- Политолог Султан Акимбеков разбирает в авторской колонке, почему европейские страны активно продвигают вопрос о признании палестинского государства именно сейчас.
- Так, Франция и Великобритания планируют признать его на сессии ООН в сентябре 2025 года.
- Канада и Мальта также намерены это сделать, а в Финляндии и Португалии этот вопрос обсуждается.
- Атака ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года привела к военной операции Израиля в секторе Газа и обострила международные обсуждения статуса Палестины.
- В декабре 2024 года в Сирии пала власть Башара Асада, что изменило стратегическую ситуацию для Израиля. Также ослаб Иран. Это привело к тому, что теперь у Израиля на границах нет серьёзных противников на государственном уровне.
- При этом Иерусалим против создания палестинского государства. Но его действия вызывают недовольство в мировом сообществе, особенно среди мусульманских и западных стран.
- Признание Палестины направлено на поддержку общественного мнения в европейских странах, но, скорее всего, не изменит позицию Израиля, делает вывод политолог.
- После военных успехов Израиля у него ослабла поддержка западных стран, что может иметь долгосрочные последствия.
Среди тех, кто пообещал признать палестинское государство — постоянные члены Совета Безопасности Организации Объединённых Наций Франция и Великобритания, которые собираются сделать это на предстоящей сессии ООН в сентябре. Если это произойдёт, то в СБ ООН палестинское государство признают четверо из пяти постоянных членов. Россия и Китай сделали это ещё в 1988 году.
Кроме Франции и Великобритании, такой же шаг в сентябре планируют сделать Канада и Мальта. Этот вопрос активно обсуждается также в Финляндии и Португалии. В конце июля в Нью-Йорке прошла международная конференция, на которой министры иностранных дел 15 стран — в основном из Европы, а также Австралии и Канады — призвали к скорейшему признанию государства Палестина. Это мероприятие было важным шагом на пути к сентябрьской сессии ООН.
Тем не менее все эти действия носят, скорее, символический характер. Потому что ключевое значение в вопросе признания Палестины имеет нежелание Израиля пойти на этот шаг. И нет никаких особых оснований полагать, что там могут передумать.
В свою очередь Израиль пользуется полной поддержкой США. Следовательно, даже в случае, если Генеральная Ассамблея ООН примет решение, Вашингтон сможет наложить на него вето.
Ситуация вокруг этой территории за последние два года сильно изменилась. В первую очередь — после трагических событий 7 октября 2023 года, которые были осуждены практически всеми странами, включая арабские страны Персидского залива.
Заседание Совета Безопасности ООН по ситуации на Ближнем Востоке, 24 октября 2023 года. Фото ООН
После атаки Израиль начал военную операцию в секторе Газа, которая продолжается до сих пор. Он также практически вывел из строя движение "Хезболлах" в Ливане, уничтожив его военное и политическое руководство. Затем в декабре 2024 года пала власть Башара Асада в Сирии. Считается, что во многом это было связано с поддержкой Турции и стран Персидского залива.
Последние два события означают, что у Израиля теперь практически не стало северного фронта. Ранее Сирия всегда была важным элементом антиизраильских коалиций. И "Хезболлах" с её военным потенциалом неоднократно бросал вызов израильской армии. В 2006 году ЦАХАЛу пришлось столкнуться с большими трудностями при прямом столкновении с "Хезболлах".
В этом году в ходе 12-дневной войны Израиль продемонстрировал свои военные и диверсионные возможности против Ирана. В результате этих событий практически прекратила своё существование созданная Ираном "ось сопротивления" или, по крайней мере, была сильно ослаблена.
Так что Израиль добился значительных результатов. Получается, что теперь у него на границах нет серьёзных противников на государственном уровне. При этом с арабскими странами идёт процесс, который получил название "Соглашение Авраама". Он начался ещё в первый срок президентства Дональда Трампа и пользуется поддержкой нынешней американской администрации.
