- Караобинская основная школа в Костанайской области сталкивается с проблемой сокращения числа учеников и работает как малокомплектная школа.
- В 2024-2025 учебном году в школе обучались 32 ребенка, из которых 4 выпускника уже покинули школу.
- Малокомплектные школы требуют индивидуального подхода в обучении, что создает уникальные вызовы и возможности для учителей и учеников.
- Учителя ведут уроки для объединенных классов-комплектов, что увеличивает нагрузку, но снижает количество проверяемых домашних заданий.
- Стоимость обучения в таких школах выше, и их закрытие может привести к упадку поселка.
- Жители поселка создали фонд для поддержки семей с детьми, чтобы сохранить школу и избежать ее закрытия.
- Директор школы надеется сохранить и развить школу, отмечая ее историческое значение и важность для местного сообщества.
Вся школа как один класс
Просторные коридоры этой большой двухэтажной школы когда-то гудели от детской беготни, в столовую на переменах выстраивались длинные очереди, а в классах едва хватало мест. Теперь же всех её учеников можно без труда разместить в одном кабинете. Это Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова — одна из старейших школ Костанайской области.
Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
Здесь* получали знания президент Академии наук Казахской ССР Умирзак Султангазин, министр иностранных дел Казахской ССР, посол СССР в ряде стран Малик Фазылов, заслуженный деятель Казахстана, академик Национальной академии наук Казахстана Мырзатай Сергалиев, писатель Жайсанбек Молдагалиев и многие другие известные казахстанцы.
"Эта школа имеет богатую историю: здесь выросло не одно поколение уважаемых и видных деятелей Казахстана, сюда приезжали учиться дети со всего района. Когда-то тут было много учеников, и она работала в две смены. В конце девяностых - начале нулевых в школе училось 150-160 детей, в классах было по 10-15 учеников. Примерно со второй половины нулевых число учащихся постепенно стало уменьшаться", — рассказывает директор школы Болат Каденов.
Директор Караобинской основной школы Каденов Болат Гарифуллович. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
По его словам, резкого оттока учеников не было. Просто молодёжь уезжала учиться в город и там оставалась, и с годами население поселка сократилось.
В 2018 году, когда в школе стало меньше 50 учеников, она была реорганизована из средней в основную, то есть обучение стало вестись только до девятого класса.
Награждение выпускников девятого класса. Фото: Алина Джаксыбаева
В 2024/2025 учебном году в школе училось 32 ребёнка. Четверо выпускников девятого класса уже покинули эти стены. В первый класс планируют принять двух. Так что в новом учебном году за парты сядут 30 учеников. Если прибавить к ним ребят из классов предшкольной подготовки и дошкольного мини-центра, общее число детей составит около сорока.
Обучение с индивидуальным подходом
В 2024/2025 учебном году в школе был всего один первоклассник. Салтанат Бешимова — учитель начальных классов с более чем 20-летним стажем — признается: работать с одним учеником ничуть не легче, чем с классом из 15 детей.
"В большом классе всегда есть и отличники, и хорошисты, и троечники. Результат работы учителя как бы сглаживается: на каждого слабого ученика найдётся тот, кто тянет сильнее. А вот если ученик один, то тут либо всё, либо ничего. Многое зависит от личной мотивации самого ребёнка", — объясняет она.
Например, первоклассник Агзам любит математику, она ему легко даётся, а вот с правописанием и чтением иногда бывают сложности. И в такие моменты учителю приходится прикладывать больше усилий, искать особый подход, чтобы замотивировать ребёнка.
Агзам — единственный первоклассник в Караобинской основной школе в 2024/2025 учебном году. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
"Нужно было выучить буквы, а он ни в какую не хотел. Одному учиться скучно, не хватает духа соперничества — соревноваться-то не с кем. Сидим в кабинете вдвоём: я за столом, он напротив, смотрим друг на друга. Думаю: ну как его заинтересовать? Говорю: "Давай так — ты прыгаешь на мячике, а я буду показывать буквы". Он игривый, ему эта идея сразу понравилась. В итоге он скачет, а я за ним с алфавитом в руках: "Какая это буква?" — "А!" — кричит он на ходу. "А эта?" — "Б!" Так мы, бегая по всему классу, и выучили алфавит", — вспоминает педагог.
Еще Агзам любит лошадей. Мальчик хочет быть коневодом, когда вырастет. Учительница решила использовать эту любовь к животным. Для него она сделала фигурки лошадей, чтобы было легче запоминать состав чисел и цифры. А когда они проходили арифметику, привязала к лошадям "уздечки", чтобы за каждый правильный ответ мальчик мог притягивать лошадей ближе к себе, то бишь к финишу.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
"На что только не идешь, лишь бы он взял тот багаж знаний, который требует нынешнее время", — смеется Салтанат-апай (так ее ласково называют ученики).
Когда один урок — это сразу два
В школе дети учатся в объединённых класс-комплектах, где учитель преподаёт предмет одновременно двум классам.
"За счёт того, что у нас два языка обучения — казахский и русский, класс-комплектов больше. Но даже с учётом этого в 2024/2025 году было меньше 10 класс-комплектов, и в объединённых классах всего по три-четыре ученика", — рассказывает директор школы.
Объединенный класс-комплект: два ученика из второго класса и три ученика из третьего класса учатся вместе. Фото: Наталья Логинова
Из-за того, что классы объединены, за 45 минут нужно успеть объяснить тему двум классам, при этом в обоих классах закрепить пройденный материал и проверить домашнюю работу.
"Здесь очень важно чётко распланировать время: пока один класс готовится или повторяет пройденный материал, другому уже объясняешь новую тему. Иногда приходится менять порядок урока — сначала дать новую тему и закрепление, а потом уже проверять домашнее задание и повторять пройденный материал", — объясняет особенности преподавания в малокомплектной школе учитель русского языка и литературы Наталья Логинова. По ее словам, детям в класс-комплектах учителя предоставляют значительно больше самостоятельной работы.
Учитель русского языка и литературы Логинова Наталья Сергеевна. Фото из личного архива
Подготовка к урокам тоже отличается.
"В обычной школе учителю проще. Например, у него может быть пять параллельных пятых классов, для которых можно подготовить один конспект урока. А в малокомплектной школе всё иначе — если у тебя пять уроков и каждый совмещён из двух классов, то фактически нужно готовить уже не пять, а 10 уроков. При этом на каждый класс даётся всего по 20 минут, но за это время нужно успеть сделать столько же, сколько другие делают за 45. Поэтому подготовка занимает намного больше времени и сил", – рассказывает учитель.
Учителя в малокомплектных школах часто работают больше, чем указано в нагрузке: если по расписанию 20 часов, то фактически выходит все 40, потому что каждый урок приходится вести сразу для двух классов.
"Но зарплату при этом платят как за 20 часов, — подмечает Наталья Логинова. — Зарплата учителей зависит от количества часов, а в класс-комплектах их автоматически становится меньше, из-за того, что учитель ведёт один общий урок сразу в двух классах".
Фото: Наталья Логинова
Однако есть в этом и плюс для учителя: гораздо меньше домашних заданий приходится проверять — после одного урока вместо 30 тетрадей проверяешь всего три.
Один в классе не воин
Работа в малочисленных классах имеет как преимущества, так и недостатки.
"Мы постоянно совершенствуемся, выезжаем на семинары, на курсы. Бывает, что вернёшься с курсов воодушевлённая, хочется применить на деле что-то новенькое, но развернуть методическую деятельность в полной мере не получается. По новым стандартам обучения много заданий предполагают работу в парах или группах, а как это сделать, когда всего один ребёнок в классе?" — огорчается учитель.
Из плюсов Наталья Логинова отметила, что в малокомплектной школе каждый ученик получает индивидуальный подход и в таких условиях репетиторы просто не нужны. А ещё, по ее словам, все дети как на ладони.
Фото: Наталья Логинова
"Мы знаем учеников уже как своих детей, у кого какой характер, знаем их семьи и родителей. В школе все свои, за счёт этого общение ближе и проще. Конечно, мы как учителя держим официальный тон, но иногда, бывает, и шутим с детьми, и ругаем их", – рассказывает она.
Интересно, что даже в такой почти семейной атмосфере не всем детям удаётся привить любовь к учебе.
"У кого-то есть интерес к предмету, а у кого-то нет: он просто приходит на урок, сидит и уходит, ничего не запоминает. Сегодня объяснил ему тему, а завтра он её уже забыл. Поэтому сам факт, что ребёнок один в классе, не значит, что он будет всезнающим. Успеваемость не зависит от количества детей в классе. Если ребёнок трудолюбивый, то результат будет, а если нет, то даже если заниматься с ним индивидуально, он не станет вундеркиндом", — считает педагог.
И чтец, и жнец, и на областной олимпиаде молодец
Так как контингент школы маленький, абсолютно все дети активно вовлечены в различные междушкольные мероприятия.
"Учеников немного, поэтому одни и те же дети у нас и в спортивных соревнованиях участвуют, и на олимпиады ездят, и концерты ставят. В этом году в среднем звене было 16 детей, из них двое дошли до областного уровня в олимпиадах, и одна из них стала призёром по русскому языку — единственная из Сарыкольского района", — рассказывает директор.
По его словам, школа на хорошем счету и показывает результаты выше средних по району.
Полка с медалями и кубками, выигранными учениками школы на районных и областных спортивных соревнованиях. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
"На спортивных соревнованиях, бывает, не хватает участников. Чтобы собрать команду, мы берём детей из всех классов. У нас так мальчишки с пятого класса ездили на соревнования с девятиклассниками", — говорит он.
Для номеров на праздничные концерты детей из разных классов тоже объединяют.
"Если нужно поставить сценку, где героев должно быть много, мы просим ребят из других классов. Вот и выходит, что в номере может быть и пятый, и девятый класс вместе. По-другому у нас и не получится", — добавляет Наталья Логинова.
Фото: Наталья Логинова
Не спрятаться, не скрыться
Когда в классе всего три-четыре человека, спрятаться за спинами других и сачковать точно не получится.
"Если бы было больше учеников, мне кажется, можно было бы иногда домашнюю работу не делать, потому что учитель может не успеть её проверить. А так нас всего трое, и учителя в любом случае успевают всех опросить на уроке. Хочешь не хочешь, а по всем предметам домашку приходится готовить", — с лёгкой досадой в голосе рассказывает о школьных буднях Маргарита Логинова, ученица седьмого класса.
С ней соглашается Дамир Джаксыбаев — единственный восьмиклассник в русскоязычных классах: "Списать даже не у кого".
Школьная библиотека. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
Зато внимания хватает на каждого.
"Не чувствуешь себя серой массой", — говорит Маргарита. Но есть и обратная сторона: скучно, когда одни и те же лица изо дня в день. "Хотелось бы, чтобы учеников было больше. Веселее было бы", — признаётся она.
Ученики рассказывают, что на переменах они как один большой класс: общаются, играют, иногда "залипают в телефонах".
На физкультуре играют в шашки, настольный теннис, мини-футбол. Дамир любит классический футбол, но в полной команде — 11 на 11 — играл только на районных соревнованиях. В школе же обычно играют три на три, и то когда несколько классов объединяются.
Школьный спортзал. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
Почему важно сохранять малокомплектные школы?
Содержание школы требует затрат на отопление, ремонт, коммунальные счета и так далее. Но если в обычной школе на эти деньги учатся сотни детей, то в малокомплектной — несколько десятков. В итоге стоимость обучения одного ребёнка в малокомплектных школах обходится государству значительно дороже, чем в обычных. Когда затраты становятся слишком высоки, школы закрывают.
Чтобы сохранить статус основной, в школе должно быть больше 41 ребёнка. Иначе она будет реорганизована в начальную. Этого в посёлке очень боятся.
Во время летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь и площадка психологической поддержки. Фото: Рысалды Каденова
"Во-первых, интересы детей всегда должны быть на первом месте. Ребёнок должен жить и учиться рядом с родителями. Если школу закроют, детей придётся отправлять в другие населённые пункты, в интернаты. Это неудобно, небезопасно и никому не нужно", — говорит Болат Каденов.
Во-вторых, отмечает он, в Сарыкольском районе всего три школы, где дети могут получать образование на казахском языке. "Не хотелось бы, чтобы в нашей стране закрывались школы с государственным языком обучения, тем более школы с такой богатой историей".
В школе создан музей, чтобы детям было интереснее изучать историю родного края. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
В-третьих, добавляет спикер, с закрытием школы начнётся отток населения и поселок придет в упадок:
"Сегодня у нас в школе работает 25 человек, из них 15 учителей. Представьте: если оставят только начальные классы, то для них предусмотрено два учителя. Значит, остальные учителя останутся без работы и вынуждены будут уехать вместе со своими семьями. Посёлок опустеет наполовину, жизнь здесь, можно сказать, остановится".
"Именно поэтому, я думаю, нас до сих пор не закрывают — в районном отделе образования с пониманием относятся к нашей ситуации, до последнего хотят сохранить и школу, и посёлок. Мы видим массу примеров, где после закрытия школы исчезали села. Потому что школа — это сердце посёлка, где нет школы — там нет и будущего", — говорит Болат Каденов.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
Директор считает, что у Караобы есть шансы избежать этой участи. Посёлок расположен удобно — рядом международная трасса, до города и райцентра можно быстро и удобно добраться. В самой деревне хорошая дорога, в домах проведена вода, есть вышка связи с быстрым интернетом.
Чтобы "спасти" школу, жители поселка даже создали фонд для поддержки семей с детьми, которые захотят туда переехать. Готовы помочь с жильем, углем, ремонтом.
Вид из окна на двор школы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова
В 2028 году школе исполнится сто лет. И мечта директора, как он нам признался, встретить эту красивую дату вместе с полными классами учеников.
*Двухэтажное здание школы построено в 1987 году. С 1928 по 1987 год школа базировалась в другом здании.
Автор: Анастасия Маркова.
Читайте также:
Штраф и мат. Причины детской брани и ответственность казахстанцев за это
Когда мама – угроза. Кто в ответе за безопасность детей