводит итог: "значение и образы Шекспира сохраняются в современных условиях. Задача — понять, почему автор использует именно такие символы, и определить их".

5. Домашнее задание (Углубление и персонализация)
С помощью ИИ ученики создают версию "Ромео и Джульетты", действие которой разворачивается в Казахстане в 2025 году. Важно: сохранить основные мотивы — любовь, запрет, судьба, свет как символ надежды — и показать, как они звучат в современной культуре и какие социальные проблемы иллюстрируют.

Это описание мы показали Татьяне Голубцовой, руководительнице Дома медиаграмотности в Казахстане и эксперту ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности, которая занимается в том числе и вопросами генеративного интеллекта, и просим её дать свою оценку – насколько вообще возможен такой урок:

"Да, в принципе, так может выглядеть урок литературы, например, в старших классах, где ценностные ориентиры уже сформированы. Более того, в Казахстане я знаю учителей, которые экспериментируют с генеративным интеллектом, например, на уроках истории визуализируют с помощью ИИ описание самых разных исторических мест или событий, оживляют картинки из учебника".

Цитата с изображением
Татьяна Голубцова,
руководительница Дома медиаграмотности в Казахстане и эксперт ЮНЕСКО по медийной и информационной грамотности

Однако между таким уроком и реальностью казахстанских школ лежит большая пропасть. Прежде чем ученики смогут свободно интерпретировать классиков в удобной для них форме или оценивать легендарных персонажей, используя своё суждение, в системе образования должна произойти кардинальная смена парадигмы. Чтобы провести подобный, на первый взгляд, простой урок, школам нужны как минимум две базовые составляющие. Во-первых, атмосфера, где возможен диалог: учитель и ученики выступают скорее партнёрами и обсуждают разные точки зрения. Во-вторых, все участники процесса понимают принципы работы искусственного интеллекта, умеют верифицировать информацию и работать с самыми разными данными, к которым появился неограниченный доступ. Пока же этих навыков и знаний во многих школах Казахстана, увы, не хватает.


Мягкая сила школы

Того, о чём говорит эксперт, ждут от современных школ в Казахстане и многие родители. Ключевым показателем при выборе учебного заведения становится не только получение глубоких знаний, но и то, какую атмосферу создаёт школа и как в ней выстраиваются отношения между учителем и учеником. Доброжелательная атмосфера нередко идёт рука об руку с современными подходами, включая внедрение искусственного интеллекта, а также защищает детей от психологических стрессов.

Например, Галина Деревенченко, магистр международного права в области прав человека и мама двоих детей, говорит, что искала школу, в которой со стороны педагогов было бы гарантировано бережное отношение.

"Дочь сначала училась в известной частной школе, где директор была советского образца. Все процессы в школе были выстроены линейно, креативность и свобода не поощрялась, был очень большой упор на олимпиады, но ситуация с буллингом не решалась. Мы перешли в другую частную инклюзивную школу, где к разности детей относятся спокойно, развивают сильные стороны ребёнка и не стыдят за отставание по некоторым предметам. Для нас психологическое благополучие ребёнка и развитие его сильных сторон важнее чем универсальное образование, гонка за оценками и муштра".

Цитата с изображением
Галина Деревенченко, магистр международного права в области прав человека

Впрочем, для многих родителей в Казахстане академические знания остаются в приоритете. Например, наша другая респондентка, которая не захотела назвать своего имени, рассказывает про положительный опыт смены частной школы на государственную.

"Мы отдали дочь в частную школу, рассчитывая на то, что здесь она получит лучшие знания. В реальности всё оказалось иначе: школа была красивая, праздники отмечали пышно, учителя с учениками общались очень мягко, но крепких знаний не давали. Мы перешли в государственную школу и наняли дополнительных репетиторов, и это оказалось дешевле, чем учиться в частной школе, но эффективнее. Да, в госшколе учителя могут позволить себе повысить голос, но они всё равно проявляют заботу о детях. А что касается самих детей, то дочери в государственной школе было легче ладить с ровесниками, чем в частной. Здесь дети оказались проще, без вот этого "личного бренда", без кичливости и комплексов принцев и принцесс", — рассказывает респондентка.

О том, что по качеству образования частные школы уступают государственным, недавно заявил и вице-министр просвещения Едил Оспан. Он сослался в своей оценке на данные международной оценки образовательных достижений PISA (Programme for International Student Assessment), согласно которой ученики частных школ отстают от сверстников из государственных по ключевым компетенциям, например, по математике. Деревенченко не соглашается с такими выводами, напоминая, что результаты оценки не предназначены для ранжирования или оценивания конкретных организаций образования, а фокусируются на системе в целом по стране. И указывает на то, что в нынешних условиях школьникам важнее развивать критическое мышление и креативность, чем другие предметы. А также подчёркивает, что эти качества дети могут выработать только в благоприятной, не авторитарной атмосфере.