Главная идея Авраамских соглашений связана с завершением противостояния между Израилем и арабскими странами с целью развития экономических связей. В США считают, что разные и весьма масштабные проекты с государствами Персидского залива могут стабилизировать ситуацию в регионе и уйти от десятилетий противостояния между ними и Израилем.
В то же время арабы даже при такой ситуации не готовы отказаться от идеи палестинского государства. Поэтому Саудовская Аравия, которая играет роль лидера среди арабских стран, не может признать Израиль, несмотря на все проекты с США. Понятно, что суннитские монархии Персидского залива явно не против ослабления шиитского Ирана, но они не готовы игнорировать мнение условной "мусульманской улицы". Здесь традиционно критически относились к Израилю. И его действия в ходе последних операций в секторе Газа только усилили общее недовольство.
Собственно, именно события в Газе стали катализатором всех тех процессов, которые и активизировали вопрос признания палестинского государства. В ходе военной операции Газа была почти полностью разрушена. Помимо боевиков ХАМАС, погибло много гражданских людей, в том числе детей. При этом военная операция затянулась, Израиль не может победить ХАМАС полностью. Следовательно, количество погибших растёт. При этом израильская армия периодически ограничивает поставки продовольствия и медикаментов. В целом ситуация в Газе стала критической. По сути, два миллиона человек заперты на ограниченном пространстве при минимуме необходимых им ресурсов для выживания.
В Израиле считают, что после 7 октября у них есть моральное право на любые меры против ХАМАС и палестинцев, включая самые жёсткие. Общественное мнение здесь теперь настроено против идеи создания палестинского государства. 23 июля израильский парламент Кнессет принял резолюцию с требованием аннексировать Западный берег реки Иордан. За это проголосовал 71 депутат из 120, 13 было против, остальные воздержались. Кнессет также выступил против палестинского государства.
В Израиле явно настроены решить вопрос в свою пользу, не обращая внимания на международное общественное мнение, которое в своей основе опирается на леволиберальные ценности. Определённые основания для этого он получил после победы Трампа на выборах президента США и подъёма правых движений в Европе. В частности, Трамп много говорил о том, что палестинцы могут выехать из сектора Газа и расселиться по другим мусульманским странам, а в секторе будет создан морской курорт. Это выглядело как совсем радикальный вариант решения палестинского вопроса. Но потом Трамп забыл об этом. Во многом потому, что заключил сделки с арабскими странами Персидского залива.
Однако жесткость Израиля в отношении палестинцев со временем стала вызывать всё большее недовольство в мире. Понятно отношение к происходящему жителей мусульманских стран. Но постепенно протесты охватили и западные страны как в Европе, так и в США, Канаде и Австралии. Конечно, в структуре их населения много мусульман и их отношение к происходящему объяснимо. Но в то же время стало расти неприятие политики Израиля и со стороны европейцев. В первую очередь, конечно, это сторонники леволиберальных взглядов. Но постепенно это стало распространяться и на некоторую часть консервативно настроенных граждан.
Очень много людей в Европе сегодня считают, что так действовать неправильно, что всё равно надо оставаться в рамках неких правил. И западные лидеры не могут игнорировать эти общественные настроения в своих странах — протест приобрел слишком масштабный характер.
С этим и связано появление идеи признать палестинское государство. Она адресована в первую очередь широкой общественности европейских стран, как мусульманской её части, так и левым либералам, а также — части консерваторов. Понятно, что идея не будет иметь практического смысла. Израиль не согласится с ней и постарается использовать ситуацию по максимуму. Тогда к чему это всё?
После всех военных успехов Израиля, когда перед ним уже не стоит угроза большой войны, а есть перспектива по "соглашению Авраама", у него теперь нет поддержки общественного мнения западных стран. И на длинной дистанции для страны, которая находится фактически в изоляции в сложном регионе на Ближнем Востоке, это может иметь определённое значение.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Читайте также:
Последнее предупреждение Трампа? Почему президент США выдвинул новый ультиматум России
"Мы наблюдаем только верхушку айсберга". Эксперт о ситуации между Азербайджаном и Россией
Сирия возвращается к жизни? Как страна меняет баланс в регионе и что это значит для Казахстана