- В авторской колонке историк Султан Акимбеков вспоминает августовский путч; анализирует его причины; объясняет, почему он не удался и предопределил развал СССР; обозначает последствия для Казахстана.
- С 19 по 21 августа 1991 года в Москве произошла попытка государственного переворота, известная как ГКЧП.
- Организаторы переворота создали Государственный комитет по чрезвычайному положению с целью сохранить военно-политическую систему СССР.
- Путч провалился, что привело к разрушению бюрократической вертикали власти в СССР и ускорило его распад.
- Руководство Казахстана в тот момент заняло осторожную позицию в отношении событий, выжидая тактическую паузу.
- После провала ГКЧП союзные республики, особенно Россия, начали определять политическую повестку, что привело к распаду СССР в декабре 1991 года.
- Провал ГКЧП стал ключевым моментом на пути к независимости бывших советских республик, включая Казахстан.
Она вошла в историю под названием ГКЧП по названию органа, который создали путчисты — Государственный комитет по чрезвычайному положению. Историк и политолог Султан Акимбеков в авторской колонке на Tengrinews.kz вспоминает те события и объясняет, почему они, собственно, привели к фактическому разрушению бюрократической вертикали власти в СССР и завершению истории этого государства. А также размышляет о позиции руководства Казахстана по отношению к путчу и последствиях для страны.
Официальный распад СССР через несколько месяцев в декабре 1991 года был только оформлением уже свершившегося факта.
При этом надо всегда учитывать, что это сегодня мы называем события 19-21 августа путчем и неудавшейся попыткой переворота. Если бы он удался, то его называли бы по-другому. В истории, как известно, неудавшийся переворот называют путчем или мятежом, а удавшийся, соответственно, революцией или спасением от какой-то угрозы.
Вот и путчисты 19 августа 1991 года фактически пытались спасти СССР, который неумолимо разваливался в условиях либерализации, начатой генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым.
Вернее, конечно, то, что они хотели спасти не сам СССР, а его военно-политическую систему, в то время как их оппоненты из окружения Горбачёва считали, что у этой модели нет будущего и стремились к реформам. При этом они не были либералами, за редким исключением. Они были прагматиками, которые полагали, что нужно реформировать весьма неэффективную экономическую и политическую системы и таким образом придать СССР новый импульс для развития.
Собственно, насчёт неэффективности тогда особых вопросов ни у кого не было. Население наблюдало это в повседневной жизни, в то время как осведомлённые люди во власти знали, что военные расходы чрезмерны, а военно-промышленный комплекс и армия отказывались их сокращать. В СССР до самого его конца производили тысячи танков и всего прочего, потому что нужно было обеспечить работу всем предприятиям ВПК и занятость миллионам работников.
Падение цен на нефть после 1985 года, тогда Саудовская Аравия выбросила её на рынок в огромных объемах, оставило СССР без валюты для импорта оборудования и самое главное — без продовольствия.
Кроме того, в СССР продолжали тратить много на имперскую политику: поддержку самых разных государств по всему миру и не только из социалистического лагеря.
Во внутренней политике неэффективность плановой экономики привела к острейшему дефициту, который покрывался импортом. К тому же к 1991 году сказался негативный эффект либеральных реформ в экономике — ослабление плановой системы привело к росту денежной массы и инфляции, а также разрыву существовавших ранее производственных цепочек.
Дефицит, очереди — типичное фото для конца 1980-х в СССР. Фото из открытых источников
Это были реформы сверху. Горбачёв и его сторонники считали, что можно реформировать плановую экономику и одновременно создать систему самоуправления на всех уровнях. Но при этом они хотели сохранить бюрократическую вертикаль власти в лице партийной и хозяйственной номенклатуры, которая, собственно, организовала бы и возглавила реформы.
Однако если однажды начать либеральные реформы, то очень трудно бывает остановиться. Дело в том, что любая либерализация в весьма жёсткой военно-политической системе приводит к высвобождению всех тех противоречий, которые ранее в ней находились под давлением государственной власти.
Одновременно происходит кризис жёсткой бюрократической вертикали управления, которая отличается негибкостью и отсутствием эффективности.
В то же время в СССР просто не было институтов самоуправления, которые были типичны для жёстких политических режимов в Европе — в Испании, Португалии, Греции. При их падении в последние десятилетия XX века на смену как раз и пришли такие институты. Потому что исторически в любой европейской стране, как минимум, всегда есть городское самоуправление.
Соответственно, в Испании, Португалии и Греции было сравнительно несложно восстановить функционирование самоуправления на всех уровнях, которое всегда находится в основе любой демократии.
В СССР полагали, что либерализация сама по себе создаст институты, даже если их до этого не существовало. Парадокс здесь заключается в том, что в истории России уже был прецедент с попыткой либерализации в 1917 году. Тогда вся энергия политически активной части общества была направлена на подготовку к Учредительному собранию, которое и должно было определить характер новой демократической власти.
Советский плакат: к XXVII съезду КПСС
При этом их попытки создать местное самоуправление наталкивались на сопротивление местных общин — в основном крестьян. Последние предпочитали общинные формы самоорганизации и лучше всего им соответствовали Советы народных депутатов.
Крестьяне и близкие к ним городские рабочие более комфортно чувствовали себя именно в Советах. Они не хотели самоуправления европейского образца по территориальному принципу. Поэтому в 1917 и особенно в 1918 году шло жёсткое противостояние в различных городах и губерниях между либеральной частью общества, в основном — молодёжью, поддерживающей земское самоуправление по территориальному принципу и крестьянскими общинами, которые выступали под флагом Советов.
В 1991 году крестьянских общин уже не было, но не появилось также и самоуправление.
В целом общество было аморфным за исключением отдельных активных групп населения. Как следствие советского периода, оно ещё было атомизированным, состояло из множества индивидов, которые не были приспособлены к взаимодействию, что является ключевым условием самоуправления на местном уровне.
Это было связано с тем, что при СССР всем управляла бюрократия.
Но в 1991 году бюрократия оказалась в тяжёлом кризисе.
Характерно, что и в 1917 году российская бюрократия после февральской революции практически исчезла с политической сцены. Потому что была негибкой и могла существовать только в централизованной бюрократической государственности.
Большевики потом и воссоздали заново такую государственность на другой идеологической основе.
В 1980-х история повторилась, на этот раз — с советской бюрократической системой. Сверху ей предложили организовать и возглавить либеральные реформы, причём одновременно и в общественных отношениях, и в экономике. С этими задачами она не смогла справиться. К лету 1991 года стало очевиден кризис государственной вертикали власти. Она не справлялась с управлением страной в ситуации, когда, с одной стороны, начались рыночные реформы, а с другой — происходила децентрализация власти на фоне либеральных реформ.
Все процессы в СССР происходили для бюрократии слишком интенсивно. Но самым большим вызовом для неё был новый союзный договор, который должен были подписать 20 августа 1991 года.
В некоторых из них развивались национально-демократические движения, как в странах Балтии, на Кавказе, в Молдове, Таджикистане и Украине. В других усиливалась местная бюрократическая система, как в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане.
Самый большой парадокс того времени заключался в позиции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — РСФСР. Её руководство во главе с Борисом Ельциным вело борьбу против союзной бюрократии. По сути, в РСФСР возник союз части местной бюрократии с либеральными движениями.
Когда они начали борьбу за права РСФСР, как одной из союзных республик, это фактически и стало началом конца СССР. Получилось, что одна часть российской бюрократии боролась против другой.
Новый союзный договор, который заменял договор 1922 года об образовании СССР, должны были подписать в Москве 20 августа 1991 года. В результате должна была быть образована конфедерация — как союз свободных государств, где за центром закрепляются вопросы обороны, внешней политики и финансов.
Для общесоюзной бюрократии это означало конец прежней модели государства.
А до этого момента стороны проводили активные консультации. 29 июля 1991 года на даче в Ново-Огарево произошла встреча Горбачёва, Ельцина и Назарбаева.
Это был тактически тонкий ход последнего. Активная деятельность на общесоюзном уровне позволяла ему поддерживать хороший имидж среди либеральной общественности, а также среди представителей союзных республик.
В свою очередь, активная политика на уровне всего СССР укрепляла позиции Назарбаева внутри Казахстана. В частности, местная либеральная общественность не могла не учитывать его влияния на либералов из Москвы.
В то же время местная казахстанская бюрократия видела в нем шанс на сохранение стабильности в условиях очевидного кризиса в рамках СССР. В 1991 году и позднее это сыграло свою роль в процессе перехода к независимости.
Среди прочих вопросов Горбачёв, Ельцин и Назарбаев обсуждали кадровые перестановки, которые должны были произойти после 20 августа. Назарбаев должен был стать премьер-министром нового правительства вместо Валентина Павлова. Ельцин требовал снятия Крючкова и Язова. Назарбаев был против Янаева. В ходе разговора Горбачёв согласился снять Крючкова и Янаева, но отстоял Язова.
Владимир Крючков — глава КГБ СССР, сыграл ключевую роль в подготовке путча, отвечал за силовую поддержку ГКЧП.
Дмитрий Язов — министр обороны СССР, единственный маршал Советского Союза, участвовавший в ГКЧП, позднее признал свою ошибку.
Геннадий Янаев — вице-президент СССР, формально возглавивший ГКЧП как и.о. президента, стал символом провала путча из-за своей неуверенной позиции.
Однако разговор был записан КГБ. Крючков тут же приказал готовить план введения чрезвычайного положения. 17 августа на секретном объекте он собрал будущих участников путча, в который вошли практически все представители высшей бюрократии.
18 августа они отправили в Крым, где отдыхал Горбачёв, делегацию в следующем составе: глава его аппарата Болдин, два секретаря ЦК КПСС и командующий сухопутными войсками Варенников. С ними прибыл начальник службы охраны КГБ, который приказал отключить все линии связи в резиденции.
Представители из Москвы предложили Горбачёву: либо он подписывает указ о чрезвычайном положении, либо передает полномочия Янаеву и остается в Крыму до завершения оперативных мероприятий. Горбачёв отказался. Его отказ поставил заговорщиков в сложное положение. Теперь они оказывались вне закона.
18 августа Янаев подписал указ о создании комитета по чрезвычайному положению, которому переходила вся власть в стране. Утром 19 августа Крючков собрал высших чинов КГБ и заявил, что перестройка завершается и вводится чрезвычайное положение. Собственно, с этого момента начинаются активные действия.
Один из самых знаменитых кадров периода ГКЧП и в истории СМИ в целом. Борис Ельцин обращается к москвичам с башни танка, 19 августа 1991 года. Источник: Ельцин Центр
Характерно, что Ельцин прилетел из Алматы в ночь на 19 августа. В Казахстане он находился с 16 августа. Вместе с Назарбаевым они обсуждали ситуацию вокруг подписания нового союзного договора.
Позднее выяснилось, что имени Ельцина не было в кратком списке из 70 фамилий, который Крючков направил командующему Московским округом для их ареста. В нём были Эдуард Шеварднадзе и Александр Яковлев, но не было Ельцина.
С ним путчисты хотели договориться, потому что у него были противоречия с Горбачёвым. Поэтому было решено, что если Ельцин пойдёт на сотрудничество, то его не будут трогать, если нет — то его арестуют за нарушение чрезвычайного положения.
Такие действия путчистов наглядно демонстрируют, насколько они не учитывали изменений, которые произошли в процессе либерализации в России. В том числе они не учли эрозию бюрократической власти. Они полагали, что демонстрация силы позволит вынудить либеральную часть общества принять перемены. В частности, были закрыты все газеты соответствующего профиля.
Но на пресс-конференции ГКЧП в пресс-центре МИД СССР, которая проходила в прямом эфире, оказались журналисты закрытых изданий и им дали задать свои вопросы. Татьяна Малкина из "Независимой газеты" спросила Янаева:
"Понимаете ли вы, что прошедшей ночью произошёл государственный переворот. Какое сравнение вам кажется более корректным — с 1917 или 1964 годом?"
Следующий вопрос прозвучал от иностранцев:
"Не консультировал ли их генерал Пиночет, организовавший переворот в Чили в 1973 году".
