Если ребенок не хочет делать уроки: советы психолога и учителя

Рабига Дюсенгулова
Рабига Дюсенгулова корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Если ребенок не хочет делать уроки: советы психолога и учителя Фото: depositphotos.com

Что делать, если ребёнок не хочет делать уроки? Как заставить сесть за "домашку" без криков и истерик? С началом учебного года эти вопросы снова стали головной болью для тысяч родителей. Tengrinews.kz собрал советы психолога и педагога, которые помогут превратить нервные вечера с тетрадями в спокойное и продуктивное время.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Психолог Лейла Мирас подчеркивает важность родительской поддержки и честного общения с детьми для снижения тревожности и повышения мотивации к учебе.
  • Родителям рекомендуется не сравнивать детей с другими, избегать критических ярлыков и хвалить за процесс, а не за результат.
  • Дети должны учиться самостоятельности, начиная с выполнения домашних заданий самостоятельно в старших классах, при этом родители должны быть готовы поддержать и помочь при необходимости.
  • Учитель Нурлан Адамов отмечает важность соблюдения временных рамок для выполнения домашних заданий в зависимости от возраста учеников для сохранения их психоэмоционального баланса.
  • Родители должны избегать подмены детей в выполнении заданий и сосредоточиться на поддержке их усилий и эмоциональных потребностей.
  • Рекомендуется создать подходящую учебную среду дома и следить за тем, чтобы дети имели время для отдыха и общения, чтобы избежать перегрузки и истощения.
  • Педагогические и психологические советы направлены на баланс между учебой и счастьем ребенка, подчеркивая, что школа должна учить учиться, а семья — учить быть счастливым.

Детский гештальт-психолог Лейла Мирас начала разговор с того, что выполнение домашнего задания связано с ожиданиями родителей.

Об эксперте:

- сертифицированный гештальт-психолог с опытом работы более 12 лет;
- экс-директор Центра психологического консультирования АОО "Назарбаев университет";
- спасла более 200 подростков от суицида;
- ⁠главный консультант Проектного офиса при правительстве по превенции суицида.

Цитата с изображением
Лейла Мирас

"Домашка" как катастрофа: что происходит в семье

Многие считают: не сделаешь уроки — не поступишь в университет, у тебя не будет будущего. Родители катастрофизируют, превращают домашнюю работу в груз ответственности, и это напряжение передается детям.

"Если бы родители говорили честно: "Мы боимся за твоё будущее, поэтому считаем это важным", ребёнку было бы понятнее", — считает психолог.

Специалист отметила, что когда исчезают любопытство и интерес, любое дело превращается в тяжёлую обязанность.

"Домашка перестаёт быть уроком и становится рутиной, местом напряжения. Если в этой рутине случались срывы — крик, обидные слова, брошенный пенал, — детская психика запоминает связку: уроки — опасно. В следующий раз ребёнок садится к тетради не из интереса, а с мыслью: "как бы не разозлить, как бы не ошибиться, как бы не разрушить своё будущее". Это уже не про математику или чтение — это про выживание", — добавила Мирас.

Как настроение мамы и папы делает детей тревожными

Психолог считает, что очень многое зависит от устойчивости взрослых. Неправильно, если взрослые являются амбивалентными родителями — послания детям меняются в зависимости от настроения. В один день бардак дома — "пустяки, сама уберу", в другой — те же брошенные носки становятся поводом для атаки: "почему ты ленивый, почему ничего не умеешь?"

"Дети быстро учатся сканировать нас: по звуку двери, по шагам в коридоре, по тому, как сумка легла на стол, они уже понимают, чего ждать. И живут в постоянной готовности — спрятать, запихнуть, "сделать вид", лишь бы не нарваться. Это и есть хроническая тревога. На неё уходит колоссальный ресурс, который мог бы идти на цели, навыки и радости. А потом мы удивляемся, почему ребёнок "никак не возьмётся за уроки" — у него весь внутренний аккумулятор уходит на мониторинг мамы и папы", — считает психолог.

Как родителю не срываться на ребенка

Она подчеркнула, что первый важный навык для родителей — это умение выдерживать неопределенность, ведь невозможно всё проконтролировать: заранее неизвестно, куда поступит ребенок, кем он станет и с какими обстоятельствами столкнётся. Вторым навыком она назвала готовность принять мысль о том, что ребёнок может не справляться. При этом он не "ленится назло" и не "тупит, чтобы досадить родителям", а действительно нуждается в их помощи и поддержке.

"В момент, когда у вас кипит, остановитесь и скажите буквально: "Я вижу, тебе сложно. Я вижу, ты стараешься. Чем я могу помочь?" Пусть ребёнок знает: дома вы — не контролёр, не "помощник учителя", а команда. Учитель измеряет успеваемость, а родители — дают опору. С этой позиции и начинаются любые домашние задания", — посоветовала психолог.

Не хочу и не могу: как действовать, когда ребёнок саботирует

"Саботаж — это не хамство по умолчанию. Часто там страх. Ребёнок может думать: "я отстал, объём слишком большой, догнать нереально — лучше не буду начинать". Или он просто не понимает тему и боится столкновения со злостью родителей", — объяснила Мирас.

По ее словам, задача взрослого — валидировать чувства. Не спрашивать "ты злишься?", а констатировать: "Я вижу, ты злишься. Ситуация сейчас нехорошая — я тоже начну злиться, давай научу злиться бережно". Дальше — предложите прожить эмоцию: 5 минут позлиться на математику, потопать, постучать кулаками по дивану, проговорить вслух: "я злюсь, потому что не понимаю". Когда эмоция прожита, контейнер внутри опустошается, и ребёнок снова способен концентрироваться.

"После предложите выбор и план: "Сколько тебе нужно на траты эмоции — 5 минут? Потом 5 минут считаем, 5 отдыхаем — и опять 5 считаем. Что начнём — чтение или математику? Хочешь, я рядом с тобой просто посижу? Хочешь — послушаю и пожалею. Хочешь — послушаю, пожалею и дам совет". Ребёнок, у которого появился выбор, ощущает себя субъектом и у него растёт внутренняя мотивация", — пояснила специалист.

Фразы, которые ранят: чего точно не нужно говорить

Психолог считает, что категорически нельзя давать негативные оценочные ярлыки: "тупой", "бесишь", "бестолковый". Нельзя сравнивать с другими детьми, особенно с "сыном маминой подруги". Это не про мотивацию, это про травму и стыд.

Хвалить важно за процесс: "ты сидел усидчиво 20 минут", "ты вернулся к задаче после перерыва", "ты переборол сопротивление". Ребёнок должен почувствовать, что путь — это нормально и что оценки — лишь часть большой истории.

И ещё важное: если у родителя нет любопытства и терпения к урокам, лучше не лезть. Нестабильный, амбивалентный взрослый, которому это не в радость, скорее ранит. Иногда "не делать самому" — это лучшая помощь.

Я устала после работы. И не хочу делать уроки вместе: как быть

"Не делать. Это звучит резко, но я серьёзно. К четвёртому классу ребёнок должен уметь садиться за уроки сам. Если в 11-м мама всё ещё "сидит над душой", значит, она тревожна и гиперопекает. Цена — то, что ребёнок так и не научится делать выбор, на него опираться и нести последствия", — сказала Мирас.

По мнению специалиста, важно давать право на последствия: не сделал — получишь двойку. Это не катастрофа, это опыт. В следующий раз он сам захочет сделать по-другому. Перестаньте стелить соломку везде. Сопровождайте, но не лишайте опыта.

Как приучить ребенка к самостоятельности

Путь к самостоятельности психолог видит через преодоление рутины, с помощью разбавления её интересом:

"Введите семейный кодекс: пришёл из школы —15 минут поиграл, поел, ещё 15 минут отдых и 30 минут уроки. Потом 15 минут перерыв — и ещё 30 минут. После восьми вечера — свободное время и семейное событие: вместе печём печенье, играем в настолку, смотрим кино без нравоучений в конце", — пояснила специалист.

Психолог отмечает важность тёплых эмоциональных воспоминаний у ребенка: "когда мы пекли круассаны, мама смотрела на меня как на чудо". Это формирует внутри образ любящего родителя, который защищает от школьных неудач: "да, я ошибся, но мама меня всё равно любит". Ради таких смыслов дети готовы выдерживать рутину.

"И задавайте ежедневные пять минут на эмоциональную проверку, а не только "как школа?" Лучшие вопросы: "Как ты себя сегодня чувствовал? Какое чувство было сильным? Где ты нуждался во мне?" Это разгружает детские "контейнеры" эмоций и снижает взрывы вечером", — посоветовала Мирас.

Манипуляции: сигнал о том, как мы общаемся

Психолог уверена, что дети не придумывают манипуляции "с нуля", а перенимают их из семейного общения. Если дома взрослые говорили: "Ты же мамочку любишь? Вынеси мусор", ребенок усваивал, что манипулировать допустимо.

"Вместо манипуляции — договор. Если ребёнок говорит "не буду", признайте эмоцию: "ты злишься, что нужно делать уроки". И добавьте: "единственный способ, который со мной работает: договоримся. 15 минут делаем — 10 отдыхаем. Я могу посидеть рядом, могу спросить у учительницы, можем повторить вместе." Покажите, что крики и шантаж не работают, а договор — работает", — пояснила специалист.

А если я сама не знаю ответ?

В подобных ситуациях психолог советует сказать честно: "Я не помню тему, я, правда, некомпетентна здесь. Могу посидеть с тобой и разобраться." Это бесценный урок — право на ошибку. Ребёнок видит, что даже взрослые, у которых и работа, и позади школа, тоже чего-то не знают и всё равно справляются. Так формируется уверенность: можно не знать, можно пробовать.

Фото: depositphotos.com 

Не разбаловать и не сломать: где проходит граница

Психолог отмечает: важно не сравнивать нынешнее поколение с прошлым. У современных детей более чувствительная нервная система, их легко ранить словом или взглядом.

"У них с детства в руках смартфон, а поток информации до пубертата сопоставим с тем, что мы получали к сорока годам. Полный запрет гаджетов плох, но и бесконтрольность тоже", — отметила Мирас.

Задача родителей — устойчивость. Детям необходимы ежедневные 5 минут эмоционального внимания.

Единственная корректная санкция за нарушение правил, по мнению психолога, ограничение гаджетов на фиксированный срок (например, сутки). Нельзя игнорировать, нельзя "наказывать" отменой давно обещанного семейного события — это отвержение. Специалист категорически против физического и эмоционального насилия.

"Пожалуйста, пусть мы будем последним поколением, которых били в детстве", — подчеркнула Мирас.

И важный момент: у ребёнка есть право злиться на санкцию. Скажите: "Я вижу, ты злишься. У меня есть 5 минут — давай я побуду с твоей злостью. Но правило действует". Когда ребёнок понимает, что дома последовательно и справедливо, его тревога снижается. Он не просыпается в воскресенье с мыслью "вдруг сейчас наедут просто так". Если правил не нарушал — он спокоен.

Как реагировать на ложь ребенка

"Ложь — это не "испорченность", а сигнал о страхе наказания и непредсказуемой реакции взрослого. Говорите прямо: "Я вижу, ты сейчас говоришь неправду. Наверное, боишься меня расстроить. Мне важно знать правду, иначе я не смогу помочь. Нет ни одной ситуации, в которой я не смогу тебя защитить, если знаю правду". Когда дома безопасно говорить честно, ложь исчезает", — проинформировала специалист.

Как правильно хвалить и просить

Если хотите, чтобы ребёнок вас слышал, держите правило 5:1: перечисляете пять вещей, которые он делает хорошо — и в конце одна просьба, что следовало бы улучшить. Если начать с претензии, психика обороняется и перестаёт воспринимать.

И не забывайте: школа нужна, чтобы научиться учиться. Талант — это 10 процентов, всё остальное — десять тысяч часов практики. Наше дело — не выжать высшую оценку любой ценой, а сформировать навык выдерживать рутину, искать способы решения проблем, возвращаться к задаче. Тогда, когда вспыхнет настоящий интерес — в 9-м классе или на втором курсе — у ребёнка будет внутренняя "мышца" для длинной дистанции.

Как поддержать сильные стороны

Детский психолог считает, что загруженность отчётами не позволяет учителям разглядеть потенциал и талант в детях. По ее словам, хороший педагог мог бы сказать родителям, что у ребёнка блестяще получается география, и тогда семья вложилась бы именно в это направление — наняла репетитора, организовала поездку к мечте "посмотреть китов", поддержала проекты.

Однако на практике, отмечает она, чаще звучат сигналы только о провалах: "отстает в математике — срочно подтягивайте". В итоге ребёнок вынужден тратить силы на ненавистную математику, расходуя двойной ресурс, а на сильную сторону у него не остается энергии. Через четверть родители получают "среднего подтянутого" ученика: математику удалось довести до четверки, но при этом потеряна география. Она подчеркнула, что важно искать индивидуальность и вкладываться в интересы ребенка, а слабые места поддерживать лишь до разумного минимума — без перегруза.

Право на ошибку и кризис "успешного успеха"

"Мы относимся к детям как к проектам. Думаем только о будущем успехе и забываем, что у них одно-единственное детство. Самое ценное, что можно дать ребёнку, — это право на ошибку. Если родители сами делятся своими провалами, ребёнок понимает, что ошибки — это нормально. Он учится пробовать и не бояться.

Но сегодня в обществе кризис: мы растим "успешных лидеров". Родители смотрят на детей как на стартапы. Везде звучит: "ты должен быть лидером нации". Но не все дети лидеры. И это нормально. Нам нужны не только лидеры, нам нужны счастливые люди", — рассказала Мирас.

Психолог пояснила, что когда ценность ребёнка определяется только его результатами, мы получаем поколение выгоревших супергероев. Они ценны только тогда, когда достигают цели. Но счастье в другом: в умении радоваться, выбирать себя, наслаждаться процессом.

Я плохой родитель

Специалист утверждает, что идеальные родители — худшее, что может случиться с ребёнком. На фоне "идеала" любая собственная ошибка — катастрофа. Живой родитель иногда срывается, винится и умеет признавать это.

"Правильно извиняться так: "Мне жаль. Тогда у меня не было ресурса справиться по-другому. Я не хотела тебя ранить". Это не лайфхак "накосячил — извинился — повторил". Если извиняетесь — сделайте вывод и меняйте поведение. Тогда ребёнок получает важнейший опыт: ошибаться можно и нужно, а отношения выдерживают", — сказала Мирас.

Психолог советует всегда опираться на мысль, что ребёнок может с чем-то не справляться. Это не делает вас плохими родителями и не обнуляет его будущее. Задача отцов и матерей — сопровождать его в поиске своего направления. Если не идёт один предмет — искать, где интересно. Вы — команда, а не надсмотрщик.

"Если у вас после работы есть только час живого ресурса, проговорите: "У меня час. Самое сложное — со мной, остальное — сам". Ребёнок встретится с реальностью и начнёт планировать: что важнее сделать с мамой, что — позже. Делать на надрыве — значит, учить ребёнка жить на надрыве", — отметила Мирас. 

Гиперактивные и тревожные дети

Психолог объяснила, что гиперактивным детям учёба нужна через движение: например, решил пример — добежал до дивана и вернул "кубик" в пирамидку, каждая задача становится новым кубиком, а в конце получается собранная башня.

Для тревожных, по её словам, важно сначала успокоение: дыхательная практика, несколько минут совместного "позлиться" или "побояться", а также много слов поддержки, вроде, "не у всех получается с первого раза". Обязательным условием она называла предсказуемость — реакция мамы не должна зависеть от её настроения.

Сколько времени нужно на домашнее задание

О практической части приготовления уроков мы поговорили с педагогом Нурланом Адамовым. 

Об эксперте:

- педагог Нурлан Адамов;
- учитель истории с 30-летним стажем;
- Учитель года Казахстана 2001 года. 

Цитата с изображением
Нурлан Адамов

Учитель Нурлан Адамов проинформировал, что для домашнего задания существуют четкие временные рамки в зависимости от возраста школьника. Следуя санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам образования:

  • для начальной школы 1–4 классы — 50–70 минут в день;
  • для 5–6 классов — до 2 часов;
  • для 7–9 — до 2,5 часов;
  • для 10–11 — до 3 часов.

"Эти рамки — про сохранение здоровья и психоэмоционального баланса. Если у ребёнка стабильно уходит больше, ищем причины: пробелы, организация времени, перегруз в расписании", — отметил преподаватель. 

Когда ребёнок должен работать сам

Адамов полагает, что в начальных классах поддержка родителей естественна: адаптация, формирование навыков, элементарная гигиена письма и чтения. Но примерно с 7 класса домашку ребёнок должен выполнять самостоятельно. Родитель — не "второй учитель", а равный взрослый, который интересуется и готов помочь со способом организации.

Частые ошибки родителей глазами педагога

Педагог выделил три типовые ошибки.

  1. Подмена ребёнка. Делать уроки не вместе с ребёнком, а вместо ребёнка. Итог — искажённая картина знаний и нулевая самостоятельность.
  2. Культ результата: хвалят отметку, игнорируют усилие. Это убивает внутреннюю мотивацию.
  3. Игнор эмоционального и возрастного: первоклашке нужна игра и паузы, подростку — общение и доверие. Если жмём "на результат" без отпуска руля — получаем отторжение и истощение.

Учебный уголок

"Уголок — это не просто стол. Это сигнал: здесь учатся. Стол и стул по росту, хорошее освещение — настольная лампа с мягким светом, никаких игрушек и смартфонов под рукой. На стене — расписание, часы. Цвета -— спокойные, бежевые или нейтральные. Удобно иметь доску для планов на сегодня и завтра. Чёткая среда снижает сопротивление — мозгу проще входить в режим работы", — разъяснил Адамов. 

Фото: depositphotos.com

Когда садиться за уроки

Преподаватель считает оптимальным время отдыха после школы — 90 минут.

"К примеру, вернулся в 13:00, поел, 60–90 минут отдохнул, лучше с прогулкой и общением с друзьями, потом — за уроки. Если затянуть отдых до вечера, ребёнок забудет часть объяснений и осядет усталость. Начинаем всегда с трудного, заканчиваем лёгким или творческим — чтобы был "вкус" успеха. Важно ставить таймеры на блоки. Например, 25–30 минут работы, 5–10 — перерыв", — привел учитель. 

Делает всё, а оценки низкие

Адамов советует найти причины низкой успеваемости, а не обвинять ребенка.

"Пробелы могут идти из начальной школы, когда фундамент дырявый — всё верхнее рассыпается. Идём к предметнику, просим карту пробелов, план их закрытия. Также может сыграть роль положение в классе, если ребёнок на периферии или в конфликте, это съедает силы.

Нельзя не учитывать психоэмоциональное состояние и здоровье. Иногда нужен логопед, невролог, психолог. И не забывайте: не все дети обязаны быть сильны по всем предметам. Поддерживайте базовый уровень там, где не идёт, и развивайте то, где есть желание", — резюмировал преподаватель. 

Нужно ли сидеть рядом каждый день

"В 1–4 классах — да, рядом и вместе. В 5–6 — стартуем вместе, потом отходим, возвращаемся для проверки и обсуждения сложностей. В 7–11 классах — доверяем. Если продолжим сидеть "над душой", получим сопротивление и тревогу. Здесь важны не контроль, а договор и доверие", — отметил Адамов. 

Не хочу этот предмет: что за этим стоит

Часто причина — упущенные базовые знания. Когда стиль учителя доброжелательный — интересует, язвительный — отталкивает. Разговор с педагогом обязателен: где именно "болит", что можно перестроить. Бывает, что помогает смена подхода или дополнительная индивидуальная работа. Не снимаем с контроля и эмоциональную сторону — страх, стыд, напряжение.

Когда подключать репетитора

Адамов обратил внимание на то, что репетитор возможен, если ребенок одаренный и нужно развивать талант, или есть проблемы со здоровьем и требуется индивидуальный подход. Но перегружать не стоит: у ребенка должно оставаться свободное время и общение. Школьный день, домашка, кружки и репетитор равно риску перегруза и потери детства.

Атмосфера дома: как включить ребёнка в процесс

"Никакого давления и сравнений. Садимся рядом и говорим: "Что сегодня задано? С чего начнём — с трудного?". Логика простая: трудное, легче, завершение игрой или творческим заданием. Ребёнок должен чувствовать поддержку и управляемость процесса. И никаких смартфонов на столе", — отметил педагог. 

Каждый вечер истерика из-за школы: три проверки

Преподаватель подчеркивает, что это не норма. По его мнению, в таких случаях проверять следует три блока:

  • учёба — не перегружен ли, нет ли фундаментальных пробелов;
  • учитель — стиль отношения, безопасно ли ребёнку на уроке;
  • здоровье — возможно, нужен логопед, психолог, невролог.

"Когда ребёнок регулярно успешен — истерик почти не бывает. Значит, ищем, где именно он регулярно терпит поражение — и меняем процесс", — отметил Адамов. 

Лайфхаки педагога: как зажечь мотивацию в классе и дома

  • Иногда я вообще не задаю домашнее задание: говорю, что жду яркой работы на уроке. Это снимает барьер у тех, кто боится плохих отметок, и толкает на активность в классе.
  • Бывают "дни без плохих оценок" — объявляю их заранее. Это позволяет детям безопасно ошибаться и пробовать выступать.
  • Люблю выступления с закрытыми глазами. Объясняю: "это как искусственный интеллект — он не видит, но выстраивает мысль". Дети становятся в очередь — так легче преодолеть стеснение. Просим структурировать выступление пальцами: "во-первых, во-вторых, в-третьих" — это дисциплинирует мысль.
  • На уроке я никогда не сажусь. Учительский стул отдаю ученику-лидеру: сегодня он — модератор, я — ведомый. Это "гонка за лидером" в безопасном формате.
  • Пробовал и финский подход к подвижности: в 5–7 классах разрешаю двигаться, переходить, брать "группу поддержки". Энергия уходит в дело, а не в сопротивление. В старших — этот приём уже хуже работает.

И ещё один рабочий инструмент именно для родителей — метод альтернативы. Предлагаем выбор из двух "трудных": "делаем "домашку" или берёмся за более сложный проект?" Между двумя нагрузками ребёнок сам выбирает домашку — и это не воспринимается как наказание.

Счастье важнее пятёрок

Подведем итог.

Психолог Лейла Мирас обратила внимание на то, что дети учатся у живых родителей — не идеальных. Устойчивость взрослых — право ребёнка на эмоции и ошибки, чёткие и справедливые правила, ежедневные "пять минут" контакта — это и есть фундамент.

"Не пытайтесь прожить за него его школьные годы. Дайте ему опору — и право идти своими шагами", — заключила специалист. 

Педагог Нурлан Адамов резюмирует: школа — чтобы научиться учиться.

"Семья — чтобы научиться жить и быть счастливым. Если эти две задачи соединяются, домашка перестаёт быть войной и становится нормальной частью взросления — без криков, но с результатом", — заключил он. 

Читайте также:

Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана

Личное пространство, или “местные прессуют“: откровения казахстанских студентов об общежитиях

Штраф и мат. Причины детской брани и ответственность казахстанцев за это

Когда мама — угроза: кто в ответе за безопасность детей

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course down  628.15  course down  6.6  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 19
Астана 15
Актау 20
Актобе 15
Атырау 19
Б
Балхаш 23
Ж
Жезказган 16
К
Караганда 19
Кокшетау 25
Костанай 22
Кызылорда 14
П
Павлодар 17
Петропавловск 13
С
Семей 14
Т
Талдыкорган 23
Тараз 23
Туркестан 16
У
Уральск 9
Усть-Каменогорск 26
Ш
Шымкент 19

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer