“Не называйте меня женщиной“. Почему казахстанки боятся взрослеть

Юлия Колмогорова
Юлия Колмогорова Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
“Не называйте меня женщиной“. Почему казахстанки боятся взрослеть Изображение сгенерировано ИИ

Женский возраст в Казахстане — вопрос сакральный и очень эмоционально заряженный. С ним связаны общественные стереотипы, ожидания и негласные правила поведения. А обращения "женщина", "тате", "апай" и другие, отражающие женский возраст, выходят далеко за рамки языка и затрагивают культуру, традиции, психологию, а иногда даже женское достоинство.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • В Казахстане женский возраст воспринимается как табуированная тема, связанная с общественными стереотипами и ожиданиями.
  • Такие обращения, как "женщина" и "тате", часто вызывают негативные эмоции у казахстанок, так как воспринимаются как указание на возраст.
  • Негативная реакция на обращение "женщина" также может быть связана с культом молодости и историческим контекстом, где женщину часто ассоциировали с трудом и обязанностями.
  • В материале также рассматривается эйджизм в Казахстане в целом, который затрагивает как женщин, так и мужчин, и проявляется в сфере занятости и социальных нормах.
  • Исторически в казахском обществе возраст женщины повышал её статус, однако современная культура, влиянию которой подверглось общество, изменила это восприятие.
  • Гендерный эксперт Аида Альжанова отмечает, что эйджизм является проблемой как для женщин, так и для экономики страны в целом.
  • Автор статьи предлагает переосмыслить современные обращения и рассмотреть введение более уважительных терминов и отказаться от эйджизма.

Корреспондент Tengrinews.kz рассуждает об этой щепетильной теме, разбирает её с экспертами, выясняет, что за обидами на обращение кроются социальные проблемы и барьеры, а также рассказывает трагикомические истории, свои и чужие.

Вступление от автора

Впервые свою женскую старость я отчётливо ощутила очень давно — в возрасте 26 лет. На каком-то мероприятии малознакомая гостья задала мне вопрос: "Какого ты года?" Это странная формулировка, но молодые люди в Казахстане нередко спрашивают друг друга о возрасте именно так. Услышав ответ, она с неприятным изумлением воскликнула:

"Что?! Уже двадцать шесть! Ничего себе, как ты хорошо сохранилась!"

И пристрастно уставилась мне в лицо, видимо, пытаясь отыскать разрушения, оставленные безжалостным временем. Я ощутила неловкость. От этого "сохранилась" попахивало археологией. Как будто строгий экскурсовод в больших очках и серой шерстяной юбке опускает указку на застеклённый стенд и произносит: "Посмотрите, как хорошо сохранились эти окаменевшие останки мамонта". Скажем прямо, на мгновение я почувствовала себя неприлично старой.

Вся действительность моей постсоветской юности подтверждала: возраст женщину не красит — это дефект; и лучше его скрывать, как "неудачные ноги — под макси". Взрослые женщины на моей первой работе, приносившие торты по случаю дня рождения, кокетливо сообщали, что им "исполнилось 18". А соседка на лавочке, в очередной раз выяснив, что свадьбы ни у кого из нас, молодых девушек, не намечается, огорченно советовала поторопиться. Потому что скоро мы "выйдем в тираж":

"Кому вы будете нужны после двадцати? Вам на пятки уже наступают новые девочки, 16-17-летние. Выйдете в тираж", — авторитетно разъясняла она.

Казалось бы, сейчас представления о возрасте, женском и не только, изменились. К примеру, ВОЗ совсем недавно порадовала взрослых жителей планеты обновлёнными возрастными границами:

Справка: Новая возрастная градация ВОЗ. Молодой возраст: 18–44 года. Средний возраст: 45–59 лет. Пожилой возраст: 60–74 года. Старческий возраст: 75–89 лет. Долгожители: 90 лет и старше.

Как видно, теперь официально разрешено "не выходить в тираж" и считать себя молодыми до 44 лет. Но в казахстанской реальности женский возраст до сих пор остаётся не совсем приличной, табуированной темой.

А недавно наша редакция столкнулась с тем, что существует ещё и очень обидное слово, с ней связанное.

Обидное слово № 1. "Она не женщина!"