Янаев и другие путчисты в прямом эфире выглядели растерянными и неубедительными. Вечером в программе "Время" показали ситуацию вокруг Белого дома, где строили баррикады. Это была наглядная демонстрация неэффективности системы.
Пресс-конференция Государственного комитета по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП СССР), 19 августа 1991 года. Источник: стоп-кадр из информационного выпуска программы "Время"
Утром 20 августа в служебной записке КГБ были указаны ошибки ГКЧП. В ответ Крючков, Язов и Пуго (Борис Пуго — министр внутренних дел СССР, один из участников ГКЧП, после провала путча покончил с собой — прим. редакции) приказали готовить план штурма Белого дома.
Характерно, что всеобщей забастовки, к которой призывал Ельцин, так и не произошло. В СССР всё оставалось спокойным. В национальных республиках — в странах Балтии, на Кавказе и в Украине — выступили с осуждением переворота.
20 августа Ельцину в Белый дом по городскому телефону, который не был отключён, дозвонился президент США Джордж Буш. Ситуация вышла на глобальный уровень. В ГКЧП понимали, что времени нет, и отдали приказ на штурм Белого дома ночью, когда многие митингующие разойдутся.
Операция называлась "Гром". Десантники должны были разогнать толпу, после чего в здание с применением оружия должен был ворваться спецназ КГБ "Альфа" и арестовать Ельцина. Среди них были те, кто штурмовал в 1979 году дворец президента Афганистана Амина в Кабуле.
Ночью погибло несколько митингующих — те, кто пытался блокировать колонну бронетехники. После этого инцидента Язов рано утром дал команду остановиться. Военные не хотели повторения ранее происходивших ситуаций в Тбилиси и Вильнюсе, где им сначала дали команду разогнать митинги, а потом сделали крайними. Командующий внутренними войска также отказался выполнять приказ, если армия не будет участвовать.
В 8 утра Язов дал команду вывести войска из города. По сути, это был конец переворота. Без армии и внутренних войск, только силами КГБ было невозможно продолжать активные действия.
Крючков тут же позвонил Ельцину и сказал, что штурма не будет. Затем и Язов, и Крючков полетели в Крым к Горбачёву, чтобы попытаться договориться. На обратном пути их арестовали. На этом путч завершился.
На первый план вышли союзные республики, основную роль среди которых играла Россия, которая в декабре 1991 года подписанием Беловежских соглашений с Беларусью и Украиной прекратила формальное существование СССР.
Характерно, что руководство Казахстана в дни путча выдержало тактическую паузу. Потому что провал ГКЧП не был предопределён. С учетом наличия в республике советских военных и спецслужб, а также просоветских настроений существенной части общества, казахстанские власти не имели права на ошибку.
Хотя Назарбаев выступил с заявлением 19 августа, когда в Москве ещё ничего не было решено. В заявлении был сделан акцент на том, что надо действовать на основе конституционности.
Вырезка из газеты "Южный Казахстан" от 20 августа 1991 года
Отношение к событиям 19-21 августа сегодня во многом определяется собственной политической позицией того, кто об этом вспоминает. У многих до сих пор есть ностальгия по СССР, по масштабу его деятельности и социальной политике. Поэтому они критически настроены к либерализации в СССР, к Горбачёву, Ельцину и считают, что Советский Союз можно было сохранить.
В то же время либерально настроенная часть общества считает, что СССР был обречён. В то время как последовавшая затем неудача либерального проекта связана с реваншем представителей бюрократии.
Тем не менее, самым важным итогом как начатой Горбачёвым либерализации в СССР, так и неудачной попытки её остановить в августе 1991 года, несомненно, стала независимость всех тех государств, которые образовались после его распада.
Сегодня в независимых государствах только меньшая часть общества ностальгирует по СССР, особенно среди молодёжи. Время этой большой и мощной империи прошло, и она ушла в историю.
Читайте другие материалы автора:
Оправданна ли месть, или Почему признать Палестину решили только сейчас
Земля, права женщин, калым, ставка на либерализацию. 108 лет с первого Общеказахского съезда
Первый крестовый поход. Кочевники против крестоносцев
"Мы наблюдаем только верхушку айсберга". Эксперт о ситуации между Азербайджаном и Россией