- В августе 2025 года были предприняты попытки урегулирования российско-украинской войны, однако серьёзных продвижений не достигнуто.
- В авторской колонке политолог Султан Акимбеков разбирает причины.
- Он напоминает, что были проведены встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным на Аляске 15 августа и с Владимиром Зеленским 18 августа, а также обсуждалась возможность трёхсторонней встречи.
- Эксперт обращает внимание на то, что российская сторона заявила о намерении продолжать войну, ссылаясь на контроль над определёнными территориями в Украине.
- Также важно иметь в виду, что обсуждаются международные гарантии безопасности для Украины, включая предложения о введении миротворцев, однако компромисс пока не найден.
- США увеличивают военную помощь Украине, включая продажу авиационных боеприпасов и оборудования на сумму 825 миллионов долларов.
- Кроме того, речь заходила о возможных территориальных обменах, но стороны пока не пришли к согласию.
- Переговоры продолжаются, несмотря на нарастающую военную активность и экономические санкции, что свидетельствует, по мнению политолога, о напряжённых закулисных обсуждениях.
Политолог и историк Султан Акимбеков в авторской колонке на Tengrinews.kz снова разбирает причины, по которым переговоры не привели ни к какому результату, и расшифровывает завуалированные послания всех сторон друг другу.
На урегулирование или хотя бы временное перемирие были большие надежды после встречи президентов США Дональда Трампа и России Владимира Путина на Аляске 15 августа, а затем и встречи Трампа с президентом Украины Владимиром Зеленским и руководителями ряда европейских стран 18 августа.
Затем было заявлено о планах провести трёхстороннюю встречу президентов США, России и Украины, а затем — двусторонние переговоры уже только российского и украинского лидеров.
Однако 1 сентября помощник президента России Юрий Ушаков сказал:
"Сейчас все говорят о трёхсторонней встрече, о встрече Путина с Зеленским, но конкретно, насколько я знаю, между Путиным и Трампом об этом договорённостей не было".
Тем временем война продолжается, и перспектив её прекращения пока нет.
К тому же среди множества заявлений, которые периодически делают те или иные спикеры с разных сторон, а также предпринимаемых ими действий оснований для достижения компромисса всё ещё не видно. Создаётся впечатление, что речь — напротив — идёт о подготовке к продолжению войны.
Хотя на это можно посмотреть и под другим углом. И предположить, что переговоры продолжаются и проходят достаточно напряжённо. Ведь многое из того, что происходит, — это фактически форма давления на противника, с тем чтобы вынудить его пойти на уступки.
Например, российская сторона заявляет о готовности воевать и дальше — об этом говорит начальник Генерального штаба (Вооружённых сил Российской Федерации — прим. редакции) Валерий Герасимов, который практически не делает публичных заявлений.
А 30 августа он сказал, что Россия продолжит войну, и указал на проценты территорий четырёх областей, которые она контролирует.
Одновременно он прокомментировал российский удар по Киеву 28 августа, в результате которого был разрушен пятиэтажный дом и погибло 25 человек. По его словам, в этот день российские ракеты и дроны вроде бы поразили в Киеве "предприятия ракетной и авиационной промышленности".
Казалось бы, зачем Герасимову комментировать именно этот удар по Киеву, если до этого он такого не делал?
Можно предположить, что это связано с тем, как это событие может повлиять на того же Трампа.
Если бы переговоров не было, тогда в этом не было бы никакого смысла. Но если начальник Генерального штаба вдруг начал говорить об этом публично, значит, это всё-таки имеет значение для Москвы.
России надо, с одной стороны, сохранить сильную переговорную позицию, значит, ей надо продолжать наступление и воздушные атаки. Но, с другой стороны, нельзя переходить некие границы, которые могут теоретически вызвать нежелательную реакцию Трампа.
При этом сам Трамп за время, прошедшее со встречи на Аляске и в Вашингтоне, уже сделал очень много разных заявлений и предпринял ряд довольно интересных шагов. К примеру, он весьма резко отреагировал на слова российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, сказанные им 24 августа в интервью NBC. Лавров тогда отметил, что Россия готова встречаться с Зеленским, но:
"Когда дело дойдет до подписания юридических документов, у всех должно быть ясное понимание того, что подписывающее лицо является легитимным".
Зеленский, по его словам, таковым не является.
Через пару дней в США на заседании кабинета министров журналисты обратились с спецпосланнику Стиву Уиткоффу с просьбой о комментарии по поводу заявления Лаврова. Трамп неожиданно захотел ответить сам и ответил так:
"Неважно, что они говорят. Это всё полная чушь. Все позируют".