"Например, меня тоже воспитывали в жёсткой дисциплине, но это было приемлемо для того времени. Но оно прошло, условия сейчас совсем другие. Наши дети (большей частью) не знают голода и у них нет недостатка в информации. Сегодняшние дети – они другие. Более тонко чувствующие, понимающие и свободные", — говорит Деревенченко.

Психолог Светлана Богатырёва соглашается с этой точкой зрения, но указывает на то, что система школьного образования развивается вместе с социумом.

"Система эволюционирует, и от педагога сегодня требуется больше личностных навыков, но многие не хотят заморачиваться. "Нас били, и ничего — мы выросли", — это до сих пор в ментальности людей. Хотя уже есть родители и учителя, которые понимают ценность гуманного отношения и позитивного воспитания. Школа должна подтягиваться под эти новые веяния. Психология тоже не стоит на месте, и очевидно, что негативный опыт в детстве потом сказывается на судьбе ребёнка. Кроме того, если ребёнку интересно, он учится охотнее. А если его подгоняют под чужие ожидания — это ломает. Я знаю много успешных людей, которые внутри пусты, потому что не научились строить отношения. Должен быть баланс во всём. Секрет в том, чтобы найти эту грань".

Цитата с изображением
Светлана Богатырёва, психолог, руководительница фонда "Just Support", который работает в том числе и в сфере защиты прав детей

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

"Учителя спрашивают: нужно ли здороваться с ChatGPT?"

Вторая составляющая для эффективного внедрения ИИ в систему образования, о которой сказала Голубцова, это развитие навыков критического мышления, повышение уровня медийной и информационной грамотности, как среди школьников, так и среди педагогов.

Справка. Медийная и информационная грамотность (МИГ) и критическое мышление — это ключевые навыки XXI века: первая формирует умение осознанно искать, оценивать и создавать информацию в медиасреде, вторая — способность анализировать данные, отделять факты от мнений и принимать взвешенные решения. Вместе они определяют, как общество взаимодействует с искусственным интеллектом: например, пользователи с развитыми навыками МИГ и критического мышления способны не только безопасно и ответственно использовать ИИ, понимая его возможности и ограничения, но и влиять на его развитие, отправляя запросы на важные и полезные для общества темы, анализируя ответы ИИ, а также создавая качественный контент, на котором эти самые системы затем могут повторно обучаться.

Сама Голубцова много лет занимается продвижением в Казахстане идей МИГ, и напоминает, что уровень этих знаний в целом по стране остаётся достаточно низким. При этом школьники используют Интернет, в том числе и нейросети, но не умеют проверять полученную информацию и даже не всегда знают, что она нуждается в проверке. Например, В 2022 году, ещё до того, как ИИ стал массово распространяться среди аудитории, Международный центр журналистики MediaNet провёл исследование медиаграмотности среди более чем 5,9 тыс. девятиклассников Казахстана. Выяснилось, что школьники активно используют интернет — более 60 % проводят онлайн по три и более часа в день, 9 из 10 ежедневно общаются в мессенджерах, 8 из 10 смотрят YouTube и используют сеть для учёбы. При этом 82% не испытывают трудностей с поиском информации, но навыки критического мышления и фактчекинга развиты слабо: 70% уверены, что умеют отличать правду от лжи, однако только 29% применяют специализированные сервисы проверки фактов. Большинство подростков не считают интернет источником угроз, только часть из них реально защищает свои данные и обращается к взрослым за помощью при сомнениях. Исследование показало, что базовые цифровые навыки у школьников сформированы, но системная медиаграмотность остаётся на низком уровне.

Похожие результаты показали и учителя английского языка из средних школ Казахстана. Об этом говорится в статье "Оценка компетенций медиаграмотности учителей в системе среднего образования", которая была опубликована в декабре 2024 года в журнале "Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана". Исследование, основанное на прагматическом подходе и анкетировании учителей английского языка, выявило, что технические навыки у них развиты, но критического анализа информации практически нет.

"Смотрите, с точки зрения ЮНЕСКО AI-грамотность — это одно из важных направлений медиаграмотности. Но мы почему-то сейчас ставим всё с ног на голову: собираемся изучать искусственный интеллект, а потом говорим про медийную грамотность и критическое мышление, хотя должно быть наоборот", — объясняет она.

Справка. AI-грамотность или ИИ-грамотность (AI literacy) — это знания и навыки, которые позволяют человеку понимать принципы работы искусственного интеллекта, критически оценивать результаты его применения и безопасно использовать такие технологии в учёбе, работе и повседневной жизни. Она включает базовые представления о том, как обучаются модели, что такое алгоритмы и данные, какие существуют ограничения и риски (ошибки, предвзятость, дезинформация, галлюцинации и т. д.), а также умение формулировать запросы, проверять достоверность информации и принимать ответственные решения.