В одном из наших Instagram-аккаунтов — tengri.almaty (обязательно подписывайтесь, если ещё не успели) - опубликовали пост с заголовком "Женщина сорвалась в обрыв в горах Алматы", под которым отметилось около трёхсот неравнодушных комментаторов:

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Tengri Almaty (@tengri.almaty)

Что удивительно, сам факт падения взволновал лишь нескольких человек. Подавляющее большинство возмущённо комментировали словосочетание, которое было в посте: "женщина 2000 года рождения".

Скриншоты из социальной сети Instagram

Читательницы удивлялись, ругались, огорчались. Обратите внимание на количество лайков под каждым комментарием. Закончилось всё тем, что сама героиня поста написала в редакционный "Ватсап":

"Я не женщина, мне всего 24 года, а выгляжу я на 20".

После чего наш молодой эсэмэмщик, скопировавший злополучное "женщина 2000 года рождения" из полицейской сводки, совершенно не подозревая о боли, которую причинит читательницам, дополнил текст: "женщина (девушка) 2000 года рождения".

Обидное слово № 2. "Я не татешка!"

А ранее, весной, в сети завирусилось видео из Кокшетау, в котором звучало уже казахское "обидное слово":

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от КОКШЕТАУ (@kokshe_city_03)

В кадре болельщики поддерживают марафонцев, и в какой-то момент бодрый и молодой мужской голос выкрикивает в адрес бегуньи:

"Татешка, мы с вами, давайте, до конца!"

На что та прямо на бегу с обидой отвечает:

"Я не татешка!"

Под постом комментаторы также активно выражали возмущение:

Скриншоты из социальной сети Instagram


Правда, были и те, кто счел такое обращение вполне уместным:

Скриншоты из социальной сети Instagram

Чтобы понять, почему слово "женщина" вызывает у многих негативный отклик и даже воспринимается как оскорбление, мы решили сначала опросить самих казахстанок разных возрастов. А потом узнать о причинах такой реакции у психологов и других экспертов.

"Что вы чувствуете, когда к вам обращаются "женщина"?

С., 43 года:

"Я вот заметила, что мужчины почти всегда обращаются ко мне "девушка", а вот престарелые тётки - всегда "женщина", и из их уст это реально звучит как оскорбление))) А ещё "я женщина" звучит гордо, и как будто туда вкладывается всё твоё внутреннее содержание и набор каких-то качеств. А вот обращение "женщина" — как будто человек хочет обозначить твой возраст и всегда в какой-то уничижительной форме))) Но это моё субъективное ощущение)

Если для статьи важен возраст, то мне 43) да, я женщина, но не надо ко мне так обращаться)))"

Жанна, 35 лет:

"Очень неприятно слышать это примитивное "женщина", фактически как "человеческая особь женского пола ". Интеллигентный человек не позволяет себе такое обращение".

Наталья, 54 года:
"Меня не обижает такое обращение, у нас младшие дети, обращаясь к старшим, даже если не намного, на 2-4 года, старше, говорят с уважением "ага" (брат), "апа" (сестра). Я с запада Казахстана, город Уральск".

Лэля, возраст не указан:

"Я филолог. У меня неприятные чувства вызывает слово "тате". Мне кажется, что это взрослит меня, а я, как и любая женщина, хочу быть молодой".

Наталья, 37:

"Для меня обращение "женщина" не обидно".

Асем, 42 года:

"Мне не нравится обращение "женщина", потому что я слышала его в свой адрес только пару раз от незнакомых женщин в момент конфликта)) И это слово они прям интонацией выделяли, акцентировали это "женщЫна" — явно, чтобы сделать неприятно. А в повседневной жизни ко мне обращаются "девушка". Даже беременной с животом в транспорте, уступая место, говорили "садитесь, девушка" — было немного смешно".

Милана, 38 лет:

"Нет, меня обращение "женщина" нисколько не задевает. Я женщина — и мне нравится это слово) Девушка — это что-то молодёжное) А женщина — это про страсть, про силу, про возраст. Классное слово)".

При опросе мнения разделились. Но почему слово "женщина" может звучать обидно с психологической точки зрения?

"Женщина" — это про "пахать и терпеть"

По мнению психолога Юлии Беляниной, негативную нагрузку обращению "женщина" придаёт:

  • во-первых, культ молодости, господствующий сейчас в нашем обществе;
  • а во-вторых, исторический и социально-культурный контекст.

Эксперт отметила для начала, что само по себе слово "женщина" нейтрально. В Большом толковом словаре русского языка оно имеет следующее значение: "Лицо, противоположное по полу мужчине. Например, молодая женщина, женщина средних лет, замужняя женщина".

В словаре Ожегова "женщина" определяется как "лицо женского пола, вступившее в брачные отношения". Но если смотреть с психологической стороны, восприятие слова "женщина" в нашем обществе связано с возрастом:

"С психологической стороны — в слове "женщина" слышится что-то про возраст, зрелость, иногда даже "старость". Для многих это болезненно. Особенно у нас, где культ молодости прям вшит: морщинка — трагедия, 30 лет — уже "поздно". Вот и получается: когда к тебе обращаются "женщина", в голове щёлкает: "а я что, уже старая?" — объясняет психолог.

По её словам, социально-культурная история тоже дала о себе знать:

"В Советском Союзе "женщина" часто звучало в связке с "труженица", "мать", "героиня труда". Звучит почётно, но в реальности это чаще про "надо пахать и терпеть". И до сих пор для многих это слово тянет за собой груз обязанностей, а не лёгкость и женственность".

Есть ещё момент менталитета, продолжает Юлия Белянина, в русском языке "женщина" редко используется как нейтральное обращение, например, как европейское madame или signora. Чаще всего мы слышим его в раздражительном контексте, как окрик: "Женщина, вы куда без очереди?!"

И это тоже сделало своё дело.

Также эксперт подчёркивает, что реакция на это обращение индивидуальна, потому что каждая женщина внутренне идентифицирует себя по-разному:

"А ещё, если честно, мы сами внутри себя часто не определились — мы девушки, леди, женщины, матери, девчонки? И наверное, это нормально: чувствовать себя по-разному в разные периоды. В общем, реакция на "женщина" — это не про слово, а про то, какой след оно оставило в нашей культуре и в личной истории каждой".

"Попробуйте не обижаться, а воспользоваться предубеждениями"

Другой психолог — Екатерина Курасова-Ким - отмечает, что "представительницам прекрасного пола" хочется оставаться "девушками" в любом возрасте. Это из-за того, что пропаганда в соцсетях продвигает сейчас прибыльный тренд на молодость. Но она рекомендует относиться к обращению "женщина" философски:

"Помню, когда меня саму впервые назвали "женщина", я была в шоке! Ведь я ещё совсем молодая. Но, поразмыслив трезво, решила, что это факт, а на факты обижаться глупо. Ведь всё кроется в восприятии самого слова. Какое значение я ему придаю? Если, предположим, в своей голове вы зафиксируете определение "женщина — человек женского пола детородного возраста" и будете воспринимать это именно так, то подобное обращение вас не оскорбит и не обидит".

Но при этом спикер призывает, учитывая негативную реакцию наших женщин на это слово, по возможности не употреблять его в качестве обращения:

"И ещё: нам всем приятно получать комплименты, но ещё приятнее их говорить! Если в какой-нибудь официальной инстанции вы обратитесь "девушка" к женщине "бальзаковского возраста", скорее всего, ваш вопрос решится быстро и положительно. Пользуйтесь!"

Мужской эйджизм в Казахстане. Молодая была немолода

Однажды мы с коллегами ехали с работы на такси. Водитель — седые волосы, лицо в морщинах, тяжёлая фигура с солидным животом — завёл с нами разговор и вдруг спросил коллегу, сидящую на переднем сиденье, тоненькую Айку с детским лицом: "Сколько тебе лет?"

Услышав, что ей 25, разочарованно протянул:

"Ааа... Немолодая уже..."

Моя прогрессивная редакция в тот момент просто захлебнулась от возмущения.

Признаем честно: эйджизм в нашем обществе существует. А обывательский мужской эйджизм по отношению к женщинам оставляет далеко позади пропаганду культа молодости в соцсетях.

Справка: Эйджизм — это форма дискриминации и предвзятости по отношению к человеку из-за его возраста. Он может проявляться как в сторону пожилых людей (например, стереотипы о "несовременности" или "бесполезности"), так и в сторону молодых (недоверие, обвинения в "незрелости"). Эйджизм отражается в языке, социальных нормах, на рынке труда и в медицине, ограничивая права и возможности людей.

Эта мужская фиксация на женском возрасте — ещё одна возможная причина неприятия слова "женщина".