Несомненно, так мог сказать политик, который много знает, но не может сказать больше и явно сильно раздражён. Причём в этом есть не только политический аспект — что вполне логично в ситуации столь сложных закулисных переговоров, но также и личное недовольство американского президента. В частности, об этом говорит фраза "все позируют".
Таким образом, он как бы говорит: мы же вроде договорились, поэтому я молчу, хотя публичность — это как раз мой стиль, а вы себе там позволяете использовать прежние аргументы о сомнительной легитимности Зеленского, и вы это делаете, чтобы не встречаться с ним и не договариваться.
Трамп может позволить себе проявить неудовольствие в таком жёстком формате, потому что это выступление Лаврова. В то время как он договаривался непосредственно с Путиным, и ему явно не очень нравятся те послания, которые тот ему посылает через Лаврова, потом Герасимова, затем Ушакова.
Стоп-кадр трансляции со встречи Дональда Трампа с кабинетом министров США 26 августа 2025 года. Источник: официальный YouTube-канал Белого дома
Но это и логично. Россия хочет по максимуму использовать паузу в переговорах, и при этом её явно не устраивают те вопросы, которые сейчас обсуждают в Европе и США.
А происходит активное обсуждение гарантий безопасности, которые США и Европа могли бы предоставить Украине. Это вопрос был среди тех, которые рассматривались и во время встречи с Трампа с Путиным, и позднее. Но, как это всегда бывает, стороны по-разному видели формат таких гарантий.
- Так, The Financial Times с ссылкой на четыре источника написала, что Трамп на встрече 18 августа якобы поддержал идею Путина развернуть китайские войска в качестве миротворцев. Высокопоставленный представитель американского президента опроверг эту информацию. Однако такое вполне могло иметь место. Россия предлагала пригласить миротворцев из Китая ещё во время переговоров в Стамбуле в 2022 году.
- Но Украина и Европа явно отказались от этой идеи. Взамен они предложили рассмотреть вопрос о привлечении европейских войск в рамках "коалиции желающих". Россия выступила категорически против присутствия войск из НАТО на территории Украины.
- В США в конце августа появилась идея использовать американские частные военные компании (ЧВК) для контроля перемирия. Это позволило бы обойти данное Трампом обещание не направлять американских солдат в Украину.
- В свою очередь Китай заявил, что готов играть "конструктивную роль" в решении войны. В то же время в китайском МИД опровергли информацию СМИ, что он якобы готов отправить миротворцев в Украину.
Все эти заявления в какой-то мере отражают напряжённые дискуссии, которые идут в кулуарах. И стороны явно пока не могут прийти к компромиссу. Но это подтверждает сам факт продолжения переговоров, что уже является неплохим знаком.
Если согласиться, что вопрос о международных гарантиях Украине всё ещё стоит на повестке, тогда есть возможность сближения позиций вплоть до нахождения точек соприкосновения. Например, договорённость, что миротворцами в Украине могут быть какие-то третьи силы — не европейские и американские, не китайские, а кто-то ещё. Причём поддержку им в каком-то виде будут оказывать те же американцы. Так как, по большому счёту, и Украина, и Россия явно опасаются каких-либо действий противной стороны.
Понятно, что у каждой из них свои опасения. Но очевидно: если бы война остановилась, обе страны не хотели бы из-за этих опасений держать слишком большие войска на границе. В этом смысле при перемирии или при заморозке войны какие-то миротворцы всё равно необходимы.
К примеру, во время заморозки Корейской войны в 1953 году сдерживающую роль играли американские войска.
Но в данном случае это маловероятно. Хотя, если бы США действительно нашли какую-то приемлемую форму для своего присутствия — пусть те же ЧВК или воздушное прикрытие, это могло бы всех устроить. С формальной точки зрения это была бы весьма надежная гарантия для обеих сторон.
Другой острый вопрос, который возник во время переговоров на Аляске, — требование России об обмене территориями.
Фактически речь шла о передаче ей незанятой территории Донецкой области — примерно шести тысяч квадратных километров с укреплёнными районами в городах Славянск, Краматорск, Константиновка и других.
По данным The Wall Street, на встрече с Трампом Зеленский прямо не отказался от идеи обмена, но заявил о запретах в Конституции и сложностях в перемещении населения. Затем он сказал, что будет обсуждать это на встрече с Путиным.
29 августа глава офиса президента Украины Андрей Ермак во время своего визита в США заявил:
"Никто с американской стороны не давит на Украину по каким-то территориям".
Здесь вполне можно допустить, что переговоры по территориям также идут и стороны используют разные форматы маневрирования при обсуждении условий — в том числе публичные заявления по тем или иным поводам.