Голубцова рассказывает, что, представляя образовательные программы по медиаграмотности, сталкивается со школьными педагогами, которые довольно туманно представляют себе, что такое искусственный интеллект.

"Например, учителя меня часто спрашивают: "А скажите, обязательно ли здороваться с чатом GPT?"  То есть ИИ для многих ассоциируется с каким-то загадочным сверхсуществом, абсолютным источником знаний, с которым нужно "договариваться", ИИ персонализируется, и люди не понимают, как с ним взаимодействовать", — рассказывает Голубцова.

Она приводит в пример опыт Южной Кореи, где ИИ успешно внедряется в систему школьного образования.

"Но почему у них получается? Потому, что в Южной Корее медиаграмотности учат в школах с 2005 года. У них есть база, понимаете? База того, как работать с информацией. А у нас о медиаграмотности начали говорить вслух только после пандемии, когда на нас обрушилась масса дезинформации. Людьми манипулировали как хотели. Помните массовые отказы от прививок? Это тоже показатель, что уровень медиаграмотности очень низкий. Вторым серьёзным вызовом для всех стал 2022 год (имеется в виду начало войны между Россией и Украиной – прим. редакции), когда общество серьёзно разошлось во взглядах и ценностях. Такая поляризация может привести к социальным или политическим конфликтам", — продолжает Голубцова.

По её словам, во властных структурах стали хорошо понимать важность медийной грамотности среди населения, ведь эти знания помогают стабилизировать информационные процессы в обществе, осмысливать их критически и избегать поляризации. Но одновременно это означает, что люди научатся анализировать и критически осмысливать в том числе и ту информацию, которая поступает к ним от властей.

"Поэтому сейчас в Казахстане государственные структуры делают акцент на информации, связанной с кибермошенничеством, кибербуллингом и защитой персональных данных, избегая тем медиаграмотности в политических и законодательных процессах", — поясняет Голубцова. 

По её словам, понятие "искусственный интеллект" в государственном образовательном стандарте сегодня включено во все школьные предметы, даже в уроки физкультуры. Но такой подход требует корректировок, хотя и может считаться достаточно прогрессивным шагом для страны в Центральной Азии, которая претендует на лидера в цифровизации.

"Я в этом вопросе поддерживаю правительство: если ничего не менять в школьных программах, мы просто отстанем от всего мира, и самое главное, детям откровенно будет не интересно ходить в школу: многое они смогут познавать с помощью ИИ-агентов и генеративных сетей. Но, чтобы они не стали "заложниками ИИ" и "ленивого мозга", они должны научиться в школе использовать критическое мышление и понимание всех информационных процессов, которые имеют свои законы, не меняющиеся уже тысячелетиями - с того самого момента, как зародились первые устные и письменные источники информации", — объясняет Голубцова.

Деревенченко также указывает на важность развития МИГ в школах Казахстана.

"Очень важные инициативы не доходят до реализации в системе образования, например уроки по цифровой и психологической грамотности. Несколько лет назад MediaNet.kz разработали учебник по медиаграмотности, который был рекомендован Министерством образования для школ. Однако предмет так и не появился в школах. Хотя навыки и знания по медиаграмотности и фактчекингу являются сейчас ключевыми", — объясняет она.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

 А что делается в Казахстане?

Впрочем, несмотря на нерешённые проблемы, которые перечисляют эксперты, реформы в области внедрения ИИ в систему образования давно начаты: в документы и стандарты добавляются новые пункты, пилотные проекты запущены, а педагоги проходят курсы переподготовки.

Известный эксперт в области образования Мунира Василова перечисляет важные инициативы по внедрению ИИ в школьное образование, которые были предприняты в Казахстане за последнее время.

"Первая инициатива – обновление содержания государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО), которое пилотно вводится с 2025–2026 учебного года и впоследствии будет масштабировано на всю систему образования. Это позволит постепенно отработать механизмы интеграции ИИ и адаптировать их под разные типы школ".

Цитата с изображением

Мунира Василова, экспертка в области образования

По её словам, в обновлённый стандарт включены элементы искусственного интеллекта в учебные предметы и ожидаемые результаты обучения. Фактически ИИ будет интегрирован во все дисциплины:

  • естествознание (VR-лаборатории, изучение биологических основ нейросетей),
  • языки и литература (ИИ-приложения для развития письма),
  • технологии и искусство (создание 2D и 3D объектов с помощью ИИ),
  • математика и информатика (анализ компьютерных моделей, этика данных).

"Кроме того, именно в рамках "Келешек мектептері" стартует пилотный проект первого казахстанского учебника на базе ИИ — AI Kitap. Это персональный цифровой помощник для школьников: он отслеживает прогресс, помогает исправлять ошибки, подбирает индивидуальные задания и поддерживает мотивацию через анимации, игры и симуляции", — продолжает Василова.

