- Президент США Дональд Трамп разослал абсолютно одинаковые письма, в которых заявил о повышении торговых пошлин для ряда стран, включая Казахстан, Японию и Южную Корею, что может повлиять на экономику этих стран.
- Пошлины планируется ввести с 1 августа 2025 года, и они могут достигать 25 процентов для Казахстана и других стран.
- Казахстан заявил, что новые пошлины не затронут около 95 процентов экспорта в США.
- Но повышение пошлин вызвало негативные реакции в Японии и Южной Корее, чья экономика сильно зависит от торговли с США.
- Трамп также разослал вторую партию писем с повышением пошлин для других стран, в том числе Бразилии, которая получила 50 процентов пошлины из-за судебного процесса над бывшим президентом.
- Кстати, в некоторых СМИ звучала версия, что Трамп может использовать новые тарифы как инструмент давления на некоторые страны, если президенту США не нравится, что там происходит.
- Эксперты также связывают новые пошлины с желанием США сократить торговый дефицит и снизить зависимость от Китая. Но эффект может быть совсем другим.
- Эксперты также отмечают, что Казахстан будет вести переговоры с США по этому поводу, но проблема в том, что Трамп абсолютно непредсказуем.
- Касым-Жомарт Токаев направил ответное письмо президенту США, в котором отметил, что Казахстан "привержен развитию справедливых, предсказуемых, взаимовыгодных торговых связей".
- Аналитики предупреждают, что такие меры со стороны Соединенных Штатов могут тормозить развитие глобальной экономики и привести к торговым войнам.
В понедельник вечером, когда весь Казахстан готовился к рабочему дню после длинных выходных, президент Америки Дональд Трамп опубликовал в своей сети Truth Social 14 официальных писем о повышении тарифов, в том числе и на имя Касым-Жомарта Токаева. Все письма были абсолютно одинаковыми, в них менялись только названия стран и суммы торговых пошлин.
"Для меня большая честь направить вам это письмо, поскольку оно демонстрирует прочность и приверженность нашим торговым отношениям, а также тот факт, что Соединенные Штаты Америки согласились продолжать сотрудничество с Казахстаном (Японией, Южной Кореей, Южной Африкой, Лаосом, Тунисом и так далее – прим. редакции), несмотря на значительный дефицит торгового баланса с вашей великой страной", – говорилось в каждом письме.
Далее следовала информация, когда именно будут повышены пошлины (1 августа) и на сколько (у каждого свой процент). И в конце Трамп напомнил, что ответное повышение ни к чему хорошему не приведет:
"Если по какой-либо причине вы решите ввести свои тарифы, то, на каком бы уровне вы их ни установили, эта цифра будет добавлена к нашим 25 процентам. Пожалуйста, поймите, что эти тарифы необходимы для исправления торговых барьеров. Торговый дисбаланс представляет собой серьезную угрозу нашей экономике и, по сути, нашей национальной безопасности".
В Казахстане это письмо никого не шокировало. Журналисты достали из архивов новостей апрельские сообщения о том, что введенные американские тарифы затронут малую часть казахского экспорта в Америку. Чуть позднее Министерство торговли и интеграции Казахстана опубликовало заявление касательно новых тарифов, которое подтвердило уже имеющуюся информацию:
"Принятые меры не затронут около 95 процентов экспорта Казахстана в США" и "в рамках работы по сохранению предсказуемого торгового режима для казахстанских товаров Правительство Республики Казахстан направило в Администрацию Белого дома США конкретные предложения и инициативы по улучшению условий взаимной торговли".
Гораздо более драматичная реакция была в таких странах, как Южная Корея или Япония. Импорт в этих государствах во многом ориентирован на американский рынок, и повышение пошлин может серьезно отразиться на их экономике.
Например, в своей колонке для New York Times корреспондентка из Токио Ривер Акира Дэвис (River Akira Davis) пишет, что Япония пережила "дипломатический удар" (Diplomatic Whiplash), когда получила то самое письмо.
Дело в том, что в апреле 2025 года, когда президент США объявил о повышении тарифов, правительство Японии не раз заявляло, что готово вести переговоры и искать компромиссы. После этого премьер-министр Сигэру Исиба встречался с Дональдом Трампом в Белом доме, и лидеры обеих стран подтвердили свою приверженность продолжать выгодные двухсторонние отношения, которые американские дипломаты называют "самыми важными отношениями в мире".
Но, несмотря на то что процесс шел, казалось бы, в понятном направлении, Япония оказалась в числе стран, которые на этой неделе первыми получили уведомления о повышении тарифов. Товары из Японии, для которой американский рынок является самым главным, с 1 августа должны будут облагаться 25-процентными пошлинами.
Еще хуже ситуация в Южной Корее. Экономика этой страны гораздо сильнее зависит от торговли с Америкой: экспорт составляет более 40 процентов ВВП по сравнению с 20 процентами у Японии. Тем более что президент этой страны Ли Чжэ Мен приступил к своим обязанностям всего месяц назад. Исследователи Центра Карнеги называют повышение тарифов для Южной Кореи ультиматумом Трампа. И замечают, что их введение демонстрирует, что отношения США с ключевыми азиатскими союзниками перешли от стратегического партнерства к чему-то вроде экономического принуждения.