"У меня жена молодая! А у вас молодые?" — однообразно вопрошает при каждой встрече мужчина из компании друзей, женившийся на девушке помоложе.

"У меня есть женщина, она моложе меня", — зачем-то сообщает мне подробности родственник, которому я предлагаю познакомиться с обратившей на него внимание знакомой.

"А какого ты года?" — обязательно поинтересуются у женщины коллеги, даже взрослые и женатые.

В социальной сети Threads сейчас нередко встречаются посты о знакомствах. И если такой пост напишет женщина 40+, указав свой возраст, даже очень красивая и спортивная, именно комментаторы-мужчины обязательно массово отправят её "знакомиться на кладбище", "в очередь в поликлинику", "в пенсионный фонд", "возиться с внуками", "не позориться и не строить из себя 20-летнюю девочку".

Но бывают и совершенно патологические случаи.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Болат Айтмолда

"А сколько тебе лет, любимая?"

Одна моя знакомая, музыкант, преподаватель, поехала как-то на профессиональное мероприятие в Москву. И познакомилась там с прекрасным композитором, звездой, широко известной в узких кругах. Звезда пребывал в разводе и кризисе среднего возраста, но, пообщавшись коротко с моей знакомой, заметно воспрял. После официальной части они поехали гулять по столице, шутили, смеялись, держались за руки и даже поцеловались вечером в аэропорту, откуда преподавательница и улетала в Алматы.

Развернулся жаркий роман по "Ватсапу". Композитор готовился прилететь в отпуск уже в Казахстан. А также упаковывал в посылку подарки для любимой — ноты своих произведений, шоколадки и какие-то особенные авторские украшения. Мы с подругами следили за развитием сюжета, как за сериалом.

Но закончилось всё внезапно. В один недобрый вечер композитор вдруг спросил: "А сколько тебе лет, любимая?"

И, прочитав в мессенджере ответ, был шокирован. Изящная преподавательница маленького роста, веса и с типом лица "бэби-фейс", выглядевшая нежной девушкой 30+, оказалась — о ужас! — его ровесницей.

Женщиной! Сорока шести! Лет!

"Что...?!" — написал композитор и добавил ниже:

"......! Я в шоке. Тебе столько ни за что не дашь(((((((".

И немедленно выпил, не прощаясь, вышел из сети до самого утра. А затем нежный тон переписки резко сменился на хамовато-снисходительный. Видимо, кризис среднего возраста вернулся к музыканту.

Сами посудите: воздушная муза, как в страшной сказке, за одну ночь превратилась из источника красоты и вдохновения в старую ровесницу.

Конечно, она от этого хуже не стала, но во многих мужских головах (во всяком случае в нашей стране и, говорят, на постсоветском пространстве) существует эта непреодолимая магия цифр.

Никакой посылки и тем более приезда московского гостя в Казахстан внезапно постаревшая женщина не дождалась. Романтический проект был полностью свёрнут. 

Карьерный эйджизм. "Молодой и дружный коллектив"

Быть "девушкой", а не "женщиной" в нашей стране предпочтительнее не только в романтической, но и в деловой сфере. Впрочем, это касается не только женщин. Все знают, что устроиться на работу людям 40+ непросто.

Две мои подруги впали в кризис среднего возраста именно после долгого поиска работы. От которого, по их словам, возникало ощущение, что миру ты больше не нужна и впереди только старость и смерть.

Одна из них, назовём её М., вышла из декрета в 41 год и стала искать работу в своей творческой сфере. Но во всех подходящих вакансиях была приписка про "молодой и дружный коллектив", и на резюме поступали отзывы только из компаний "сетевиков" с предложениями сделаться менеджером по продажам.

М. удалось устроиться буквально чудом — она послала свою творческую работу на конкурс в международную компанию. И её пригласили на собеседование, не спросив резюме; а после взяли в штат.

Позже М. рассказывала, что её начальницей была отучившаяся за границей девушка (девочка, женщина?) 24 лет, которая, перебирая резюме новых потенциальных сотрудников, бросала некоторые в корзину с комментарием:

"Этой 28 лет, слишком взрослая, слушаться меня не будет".

Фото: Depositphotos.com

Корни женского эйджизма в Казахстане

У следующего спикера, международного гендерного эксперта Аиды Альжановой, мы решили узнать о причинах женского эйджизма в Казахстане: почему возраст женщины у нас так часто становится предметом обсуждения и давления?