Она напоминает о методических рекомендациях использования ИИ в школьном образовании, которые были подготовлены Национальной академией образования имени Алтынсарина в 2024 году и о Концепции этического применения ИИ в школьном образовании.

"Она станет основой для регулирования работы с ИИ на уровне среднего образования, задаст требования к учебным материалам и будет служить практическим гайдом для педагогов. Важно, что речь идёт не только о контроле рисков, но и о формировании новой культуры ответственного и безопасного использования технологий", — пояснила эксперт.

Третья инициатива касается подготовки кадров.

"Реализуя Концепцию развития искусственного интеллекта на 2024–2029 годы, АО "Өрлеу" разработало модуль "Использование цифровых технологий для повышения функциональной грамотности обучающихся", включённый в 56 программ повышения квалификации. Только за 2024–2025 годы обучение по вопросам ИИ прошли около 160 тысяч педагогов. Параллельно "Өрлеу" сотрудничает с ЮНЕСКО, запуская курсы по этике ИИ и промпт-инжинирингу. Это формирует критическую массу специалистов, готовых применять новые технологии в реальном учебном процессе", — говорит Василова.

По её словам, в целом Казахстан интегрирует современные подходы, следуя примеру Южной Кореи (цифровизация учебников и ИИ-учебники), Австралии (курсы для педагогов) и Китая (обновление содержания учебных предметов с фокусом на развитие навыков применения ИИ).

Но на практике путь к этим изменениям оказывается куда сложнее.

Обществу Казахстана грозит цифровое неравенство?

Буквально пару недель назад в Казахстане прошло одно из самых главных мероприятий для педагогов – Августовская конференция учителей – 2025. Обсуждали внедрение ИИ в систему образования и по этому случаю, с длинной презентацией выступил президент Касым-Жомарт Токаев. В своей речи он много говорил о том, что нужно адаптироваться к глобальным тенденциям и ускорить внедрение ИИ в школы. Признавал, что работы в этом направлении ещё очень много и расслабляться нельзя.

Участники Августовской конференции 2025. Фото: Министерство просвещения РК

В конференции принимала участие и Мунира Василова. Она представила презентацию о готовности школ Казахстана к эпохе ИИ. Своё выступление она построила на международном исследовании ICILS (International Computer and Information Literacy Study) за 2023 год, и привела такие данные:

  • Сильные стороны: более 85 % казахстанских учителей считают, что цифровые технологии положительно влияют на образование.
  • Слабые стороны: согласно результатам ICILS-2023, почти каждый второй казахстанский восьмиклассник всё ещё испытывает трудности при выполнении базовых заданий на проверку цифровой грамотности.

Также только 39% педагогов указали, что уверены в своих навыках распознать онлайн-мошенничество.

В своей презентации Василова приходит к выводу, что интеграция ИИ в школьную программу к 22025-2026 учебному году, что запланировано на уровне государства, открывает новые горизонты для качественного образования и отвечает глобальным вызовам времени, однако ключевым условием успешного внедрения всё ещё остаётся развитие медийной, цифровой и информационной грамотности, а также критического мышления. Именно эти навыки позволят школьникам не только эффективно использовать ИИ, но и быть защищёнными от рисков дезинформации и цифрового неравенства.

Судя по всему, путь к школе будущего в Казахстане только начинается. На уровне документов и пилотных проектов страна движется в сторону интеграции ИИ, но на практике остаются вызовы: от нехватки критического мышления у школьников до неподготовленности педагогов и учеников к новым ролям. Кроме того, нужна новая атмосфера доверия в школе и отказ от авторитарных практик. Но учитывая то, что школа действительно эволюционирует вместе с обществом, по идее, такая же реальность должна сложиться и за её пределами. То есть государство как пространство для сотрудничества, где власти и общество равные партнёры и могут говорить друг с другом на самые разные темы. Впрочем, такая реальность пока выглядит даже более фантастично, чем самые современные нейросети.

Читайте также:

Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана

Штраф и мат. Причины детской брани и ответственность казахстанцев за это

"Проблемы не надуманные". Как в Казахстане работает план по защите детей от насилия и суицида

Трудно быть папой: какие проблемы у отцов в Казахстане

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 540.02  course up  628.82  course up  6.66  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 27
Астана 25
Актау 26
Актобе 24
Атырау 22
Б
Балхаш 26
Ж
Жезказган 25
К
Караганда 25
Кокшетау 25
Костанай 29
Кызылорда 21
П
Павлодар 21
Петропавловск 20
С
Семей 25
Т
Талдыкорган 27
Тараз 32
Туркестан 17
У
Уральск 20
Усть-Каменогорск 33
Ш
Шымкент 25

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer