7 августа в соседней стране приняли новый закон о СМИ, его подписал президент. За разработкой документа следили медиа и из других республик Центральной Азии, так как Кыргызстан долгое время лидировал (среди стран региона) во Всемирном индексе свободы прессы.
Чем новый закон о СМИ в Кыргызстане отличается от не так давно принятого казахстанского, как, что и почему изменилось для журналистов соседней страны, какие ошибки совершают все СМИ региона и почему медиа не удалось построить доверительные отношения с обществом — об этом в материале Tengrinews.kz.
В июле 2025 года власти Кыргызстана призвали СМИ и блогеров не публиковать негативные новости, чтобы не отпугивать туристов, например.
"Каждый из вас — патриотичный гражданин Кыргызстана, любящий свою Родину. У всех нас есть желание и мечта, чтобы наша страна развивалась. Для этого необходимо, чтобы наше государство имело хорошую репутацию. Одним из важнейших источников нашего развития является туризм. Туристический сезон сейчас в самом разгаре. Прошу вас воздержаться от освещения происходящих в это время катастроф и насилия", — обратился к медиа руководитель службы информационной политики администрации президента КР Дайырбек Орунбеков.
Это интересное высказывание, учитывая, что СМИ у соседей многие годы после развала СССР очень не любили вмешательства в свою редакционную политику.
Об одном таком случае в апреле 2022 года на глобальной TED (конференция) рассказывал Бектур Искандер, журналист из Кыргызстана и сооснователь издания Kloop. Он презентовал большое расследование 2019 года, которое его редакция провела вместе с OCCPR (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности — объединение СМИ и свободных репортёров, проводящих расследования) и "Радио Свобода". Оно вышло под заголовком "Кланы, коррупция и контрабанда на Шёлковом пути", и в нём было про миллионные хищения, замешанные в этом громкие имена и даже про убийство свидетеля.
Скриншот выступления Бектура Искандера на конференции TED
О том, что было после его публикации, Бектур рассказывал так:
"Люди в Кыргызстане были настолько возмущены этими открытиями, что произошла беспрецедентная цепная реакция. Сначала в Кыргызстане начались протесты, из-за материалов, опубликованных в нашем расследовании. Годом позже произошли массовые протесты, когда партии чиновников из нашего расследования заняли второе место на парламентских выборах. Под давлением этих массовых протестов результаты парламентских выборов были аннулированы, поменялось правительство и даже президент был вынужден уйти в отставку".
Вскоре у Kloop начались проблемы. В сентябре 2023 года в суд поступил иск о ликвидации издания. Редакция выложила у себя на сайте полный текст заявления от прокуратуры Бишкека, в котором обвинила медиа в "манипуляции" общественным мнением, "нанесении вреда здоровью" и "зомбировании" населения, а также в том, что это медиа вызывает у людей широкий спектр негативных эмоций, "сексуальные аномалии", психические расстройства и даже суицидальные настроения.
Сам Бектур ушёл из всех структур Kloop в октябре 2023 года. Своё решение он объяснил взломом личной переписки и отсутствием "морального права далее находиться в рядах издания". В феврале 2024-го бишкекский суд постановил ликвидировать Kloop Media, а в мае 2025-го задержали нескольких сотрудников издания. 1 июля Ринат Тухватшин, второй со-основатель Kloop, заявил, что медиа несмотря ни на что продолжает свою работу (большая часть редакции находится за рубежом).
Также в 2024 году были возбуждены уголовные дела против сотрудников других кыргызских изданий (Kaktus.Media, Next TV и Temirov Live) — по статье 278 "Массовые беспорядки" части 3 "Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами" УК КР. В рамках этого дела были задержаны 11 журналистов.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров тогда же, зимой прошлого года, прокомментировал это и отметил, что среди 11 задержанных нет профессиональных журналистов, что они блогеры, которые безответственно публикуют в соцсетях сведения, в том числе представляющие угрозу национальной безопасности страны. Жапаров почеркнул, что в Кыргызстане свобода слова была, есть и будет, но нужно соблюдать законы.
"Сегодня стало обычным делом формировать общественное мнение при помощи социальных сетей, которые конкурируют с традиционной журналистикой. В таких условиях каждый гражданин, будь он журналист или блогер, должен понимать, что наряду с желанием принести пользу обществу он несёт ответственность за каждое распространяемое им слово. Мы поддерживаем качественную расследовательскую журналистику. Но в большинстве случаев блогеры заняты передергиванием фактов, делают из мухи слона или же прибегают к манипуляциям и вводят в заблуждение общество", — заявил Жапаров.
Закон
Несколько месяцев в стране ждали, подпишет ли президент поправки в закон о СМИ. 7 августа он их подписал, причём именно в той версии, которую больше всего критиковали журналисты. По словам Бегаим Усеновой, директора общественной организации "Институт Медиа Полиси" из Бишкека, новый закон делает регистрацию СМИ обязательной, а это открывает возможность отказывать в ней или прекращать деятельность СМИ на основании избирательных критериев.
Кроме того, закон передаёт полномочия по установлению порядка регистрации, перерегистрации и её отмены кабинету министров, что, по мнению кыргызских экспертов, создаёт дополнительные риски: правила могут быть изменены в подзаконном порядке — без участия парламента и общественности.
Юристы организации "Институт Медиа Полиси" последние три года участвовали в рабочей группе, где вместе с властями шла работа над законопроектом о СМИ. Было подготовлено целых шесть вариантов. К весне 2025 года была готова последняя — компромиссная версия, в которой были учтены замечания журналистов. Однако в июне документ во втором чтении рассматривал комитет парламента по социальной политике и вдруг вернул его к самой первой версии, отказавшись от всех изменений, которые рабочая группа продвигала все эти годы.
Бегаим Усенова. Фото предоставлено спикером
"Отказ от добровольной регистрации (СМИ — прим. редакции) фактически поменял всю концепцию законопроекта. Хотя, согласно Закону "О Регламенте Жогорку Кенеша", запрещается вносить поправки, выходящие за рамки утверждённой концепции", — поясняет Усенова.
При этом чиновники-инициаторы закона отмечали, что он направлен на реализацию гарантированного Конституцией Кыргызстана права каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати.
"Проект закона предусматривает строгий запрет цензуры, устанавливая нормы, исключающие любое вмешательство должностных лиц в деятельность средств массовой информации. Аналогичные ограничения распространяются и на учредителей СМИ. Эти меры направлены на обеспечение независимости и объективности СМИ, защиту свободы слова, что является фундаментальным условием для свободного и демократического общества", — говорилось в справке-обосновании к документу.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша (это парламент Кыргызстана), участвовал в рассмотрении этого закона. Он рассказал, что внутри страны очень популярно мнение о том, что упор сейчас нужно делать на экономическое развитие, а не на права человека:
"Это, наверное, сейчас глобальный тренд и в Кыргызстане он популярен. У нас даже так говорят: мол, сколько можно — все эти 30 лет только говорили и говорили, а в итоге ни к чему не пришли. Журналисты только ищут что-то плохое, стараются где-то раскритиковать, поругать. И мешают государству развиваться. Вот, собственно, поэтому и приходится идти на такие меры. Ну, по крайней мере, так это всё объясняется".
Сам Бекешев придерживается другой точки зрения:
"Я голосовал против законопроекта о средствах массовой информации. Я всё-таки придерживаюсь мнения, что свобода слова никак не мешает экономическому развитию — напротив, она даже способствует ему. Потому что при многообразии мнений и информации всегда есть риск что-то упустить. И для тех, кто принимает решения, это, наоборот, хорошо".
У них и у нас
В Казахстане за событиями у соседей следят тоже очень пристально.
"Сейчас, к сожалению, если говорить о законодательной сфере, то у Кыргызстана дела обстоят хуже, — говорит Гульмира Биржанова, медиаюрист и соучредитель Правового медиацентра. — Мы постоянно на связи с коллегами, и их новый закон о СМИ, мягко говоря, проблемный. Например, если в Казахстане принятый год назад закон о масс-медиа не назовёшь катастрофическим — он, скорее, "никакой", но без откровенно репрессивных норм, за исключением положений об аккредитации иностранных СМИ, то в Кыргызстане ситуация тревожнее".
По словам Биржановой, до этого в Кыргызстане уже принимали довольно противоречивые законы:
"Например, закон об иностранных агентах. Его бурно обсуждали, и гражданское общество выступало категорически против. Я хорошо помню, какой активной была их кампания, но, к сожалению, несмотря на сопротивление, закон всё же приняли".
Биржанова также обращает внимание на характер обвинений против кыргызских журналистов:
"Если в Казахстане чаще используют статьи о распространении ложной информации (имеется в виду самые распространённые статьи, по которым СМИ и блогеров привлекают в нашей стране— прим. редакции), то есть больше про слова, то в Кыргызстане — это уже статьи об экстремизме, призывах к мятежам или несанкционированным митингам".
Гульмира Биржанова. Фото предоставлено спикером
"Из страны уехали целые редакции"
В самом медиасообществе Кыргызстана происходящие события переживают очень тяжело. Например, главный редактор Kaktus.Media Дина Маслова ничего хорошего уже не ждёт.
"Из страны уехали целые редакции, не только отдельные журналисты, — объясняет она свои настроения. — Журналистов и редакций, которые готовят журналистские расследования или серьёзные дата-материалы, в стране больше нет. Есть единичные материалы, касающиеся экономических или социальных тем, но не политических. К прошлому возврата уже не будет".
Дина Маслова. Фото: Internews Kazakhstan
Журналистка Лейла Саралаева, которая полтора года назад была вынуждена уехать из Кыргызстана, опасаясь за свою безопасность, признаётся, что даже вдали от родины не может писать так, как раньше:
"Ещё в прошлом году я свободно писала критические материалы, в которых открыто и не боясь последствий, рассказывала о беззаконии и нарушении прав человека. Ещё полгода назад я выпускала на YouTube серию материалов "Особенности национальной политики", в которой анализировала происходящие события. Но я столкнулась с колоссальным хейтом от армии троллей. Я осознаю, что многие мои статьи "дежурные" эксперты и следователи подведут под новые статьи УК и оштрафуют. Поэтому временно не поднимаю острые общественно-политические темы. Это небезопасно".
"Мне кажется, что терминология, которая закрепилась за Кыргызстаном (представление как об открытой и более свободной стране по сравнению со многими в Центральной Азии — прим. редакции), ведёт нас в зону ошибочного восприятия, — говорит Темур Умаров, научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии. — Он не был островом демократии в Центральной Азии, а был, скорее, островом нестабильной автократии. Внутри авторитарного режима было несколько руководящих групп, которые на фоне конфликтов не успевали консолидировать власть над своим собственным обществом и активной частью этого общества. И даже часто прибегали к тому, чтобы активная часть общества способствовала в их конкуренции друг с другом. Когда мы говорим, что в Кыргызстане была демократия, мы на самом деле выполняем работу дьявола. Демократия — это не хаос".
По мнению эксперта, политическое устройство в Кыргызстане создавало видимость демократического, хотя по факту страна была далека от демократии, ведь за последние два десятка лет не случилось плавного перехода от одного лидера к другому, от одной политической формации к другой. Сейчас, по его мнению, в Кыргызстане происходит демонтаж нестабильной автократии.
"Из-за рыхлости авторитарности власти внутри появились некие очаги активного гражданского общества и независимых СМИ, которые покрывали не только страну, но и весь регион. Но это не значит, что благодаря свободным журналистам Кыргызстан автоматически превратился в демократию", — резюмирует Умаров.
При этом депутат Бекешев полагает, что развитие ситуации в этой стране было ожидаемым, потому что у общества другой запрос.
"Все предпосылки к этому были. Мы не Европа, вот у нас даже среди населения о свободе слова задумывается там, ну, условно говоря, не более пяти процентов населения. Остальные люди больше думают о пособиях или снижении налогов", — уточняет Бекешев.
"После этого началась настоящая травля"
Вера в демократию в собственной стране едва не стоила правозащитнице Лейле Назгул Сеитбек и её супругу свободы, и это происходило ещё при старой власти, в 2015-м. Тогда к ней обратилась большая группа жителей Кыргызстана (люди с инвалидностью, малоимущие, у которых не было собственного жилья). В 2010-м они зарегистрировали общественное объединение и все эти годы пытались договориться с чиновниками о выделении им земли под строительство. По словам Лейлы, чиновники пообещали им выделить участки, люди оплатили пошлины, подписали договоры, но землю так и не получили, и деньги им не вернули. Правозащитница передала все эти документы в финполицию и добивалась возбуждения уголовного дела против чиновников по статьям о мошенничестве или превышении должностных полномочий.
"В конце 2015 года дело всё же удалось возбудить. Примерно тогда же у меня из-за этого случился конфликт с водителем Атамбаева (бывший президент Кыргызстана— прим. редакции). Он тогда вызвал пострадавших в зал, начал угрожать им, давить, а когда я попыталась возразить, наорал на меня, приказал вывести из зала. И после этого началась настоящая травля", — говорит Сеитбек.
Далее, рассказывает она, на неё начались массовые информационные атаки, в том числе и на государственных телеканалах. В итоге уголовное дело возбудили уже против неё самой:
"Якобы я организовала этих людей, пообещала им земельные участки, и что чиновники тут вообще ни при чём. И что все деньги собрала тоже я. Хотя это физически невозможно — деньги были в 2010 году, а я познакомилась с ними только в 2015-м. Все документы, которые собирала я для финполиции, в итоге оказались в моём уголовном деле. Более того, уголовное дело возбудили и против моего мужа".
Она с семьёй успела уехать из Кыргызстана. Сейчас живёт в Австрии в статусе политической беженки.
"Если бы СМИ больше занимались социалкой..."
Питер Леонард уже 20 лет работает в Центральной Азии журналистом, а сейчас он редактор портала Havli, который следит за событиями в нашем регионе. По его словам, раньше медиаповестку здесь, безусловно, задавал Кыргызстан.
Питер Леонард. Фото предоставлено спикером
"Конечно, Кыргызстан выделялся на фоне всего региона: работать журналистам там было значительно свободнее, чем в других странах. Благодаря этому в стране существовало медиаразнообразие, и люди, в том числе и за рубежом, получали больше информации именно из Кыргызстана", — Леонард даёт оценку журналистике, которая была в стране раньше.
Но события, которые происходили с кыргызскими журналистами в последние годы, продолжает он, уже отразились на информационном поле всей Центральной Азии:
"Расследовательской журналистики стало гораздо меньше, медиа стали менее активными. Видно, что нет возможности освещать деятельность правительства, в том числе и за счёт самоцензуры. Особенно это касается вопросов, связанных с границами. Тема границы — это абсолютно закрытая тема для нынешнего Кыргызстана".
Под темой о границе, журналист имеет в виду освещение сложных переговорных процессов, которые Кыргызстан вёл в последние годы с Таджикистаном и Узбекистаном. Респондент вспоминает переломный момент для гражданского общества в Кыргызстане, который произошёл осенью 2022 года. Тогда Кыргызстан заявил, что в рамках разделения границ с Узбекистаном, соседней стране будет передано Кемпир-Абадское водохранилище, против чего активно выступали местные жители. Это сообщение вызвало волну протестов и начались аресты. Тогда были задержаны 20 активистов, начались судебные процессы, которые длились по несколько лет.
"В 2025 году была согласована граница между Кыргызстаном и Таджикистаном. Это был очень сложный переговорный политический процесс. Очень много чувствительных моментов. Но ни одно слово против никто уже не сказал", — объясняет иностранный журналист.
Также, по его мнению, руководству Кыргызстана кажется, что журналисты должны заниматься протокольными вопросами, то есть освещать только то, что говорят политики.
"Меня всегда разочаровывало, что во всей Центральной Азии не хватает социальной журналистики. Не хватает историй о том, как люди живут на местах. Об этом всегда говорят поверхностно. И я сейчас очень сильно обобщаю, конечно, но это мой личный тезис: если бы отдельные СМИ занимались больше социалкой, это помогло бы избежать тех последствий, которые мы сейчас видим", — уверен Леонард.
Свою позицию он объясняет тем, что освещение социальных тем могло бы способствовать укреплению связи и солидарности между обществом и самими медиа:
"К сожалению, мы наблюдаем, как сужается пространство медиасвобод, а широкая публика в целом остаётся к этому равнодушной. Поэтому, несмотря на рост авторитарных тенденций, было бы важно — в духе самокритики — чтобы сами медиа в Центральной Азии признали, что, возможно, они в какой-то степени не сумели выстроить близкие отношения с обществом. Такие отношения, которые могли бы стать сдерживающим фактором перед лицом нынешних репрессивных практик".
Впрочем, он не исключает, что на события внутри Кыргызстана повлияли и глобальные изменения, к примеру, в США.
Депутат Жогорку Кенеша, с которым мы побеседовали, отмечает: даже если населению в Кыргызстане не нравится то, что происходит с независимыми медиа, они всё-таки больше выступают на стороне властей, во всяком случае публично.
"Они говорят: давайте дадим политическому руководству шанс что-то сделать, а потом уже будем критиковать. Честно говоря, я не слышал, чтобы в обществе было чрезмерное возмущение сложившейся ситуацией вокруг медиа. Возможно, это усталость от нестабильности. И ещё появился страх. Страх того, что если сейчас начнёшь где-то высказываться, не соглашаться с проводимой политикой, то неизвестно, какими могут быть последствия", — рассказывает Дастан Бекешев.
Чего СМИ следует ожидать?
Медиаюрист Гульмира Биржанова считает, что новый закон о СМИ в Кыргызстане может стать ориентиром для других стран.
"Как бы мы ни хотели, страны всё равно смотрят друг на друга, перенимают что-то, — объясняет она. — Это всегда было. И когда в Кыргызстане принимался очередной закон, содержащий хорошие на тот момент нормы, мы в Казахстане могли апеллировать к нему, приводили его в пример. Вот соседняя страна, где приняли такой прогрессивный документ, давайте и мы примем. А сейчас ухудшение законодательства в Кыргызстане для нас — очень тревожный сигнал. Это может отразиться и на нашем законодательстве, потому что нормы перетекают, и это нормально — это всегда происходило. Центральная Азия — как бы мы ни хотели — всё равно единое пространство".
Она тоже напоминает об ухудшении ситуации связанной с правами человека по всему миру.
"Права человека действительно как будто отодвинулись на второй план. К сожалению — и это моё личное мнение — события, произошедшие в начале года в Америке, тоже задали определённый вектор, повлиявший на другие страны, в том числе и на нашу ситуацию с правами человека. Мы, конечно, будем надеяться, что ситуация изменится", — Биржанова признаётся, что она "немного оптимист".
Уровень свободы слова в мире измеряется специальным рейтингом, который готовит общественная организация "Репортёры без границ". В рейтинге 2025 года Казахстан занимает 141-е место среди 180 стран, Кыргызстан — 144-е, Узбекистан — 148-е и Таджикистан — 155-е, Туркменистан на 176-м месте.
Но до недавнего времени Кыргызстан был в этом рейтинге на самых высоких позициях по сравнению с другими странами Центральной Азии. Например, в 2022 году республика заняла в рейтинге 72-е место среди 180 стран мира. Однако за два последних года Кыргызстан потерял 74 позиции.
Читайте также:
"Мы наблюдаем только верхушку айсберга". Эксперт о ситуации между Азербайджаном и Россией
Танки, стрельба и народ на улицах. Как Турция вспоминает 2016 год
Непредсказуемый Трамп. В чем смысл торговых пошлин США для Казахстана и мира