"Корни женского эйджизма уходят в патриархальную культуру. Дело в том, что в патриархальной культуре у женщины нет субъектности. Она хранительница очага, мать семейства, то есть ей в первую очередь навязывается репродуктивная функция. А такой функцией обладают в основном молодые женщины", — объяснила эксперт.

Она отметила, что это влияние исторического контекста:

"Понятно, что раньше, сто лет назад, когда у женщин не было никаких прав, ни политических, ни экономических, они не учились в школе, они не были на рынке труда, единственная их функция была — завлечь мужчину, родить детей, для того чтобы получить хоть какую-то субъектность. У казахских женщин субъектность получала только мать семейства. И то если она родила наследников и дожила до преклонного возраста, она становилась очень уважаемой".

Аида Альжанова добавила, что раньше, как только женщины прекращали свою репродукционную функцию, они уже не представляли никакого интереса и были, может быть, даже нагрузкой.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

"Казахские женщины мечтали поскорее стать старухами"

О том, как было раньше, мы поговорили и с историком — Салтанат Асановой, кандидатом наук, ведущим научным сотрудником института истории и этнологии имени Чокана Валиханова. Спросили её, как воспринимался женский возраст в традиционном казахском обществе: приносил он какие-то бонусы или, наоборот, накладывал ограничения. И узнали, что раньше статус женщины увеличивался и укреплялся по мере её старения:

"Допустим, девочка бойжеткен — девушка, а затем келин — это женщина фактически без статуса, она никто. Её задача — доказать свою состоятельность, значимость, показать свои личные качества, вообще заслужить авторитет. После рождения первого ребёнка уже статус меняется. Но самое большое изменение статуса происходило, когда появлялись внуки от сыновей. С этого момента она получала статус "ене", "апа", "аже", и с этого момента начиналась самая счастливая жизнь женщины", — рассказала историк о гендерных и возрастных подходах у казахов в прошлом.

Салтанат Амиргалиевна добавила, что казахской женщине в традиционном обществе было очень сложно — фактически на ней лежала обязанность по сохранению аула, дома, семьи, её пропитания, благополучия и прочее: "Это был очень тяжелый такой груз. Но вот к моменту, когда она становилась бабушкой, то есть переходила в статус "аже" или "апа", она уже почти ничего не делала, только руководила".

В её подчинении находились невестки — и старшие, и младшие, и двоюродные, и прочие.

"Она становится неприкасаемой и вне подозрений, — историк продолжает описывать жизнь возрастной женщины в казахском ауле. — Она имеет право болеть. У неё всегда, как правило, болит нога, голова и ещё что-нибудь. И все должны в этот момент напрягаться и, значит, всячески ублажать".

Салтанат Асанова отметила также, что к мнению такой женщины прислушивались, ей прощались очень многие вещи, она могла говорить достаточно свободно:

"Она могла высказывать своё мнение. Её проклятие считалось самым серьёзным и самым опасным. Поэтому прогневить взрослую женщину, которая прожила жизнь, вызвать её проклятие считалось очень опасным. Все мужчины этого боялись и старались её не злить".

Мы поинтересовались у историка, каким же образом в нашем обществе произошёл такой резкий разворот: почему женский возраст из достоинства, придающего статусность, превратился в недостаток, который многие предпочитают скрывать, воспринимая обращения "женщина" и "тате" как обидные.

Салтанат Асанова предложила интересную версию: 

"Это связано с господством западноевропейской модели развития. Последние 30 лет мы живем как в Америке, в Европе, это для нас образцы. А в европейской культуре существует культ девушки, девственницы, идущий от культа девы Марии – непорочной и молодой. Позже этот образ перешёл в массовую культуру уже XX века".

Салтанат Амиргалиевна добавила, что лучшее в современной западной культуре — молодой человек: он самый успешный, у него насыщенная жизнь, он всё может. И поэтому реклама, массовая информация культивируют только молодость. Что, по словам историка, представляет полную противоположность нашему традиционному обществу, где женщины, наоборот, "хотели побыстрее стать старухами".

Собеседница поделилась и личным опытом, рассказав, что ей культ молодости не близок:

"Когда мне было 45 лет, у меня родилась первая внучка, я начала требовать на работе, чтоб меня все назвали "апай". И все сотрудники говорили мне "какая же вы апай?".