Понятно, что шесть тысяч квадратных километров Донецкой области необходимы России для того, чтобы продемонстрировать приемлемый результат этой войны. В то время как для Украины это означает потерю укреплённого района и большую уязвимость в случае будущих обострений.
При всей непримиримости позиций сторон в данном вопросе всё-таки очень похоже, что остаётся возможность для договорённостей. Причём теоретически можно обменять не территории на территории, а вопрос их принадлежности на вопрос международных гарантий.
- Но первый вопрос — очень тяжёлый для Украины.
- А второй — неприемлем для России с точки зрения присутствия западных военных миротворцев. В принципе, если бы они смогли пойти на уступки по этим вопросам.
Пока за кулисами идёт торг, война продолжается. Россия наращивает интенсивность ударов по украинским городам и форсирует наступление в Донбассе. Украина проводит контратаки на наиболее уязвимых участках и атакует российские нефтеперерабатывающие заводы. Если допустить, что переговоры всё же ведутся, тогда интенсификация военных событий — это один из способов их проведения.
Фото: Defense.gov
На этом фоне США начали более активно выделять оружие Украине, причём не только оборонительное.
- 28 августа министерство обороны США одобрило продажу Украине авиационных боеприпасов и оборудования на сумму 825 миллионов долларов, включая 3350 ракет "воздух - земля" ERAM.
- А 29 августа Госдепартамент США принял решение о поставке Дании комплексов ПВО Patriot на 8,5 миллиарда долларов для последующей передачи Украине. Контракт будет выполняться семь лет. Собственно, это тоже одна из форм гарантий на перспективу.
- Кроме этого, посол США при НАТО Мэтью Уитакер в те же дни в интервью Fox News заявил, что в Украину направлена "партия дальнобойного оружия на миллиард долларов для нанесения ударов в глубь России". Он также добавил, что Киев будет ежемесячно получать дополнительные вооружения на такую же сумму.
В принципе, это серьёзное изменение позиций администрации Трампа по сравнению с его изоляционистскими настроениями времён предвыборной кампании и первых месяцев президентства.
Но тем он и отличается, что может быстро изменить своё мнение, но также имеет значение, что он быстро принимает решения. Причём формально он не нарушает свои предвыборные обещания. Поставки оружия Украине осуществляются на европейские деньги.
В любом случае это выглядит как форма давления на Россию, точно так же, как и повышение пошлин для Индии. Сначала, 7 августа, США ввели пошлины в 25 процентов за покупки российской нефти. Затем Индия начала сокращать закупки, но потом Россия предложила дополнительную скидку, и Индия передумала. В ответ 27 августа Вашингтон ввёл ещё 25 процентов пошлин. Под них подпадает 66 процентов экспорта из Индии в США общим объёмом 60 миллиардов долларов.
30 процентов не подпадают под новые пошлины, в том числе электроника и фармацевтическая продукция. Естественно, что для индийских товаров (одежда, ювелирные изделия, драгоценные камни, ковры) 50 процентов — это запретительные пошлины. Считается, что поставки товаров в США могут упасть на 70 процентов и привести к потере многих рабочих мест в Индии.
Хотя у всех стран, которые в последнее время подпали под высокие пошлины, появилась небольшая, но надежда, когда 29 августа Апелляционный суд в США признал незаконными большинство тарифов Трампа. Исполнение решения отложено до 14 октября, для того чтобы подать апелляцию в Верховный суд. Так что остаётся открытым вопрос: оправдаются ли эти надежды или Трамп продолжит вводить пошлины?
Индия покупает 1,9 миллиона баррелей российской нефти. Если индийцы вдруг решат отказаться от её закупок, это усугубит дефицит бюджета России и её нефтяных компаний. Характерно, что 30 августа в "Роснефти" заявили, что по итогам первого полугодия 2025 года чистая прибыль компании упала на 68 процентов — до трёх миллиардов долларов.
Это во многом связано с падением цен на нефть, которое стало следствием решения ОПЕК увеличить её добычу. Но также снижение прибыли вызвано и теми скидками, которые предоставлялись покупателям вроде Индии и в целом сложностями со сбытом.
Так или иначе, но вопрос достижения какого-то компромисса становится всё более актуальным. Поэтому имеет значение, что какие-то переговоры всё-таки происходят, хотя они и перешли в более закрытый формат. Но это и понятно: слишком чувствительная тема. А вот будет ли в итоге результат — большой вопрос.
Читайте другие материалы автора:
Украина между Москвой, Варшавой и Стамбулом: уроки 13-летней войны
Неудачная попытка спасти СССР. Августовский путч и его последствия для Казахстана
Оправданна ли месть, или Почему признать Палестину решили только сейчас