Пошлины как наказание за внутренние дела, которые не нравятся Трампу?
В среду, 9 июля, Дональд Трамп в своей социальной сети Truth Social опубликовал вторую партию писем о повышении пошлин. На этот раз для восьми других государств. И сообщил: "Тарифы сделают нашу страну БУМ" (Tariffs are making our Country BOOM).
Эти письма полностью дублировали разосланные в понедельник, в них точно так же менялись только названия стран (Бразилия, Ирак, Шри-Ланка, Молдова, Филиппины и так далее) и проценты, на которые повышаются торговые пошлины – от 10 до 50.
"Этого судебного процесса не должно быть", – заявил Трамп в письме, опубликованном на сайте Truth Social:
"Это охота на ведьм, которая должна быть прекращена НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО!"
Журналисты из CNBC заметили, что ставка на импорт вводится в качестве наказания для страны, чьи внутренние политические и правовые дела не нравятся Трампу.
Из Бразилии поспешили ответить:
"Судебный процесс против тех, кто планировал государственный переворот, находится в исключительной компетенции бразильской судебной системы и поэтому не подлежит никакому вмешательству или угрозам, которые могли бы поставить под угрозу независимость национальных институтов", – написал в сети X президент Бразилии Лула да Силва.
Мысль о том, что новая тарифная политика США строится не на реальном торговом дефиците, продолжают и авторы обзорного материала в New York Times. Они говорят о желании Америки создать цепочки производств, которые будут меньше зависеть от Китая, и уточняют, что для многих стран, которые попали в список адресатов американского президента, Китай может стать лучшим вариантом для сотрудничества. В этом контексте журналисты вспоминают Казахстан, называя его страной, которая стоит "перед выбором между экономическими сверхдержавами":
"В прошлом месяце Казахстан объявил, что договорился о сотрудничестве с Китаем в области энергетики, аэрокосмической промышленности, сельского хозяйства и электронной коммерции. Касым-Жомарт Токаев, Президент Казахстана, после встречи с высшим руководителем Китая Си Цзиньпином, заявил, что отношения между двумя странами вступили в новую золотую эру, в том числе потому, что Пекин не выдвигает никаких политических условий в обмен на сотрудничество".
Казахстанский политолог, директор Института азиатских исследований Султан Акимбеков говорит, что прогнозировать дальнейшие действия президента Америки довольно сложно:
"Трамп достаточно непредсказуем. Он, может, завтра поменяет свое мнение, передумает – это известный фактор. Просто общая тенденция, она связана с тем, что есть дефицит торгового баланса США, и он хочет этот дефицит исправить".
По его словам, Япония, Южная Корея и другие страны из этих списков действительно активно торгуют с США. Однако не со всеми странами у Америки есть дефицит торгового баланса, тем более большой.
"Ну и другой вопрос – тогда давайте учитывать экспорт услуг. Наверняка все остальные страны, которые попали под пошлины, ставят вопрос насчет экспорта услуг. В этом отношении у американцев громадный профицит. Все эти онлайн-гиганты – Amazon, Google, Microsoft – это же американские компании, которые получают деньги за свои услуги в наших странах. Поэтому если считать товарную составляющую, то и услуги тоже", – предлагает Акимбеков.
Кстати, рассказывая про новый пакет писем, Al Jazeera со ссылкой на статистическое бюро США перечисляет суммы торгового дефицита, который есть у Америки с этими странами – от 85 миллионов долларов у Молдовы до 5,9 миллиарда с Ираком.
Согласно данным того же американского бюро, торговый дефицит между США и Казахстаном в период с января по май 2025 года составляет 2,8 миллиарда долларов.
Что дальше?
Западные медиа, придерживающиеся демократического курса, скептически смотрят на попытки Дональда Трампа серьезно повлиять на американскую экономику с помощью повышения тарифов. Более того, аналитики утверждают, что эти меры могут иметь даже обратный эффект, потому что будут тормозить развитие инноваций, от которых во многом зависит экономика Штатов.
Для Казахстана прямых последствий нынешние пошлины, как уже было сказано, не несут. Впрочем, переговоры, как анонсировал Президент Казахстана, будут продолжаться.
"Переговоры наверняка какие-то были, и в любом случае они будут продолжаться. Но с экономической точки зрения для нас, насколько я понимаю, это не является какой-то особо большой проблемой", – говорит Акимбеков.
Однако во всей этой ситуации он тоже видит косвенное влияние на Казахстан:
"Ничего хорошего в этом нет, конечно, потому что эти инициативы сказываются на развитии глобализации. А для нас это всегда очень чувствительный вопрос. Казахстан как страна, которая находится в центре континента, заинтересована, чтобы глобализация продолжалась. Но, увы, эти пошлины могут привести к торговым войнам, то есть к войне протекционизма".
Политолог делает вывод, что для глобализации и в целом того мира, в котором мы привыкли жить, наступают тяжелые времена.
Читайте по теме:
"Письмо Трампа о 25-процентной пошлине: чего ждать Казахстану"
"Касым-Жомарт Токаев ответил Дональду Трампу"
"Минторговли Казахстана сделало заявление по новым пошлинам Трампа"