Приносит ли эйджизм вред?

Действительно ли сегодня в Казахстане эйджизм по отношению к женщинам выражен сильнее, чем по отношению к мужчинам, уточнили мы и у международного гендерного эксперта Аиды Альжановой.

Она подтвердила: эйджизм есть. И чем женщина старше, тем сильнее он выражен по отношению к ней. А также отметила, что, например, в международной практике очень много женщин, которые добились успеха в зрелом возрасте; в советах директоров корпораций, глобальных компаний много женщин старшего возраста.

А у нас?

"Можно наблюдать гендерную дискриминацию: женщина чем старше, тем меньше как бы у неё ценность в обществе. И это навязывают медиа, всякие журналы и социальные сети, где молодость женщины воспринимается как её социальное преимущество", — подчеркнула Альжанова и добавила:

"В политике тоже заметно это разделение. Хотя женщина после 50 — это вообще бесценный ресурс, особенно если она работала и занималась профессиональной деятельностью. В это время у неё уже нет маленьких детей, которые болеют и отвлекают её от карьеры. Тем не менее таких женщин быстренько выпроваживают на пенсию и, в общем-то, о них забывают".

И такой подход, по её словам, становится проблемой не только для отдельно взятой женщины, но и для экономики страны.

"В Казахстане женщины в среднем на 10 лет больше живут, и активность женщин в старшем возрасте была бы полезна для общества и для государства, потому что это такие же налогоплательщики, как и мужчины", — уверена эксперт.

Исключение женщин из жизни политической приводит к тому, что мужчины доминируют на уровне принятия решений, продолжает свою мысль Аида Альжанова и разъясняет, что этот принцип приносит вред:

"Вы знаете, что существует теория группового мышления, в которой говорится, что если решения принимают люди примерно одного возраста, одного уровня образования, одних интересов, то, как правило, даже если эта группа суперпрофессионалов, эти решения будут ошибочными".

С другой стороны, молодым женщинам тоже непросто.

"У нас даже объявления бывают, что "мы ищем женщин не старше 35 лет", — привела пример Аида Альжанова. — Причём женщины сталкиваются с проблемой при устройстве на работу как в молодом, так и в пожилом возрасте. В молодом возрасте их не берут на работу, потому что "вы уйдёте в декрет, будете семьёй заниматься". А в зрелом возрасте, после 40 лет, женщинам гораздо труднее найти работу. Уже не говоря о том, что после 50 женщинам отводится только роль бабушки".

Получается, что для женщин вообще нет правильного возраста: то она слишком молодая, то она уже старая.

В результате, резюмирует эксперт, происходит их исключение из социума, из экономики, из политики, и, соответственно, мы получаем общество, населённое мужчинами всех возрастов, которые обесценивают женщин всех возрастов.

Заключение от автора

Хочу поделиться, что мне обращение "женщина" тоже не нравится. Я никогда его не использую и независимо от возраста обращаюсь ко всем "девушка". Может быть, когда-нибудь у нас придумают обращение, которое понравится всем.

Могло бы помочь, например, "ханым" — уважительное обращение к женщине в тюркских культурах, означающее "госпожа" или "дама".

А пока так.

— Ну а если это откровенно старая бабушка, в платочке и с клюкой, стоит перед тобой в очереди. И тебя спрашивают "вы за кем?", ты ответишь "за этой девушкой"? — ехидно спросили меня однажды в разговоре как раз об этом обидном слове.

— Я отвечу "вот за этой леди", — парировала я.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора

Читайте также:

У бедности женское лицо. Как патриархат загнал казахстанок в зависимость и нищету

Есть ли жизнь на пенсии? Как дедушки и бабушки из Астаны нашли новые смыслы

"Тарелочницы" и другие: почему казахстанцы разучились знакомиться

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 30
Астана 14
Актау 24
Актобе 21
Атырау 24
Б
Балхаш 19
Ж
Жезказган 18
К
Караганда 15
Кокшетау 20
Костанай 27
Кызылорда 15
П
Павлодар 20
Петропавловск 28
С
Семей 28
Т
Талдыкорган 26
Тараз 29
Туркестан 24
У
Уральск 25
Усть-Каменогорск 26
Ш
Шымкент 24

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer