- Сотни казахстанцев попадают в трудовое рабство за рубежом, обманутые обещаниями высокооплачиваемой работы.
- Так, молодой казахстанец Алихан был обманом вывезен в Мьянму, где его заставляли работать в мошенническом колл-центре KK Park.
- Мужчина рассказал, что у попавших туда отбирали паспорта. Фактически они становились рабами. Их заставляли через кибермошенничество вытягивать деньги из состоятельных женщин. У каждого в его команде было 5-10 жертв одновременно. Они занимались этим по 17 часов в день.
- Если они не выполняли "план" — выманить у каждой жертвы от 200 до 250 тысяч долларов, их лишали сна, еды, избивали, пытали, били электрошокерами, приковывали наручниками к креслу, оставляли порезы на теле. Также попавшим в рабство постоянно угрожали, что продадут их на органы.
- Алихану пришлось заплатить выкуп в 37 тысяч долларов, чтобы вернуться на родину. Эти деньги собрали его родные, когда мафия KK Park потребовала с него "компенсацию".
- С возвращением мужчине помогли сотрудники посольства Казахстана в Таиланде. МИД нашей страны подтвердил его историю и постоянно сотрудничает с властями Мьянмы, Таиланда, Камбоджи, Вьетнама для освобождения других граждан из трудового рабства. В подобных мошеннических лагерях могут удерживаться сотни казахстанцев.
- По информации Интерпола МВД Казахстана, больше всего случаев рабства связано с Лаосом, Камбоджей и Мьянмой. Эти страны входят в так называемый "золотой треугольник" — регион, который давно находится в фокусе международных организаций, борющихся с торговлей людьми.
- По данным же ООН на август 2023 года, в Юго-Восточной Азии в трудовом рабстве находились сотни тысяч человек со всего мира.
- Граждан Казахстана предупреждают быть осторожнее с предложениями работы за рубежом, особенно в странах "золотого треугольника".
Один из таких случаев произошел с молодым казахстанцем, которого обманом вывезли в Мьянму. В интервью Tengrinews.kz он рассказал, как его заманили за границу, как лишили связи с внешним миром, как заставляли работать почти круглосуточно, обманывая других людей, как он чудом выбрался и чего он не советует другим.
Работа мечты за тысячи долларов
Алихан (имя изменено по соображениям безопасности) в августе 2024 года увидел на популярном сайте вакансий объявление о работе в IT-компании в Бангкоке с зарплатой до четырёх тысяч долларов (примерно 2,1 миллиона тенге по нынешнему курсу). Всё выглядело официально: сайт компании, контактные данные, вакансия специалиста службы технической поддержки.
"Сначала всё выглядело красиво. Нас встретили в аэропорту Бангкока, отвезли в отель. Через три дня посадили в машину, сказали, что повезут в офис. По пути я начал понимать, что происходит что-то неладное", — вспоминает Алихан.
"Нас встречали с оружием": как попадают в KK Park
Машина довезла группу до реки на границе Таиланда и Мьянмы. Там, по словам Алихана, их переправили на лодке. На другой стороне их уже ждали вооружённые люди. Так начался путь в KK Park.
Алихан рассказывает, как их привезли в это место: их было шестеро, все молодые казахстанцы в возрасте 24–25 лет.
"Я понял, что что-то не так, когда мы прибыли в этот приграничный городок. Всю дорогу нас не выпускали из машины. За рулём был водитель, который понимал русский и английский. В итоге нас встретили вооружённые люди. Я был в панике, думал, это конец. Я уже не надеялся на благополучный исход и смирился с тем, что умру".
Рабство под видом контракта
По прибытии в KK Park у них сразу забрали паспорта. По словам Алихана, их фотографировали, регистрировали, а затем объявили их статус:
"Нам сразу сказали, что мы попали в рабство. Отказаться было нельзя".
Всего в том лагере или "парке", по словам Алихана, находилось около 10 тысяч человек. Из них около 40 были гражданами Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана. Его и других "новеньких" казахстанцев отправили в общежитие, где жили мужчины и женщины из Центральной Азии, стран СНГ, США и Южной Африки. Условия напоминали армейские: двухъярусные кровати, строгий распорядок.
"Нас заперли в комнате и сказали, что выбраться отсюда невозможно. Если мы попытаемся сбежать — нас убьют. В комнате был балкон, и мы начали осматривать городок. На улицах висели вывески популярных сетей кофеен и фастфудов. Позже мы поняли, что всё это — бутафория, созданная лишь для того, чтобы успокоить тех, кто оказался здесь в рабстве," — описывает Алихан жизнь в KK Park.
На следующий день казахстанцев отвели в офис, где были и другие граждане из стран СНГ.
Им сказали, что они "заключили контракт на два года" и должны будут работать в скам-центре — мошенническом кол-центре для заманивания жертв через love scam.
Трудовыми обязанностями Алихана и других людей было вести фейковые романтические переписки с россиянами и убеждать их инвестировать в криптовалюту через фальшивые биржи, имитирующие Binance или Bybit с использованием USDT в сети TRC20.
"Мы занимались этим не по собственной воле — всех заставляли работать, а в противном случае применяли силу. Нашей целевой аудитория были состоятельные женщины из России старше 40 лет. Мы вели переписку от фейковых аккаунтов, якобы выстраивали с ними романтические отношения, а затем уговаривали вложиться в криптовалюту. Нас обучили использовать искусственный интеллект, который заменял лицо и тело на видео. Всё выглядело максимально правдоподобно".
Их рабочий день мог длиться до 17 часов. У каждого было в среднем от пяти до 10 потенциальных жертв. Главари мафии ставили задачу выманить у каждой жертвы от 200 до 250 тысяч долларов.
"Обороты в этом "бизнесе" были колоссальными. План (KPI), установленный для команды из стран СНГ, составлял полтора миллиона долларов в месяц. Если команда выполняла план, китайцы били в гонг — знак успеха".
Изображение сгенерировано DALL-E
Алихан отмечает, что в других командах слышал удары в гонг по 5–6 раз в день — это означало, что план выполнен. В случае невыполнения KPI начинались наказания: людей не отпускали из офиса в общежитие, могли лишить еды или сна.
"Я чувствовал себя морально сломленным. Это ужасное ощущение — понимать, что из-за тебя человек теряет всё. Женщины продавали квартиры, машины, тратили последние сбережения. Однажды я переписывался с многодетной матерью и не смог её обмануть. Просто удалил переписку. Но за всеми нашими действиями следили главари мафии — за это меня отправили в комнату пыток," — делится он своими переживаниями.
"Пресс-комнаты", избиения и унижения
Такие помещения называли "пресс-комнатами". По словам Алихана, среди сотрудников из стран СНГ их также называли "красными линиями", за черту которых лучше не заходить:
"Нас пугали этими комнатами. За удалённую переписку (с многодетной матерью — прим. редакции) меня завезли в эту комнату, включили четыре мощных стробоскопа, которые били в глаза ярким светом. Оставили меня в этой комнате на 12 часов без еды, без воды, под светом и криками. Это был психологический и физический террор. После этого я не мог прийти в себя ещё три дня".
Иногда они были свидетелями особенно жестоких наказаний:
"Мы видели, как пытали африканцев. Их подвешивали, мазали пальцы сладким сиропом или сахаром — на них набрасывались муравьи. Потом мы видели, как они не могли ходить. Это было страшно".
Но Алихан говорит, что наказывали не только за какие-то особые "проступки". Сильное психологическое давление оказывали на всех, нередко применяли физическую силу и пытки:
"Били электрошокерами, приковывали наручниками к креслу. На руках оставляли порезы - за усталость или невыполнение плана. В здании дежурили надзиратели, они следили, чтобы мы сидели ровно. За опоздание били бамбуковыми палками. Мне оставили порез в области глаза за то, что я самовольно спускался по лестнице".
"Никто не возвращался из "чёрных компаний"
Алихан продолжает рассказ: если человек не справлялся с планом или проявлял неповиновение, ему угрожали переводом в так называемую "чёрную компанию" — своеобразные "лагеря наказания"; место, откуда, по слухам, уже никто не возвращался. Там условия были ещё жестче: никакого отдыха, постоянная слежка, пытки, а в случае попытки побега — смерть. Иногда туда отправляли и после окончания так называемого контракта.
"Там ты работаешь до смерти. Даже выкуп уже не спасает. Я не видел ни одного человека, кто бы отработал контракт в "чёрной компании" и вернулся обратно", — говорит он.
Работорговцы активно использовали угрозы изъятия органов как метод давления.
"Наши боссы прямо говорили: если вы не заплатите выкуп, вас могут продать на органы. Мы знали, что это реально происходит. Людей забирали, и больше их никто не видел", — вспоминает Алихан.
По его словам, слухи о насильственном изъятии органов ходили повсеместно. Эти разговоры были частью общей системы террора и манипуляций, которая держала людей в постоянном страхе.
Выкуп или смерть
Через несколько месяцев команда Алихана начала плохо справляться с обязанностями. Тогда им поставили ультиматум: либо они платят компенсацию — так называли выкуп, либо их отправляют в "чёрную компанию".
"Мне дали неделю на то, чтобы собрать деньги. Сначала называли сумму в 100 тысяч долларов, потом психологически снижали. Каждый договаривался отдельно, как на чёрном рынке... Мне дали неделю, чтобы найти сумму для выкупа, - Алихану дали связаться с родными. - Я начал звонить семье, плакал, умолял выкупить меня. В итоге родные собрали для меня сумму в 37 тысяч долларов (около 19,5 миллиона тенге по нынешнему курсу) в криптовалюте".
А через два дня после оплаты выкупа в городок вошла армия Мьянмы. В результате дипломаты помогли вернуть на родину граждан Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, которые оказались в трудовом рабстве в Мьянме.
Это было в апреле 2025 года. Тогда сообщалось, что четверо граждан Казахстана были освобождены и переданы дипломатам на пограничном пункте Мае Сот (Таиланд). Однако Алихана и ещё троих граждан Кыргызстана среди них не было — они вернулись на родину позже, заплатив выкуп:
"С нами находились четверо казахстанцев — я знал их лично. Я и другие граждане из Центральной Азии заплатили выкуп и возвращались каждый своим путём. Нам нужно было переплыть реку, которую патрулировала армия Таиланда. В любой момент нас могли расстрелять. Вдруг я услышал выстрелы. В панике я не понял, в кого именно стреляли. Переплыв реку, я со всех ног бросился через поле, не оборачиваясь, не останавливаясь, просто бежал изо всех сил".
Граница Мьянмы и Таиланда. Фото: Depositphotos.com
По словам Алихана, после их доставили до приграничного города Мае Сота.
"Я связался с консулом, и он проинструктировал меня, куда обращаться. Мы обратились в миграционную полицию, после чего нас арестовали и отправили в тюрьму. Там мы провели 10 дней, а затем нас перевезли в миграционную тюрьму в Бангкоке, откуда позже депортировали. Даже находясь уже в Бангкоке, я не мог поверить, что выбрался из рабства. Всё казалось нереальным. Я был уверен, что останусь там навсегда и умру, ведь никаких гарантий не было — нас могли расстрелять в любой момент," — вспоминает мужчина.
Ценная информация о мафии
В МИД Казахстана подтвердили историю Алихана. И сообщили Tengrinews.kz, что первый контакт между этим гражданином и посольством Казахстана в Таиланде состоялся ещё в марте 2025 года. С этого момента консул был с ним на постоянной связи, ежедневно консультируя и отслеживая развитие ситуации.
Алихан сообщил ему, что он с другими "коллегами" по лагерю может самостоятельно добраться из KK Park до тайской границы — города Мае Сота.
Посольство подробного его проинструктировало, что и как нужно сделать дальше:
- по прибытии в Мае Сот обратиться в миграционную полицию;
- рассказать, что он является жертвой трудовой эксплуатации;
- пройти официальную процедуру через суд.
Алихан так и поступил. В конце марта, как рассказывал он сам, было вынесено решение суда Мае Сота. По процедуре после этого жертв рабства переводят в миграционную тюрьму Бангкока, что занимает от двух до четырёх недель — в зависимости от загруженности центра и количества иностранцев, ожидающих отправки. Дело в том, что она осуществляется раз в неделю, при этом миграционная полиция переводит не более 20 человек за один рейс. Но, по словам казахстанских дипломатов, благодаря их усилиям Алихан был включён в первую такую двадцатку. И в итоге дальше всё произошло довольно быстро:
"При содействии посольства в срочном порядке был оформлен его выезд на родину. Посольство согласовало дату с миграционной службой Таиланда, а также помогло с организацией логистики, включая подтверждение маршрута с авиакомпанией", — прокомментировали этот случай в МИД Казахстана.
Уже в апреле Алихан был на родине.
Также, по информации, которую редакции предоставили в министерстве:
"Гражданин (то есть Алихан — прим. редакции) предоставил ценную информацию о транснациональной преступной группе:
– наличие преступной схемы вербовки граждан Казахстана, включая никнеймы, Telegram-каналы и имя предполагаемого лидера (предположительно Елдос Смагулов);
– сведения о суммах, выплачиваемых организаторами за каждого завербованного гражданина (1200 долларов)".
"Не думал, что буду стоять перед своей могилой"
Алихан с облегчением вернулся в Казахстан после восьмимесячного пребывания в рабстве, однако то, что он увидел дома, потрясло его до глубины души:
"Когда я вернулся, оказалось, что родные думали, будто я погиб. В Астане мне уже поставили могилу. Это было ужасно. Никогда не думал, что однажды буду стоять перед своей собственной могилой".
Он признаётся, что до сих пор не может влиться в нормальную жизнь. Его преследуют тяжелые воспоминания о пережитом, он испытывает постоянную тревогу, давление скачет, мучают панические атаки:
"Иногда снятся сны, будто я всё ещё там. Сложно адаптироваться. Возникает странное чувство, как будто там было лучше. Я приехал каким-то другим. Сейчас очень тяжело. Гнев берёт, сложно держать себя в руках. Наверное, просто нет людей, которые могут меня поддержать. Кому-то рассказать, кто бы по-настоящему понял, кто бы выслушал..."
Несмотря на то, что ему удалось выбраться, часть граждан Казахстана до сих пор остается в том самом "городе-призраке" в Мьянме. Среди них — мужчины, которые занялись вербовкой новых жертв, и девушки, согласившиеся на работу в кол-центрах с использованием технологий искусственного интеллекта.
"Остались казахи по собственной воле, которые занимаются привлечением. За каждого приглашённого человека они получают около 1500 долларов (около 800 тысяч тенге — прим. редакции). Они сами работают мошенниками в кол-центре, а за привлечение новых людей получают дополнительную плату. Видел молодых парней по 18–19 лет, которых знакомые обманом туда затягивали".
Алихан показывает, как выглядят объявления о "высокооплачиваемой работе", и напоминает свою историю, чтобы понять, что за ними скрывается:
Так выглядят объявления о "работе". Предоставлено Алиханом
За внешне добровольным участием часто стоит иная правда: психологическое давление, иллюзия выбора и постепенное вовлечение в схему, в которой одни становятся жертвами, а другие — соучастниками разрушения чужих жизней.
"Продадут, как кусок мяса"
Мужчина хочет предупредить казахстанцев и жителей других стран СНГ: надо быть предельно осторожными с предложениями работы за рубежом, даже если они исходят от друзей или знакомых.
"Там остались граждане СНГ, которые занимаются вербовкой. Не ведитесь. Кто бы вам ни писал, даже если это ваш друг, которому вы доверяли, он может пригласить вас туда просто за комиссию, как за кусок мяса. Деньги затуманили им разум. Остерегайтесь работы в Камбодже, Лаосе, Мьянме и Таиланде. Если вам пишут, сразу говорите "нет" и блокируйте. Проверяйте всё по тысячу раз".
По его словам, обманчивые предложения часто сопровождаются красивыми описаниями, обещаниями высоких зарплат и комфортных условий. Однако это — часть психологической ловушки:
"Если у вас нет знания языка, квалификации, диплома и вам предлагают хорошую зарплату — это точно обман. Они сделают всё, даже аванс дадут, чтобы заманить вас в этот город. На этом всё заканчивается. Вы не выберетесь. Потом будет очень сложно или вообще невозможно. Вы можете умереть там".
"Золотой треугольник": сколько казахстанцев остается в трудовом рабстве
По информации МИД РК, с 2022 года при их активном содействии из этих стран был освобождён 51 гражданин Казахстана, в том числе четверо — из сексуального рабства. И ещё больше 100 казахстанцев вернулись на родину сами, не обращаясь за помощью в посольства.
На февраль 2024-го на территориях Таиланда, Мьянмы и Лаоса в условиях трудового рабства находились около 100 граждан Казахстана.
С начала этого года, по данным внешнеполитического ведомства, из трудового рабства освобождены и репатриированы 13 казахстанцев.
Также МИД сообщает, что посольство Казахстана в Таиланде помогло в возвращении на родину 11 гражданам Кыргызстана.
Как отмечал официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров, некоторые казахстанцы прекрасно знают о ситуации в "золотом треугольнике", однако решают, что подобного с ними не произойдёт, и поэтому рискуют. Министерство предупреждает казахстанцев: внимательно изучать все контракты при выезде на работу за рубеж, все условия, информацию о том, какая это компания и круг обязанностей.
Также в МИД заверили, что посольства Казахстана в Таиланде и Вьетнаме продолжают системную работу по установлению местонахождения, освобождению и возвращению на родину граждан, оказавшихся в трудовом рабстве в Мьянме, Лаосе и Камбодже.
Сотни тысяч человек насильно вовлечены в онлайн-преступность
А по данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), на август 2023 года в Юго-Восточной Азии организованные преступные группировки удерживали в условиях принудительного труда сотни тысяч человек. Только в Мьянме, по оценкам ООН, в кибермошеннических центрах могут находиться не менее 120 000 человек, ещё около 100 000 — в Камбодже.
По данным ООН на 2025 год, в Юго-Восточной Азии работают сотни крупных скам-центров, приносящих преступным группам до 40 миллиардов долларов в год. Из-за давления властей они начали переезжать в более уязвимые страны, в том числе в Мьянму.
Места расположения известных центров мошенничества в регионе Меконга. Источник: UNODC
По словам представителя Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC), такие схемы "распространяются как рак" — исчезая в одном месте, они быстро появляются в другом и подрывают целые государственные системы.
По данным Al Jazeera, в июле 2025 года в Камбодже арестовали более тысячи человек в ходе рейдов по кибермошенническим центрам.
Ранее мы писали о том, как становятся жертвами трудового рабства: какие схемы вербовки используют мошенники, кто чаще всего попадает в их ловушки и как не стать жертвой работорговцев.