Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

Проблема переполненных школ, вынужденных работать в три смены, регулярно поднимается на высшем уровне, особенно в преддверии нового учебного года. А между тем существует противоположная реальность, о которой почти не говорят: малокомплектные школы, где класс может состоять всего из одного ребенка. Как работают такие школы, какие в них особенности преподавания и каково это — быть единственным учеником в классе — рассказываем в материале Tengrinews.kz

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Караобинская основная школа в Костанайской области сталкивается с проблемой сокращения числа учеников и работает как малокомплектная школа.
  • В 2024-2025 учебном году в школе обучались 32 ребенка, из которых 4 выпускника уже покинули школу.
  • Малокомплектные школы требуют индивидуального подхода в обучении, что создает уникальные вызовы и возможности для учителей и учеников.
  • Учителя ведут уроки для объединенных классов-комплектов, что увеличивает нагрузку, но снижает количество проверяемых домашних заданий.
  • Стоимость обучения в таких школах выше, и их закрытие может привести к упадку поселка.
  • Жители поселка создали фонд для поддержки семей с детьми, чтобы сохранить школу и избежать ее закрытия.
  • Директор школы надеется сохранить и развить школу, отмечая ее историческое значение и важность для местного сообщества.

Вся школа как один класс

Просторные коридоры этой большой двухэтажной школы когда-то гудели от детской беготни, в столовую на переменах выстраивались длинные очереди, а в классах едва хватало мест. Теперь же всех её учеников можно без труда разместить в одном кабинете. Это Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова — одна из старейших школ Костанайской области. 

Караобинская основная школа имени Бекета Утетлеуова. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

Здесь* получали знания президент Академии наук Казахской ССР Умирзак Султангазин, министр иностранных дел Казахской ССР, посол СССР в ряде стран Малик Фазылов, заслуженный деятель Казахстана, академик Национальной академии наук Казахстана Мырзатай Сергалиев, писатель Жайсанбек Молдагалиев и многие другие известные казахстанцы.

"Эта школа имеет богатую историю: здесь выросло не одно поколение уважаемых и видных деятелей Казахстана, сюда приезжали учиться дети со всего района. Когда-то тут было много учеников, и она работала в две смены. В конце девяностых - начале нулевых в школе училось 150-160 детей, в классах было по 10-15 учеников. Примерно со второй половины нулевых число учащихся постепенно стало уменьшаться", — рассказывает директор школы Болат Каденов. 

Директор Караобинской основной школы Каденов Болат Гарифуллович. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

По его словам, резкого оттока учеников не было. Просто молодёжь уезжала учиться в город и там оставалась, и с годами население поселка сократилось. 

В 2018 году, когда в школе стало меньше 50 учеников, она была реорганизована из средней в основную, то есть обучение стало вестись только до девятого класса. 

Награждение выпускников девятого класса. Фото: Алина Джаксыбаева 

В 2024/2025 учебном году в школе училось 32 ребёнка. Четверо выпускников девятого класса уже покинули эти стены. В первый класс планируют принять двух. Так что в новом учебном году за парты сядут 30 учеников. Если прибавить к ним ребят из классов предшкольной подготовки и дошкольного мини-центра, общее число детей составит около сорока. 

Обучение с индивидуальным подходом

В 2024/2025 учебном году в школе был всего один первоклассник. Салтанат Бешимова — учитель начальных классов с более чем 20-летним стажем — признается: работать с одним учеником ничуть не легче, чем с классом из 15 детей. 

"В большом классе всегда есть и отличники, и хорошисты, и троечники. Результат работы учителя как бы сглаживается: на каждого слабого ученика найдётся тот, кто тянет сильнее. А вот если ученик один, то тут либо всё, либо ничего. Многое зависит от личной мотивации самого ребёнка", — объясняет она. 

Например, первоклассник Агзам любит математику, она ему легко даётся, а вот с правописанием и чтением иногда бывают сложности. И в такие моменты учителю приходится прикладывать больше усилий, искать особый подход, чтобы замотивировать ребёнка.

Агзам — единственный первоклассник в Караобинской основной школе в 2024/2025 учебном году. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

"Нужно было выучить буквы, а он ни в какую не хотел. Одному учиться скучно, не хватает духа соперничества — соревноваться-то не с кем. Сидим в кабинете вдвоём: я за столом, он напротив, смотрим друг на друга. Думаю: ну как его заинтересовать? Говорю: "Давай так — ты прыгаешь на мячике, а я буду показывать буквы". Он игривый, ему эта идея сразу понравилась. В итоге он скачет, а я за ним с алфавитом в руках: "Какая это буква?" — "А!" — кричит он на ходу. "А эта?" — "Б!" Так мы, бегая по всему классу, и выучили алфавит", — вспоминает педагог. 

Еще Агзам любит лошадей. Мальчик хочет быть коневодом, когда вырастет. Учительница решила использовать эту любовь к животным. Для него она сделала фигурки лошадей, чтобы было легче запоминать состав чисел и цифры. А когда они проходили арифметику, привязала к лошадям "уздечки", чтобы за каждый правильный ответ мальчик мог притягивать лошадей ближе к себе, то бишь к финишу.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

"На что только не идешь, лишь бы он взял тот багаж знаний, который требует нынешнее время", — смеется Салтанат-апай (так ее ласково называют ученики). 

Когда один урок — это сразу два 

В школе дети учатся в объединённых класс-комплектах, где учитель преподаёт предмет одновременно двум классам. 

"За счёт того, что у нас два языка обучения — казахский и русский, класс-комплектов больше. Но даже с учётом этого в 2024/2025 году было меньше 10 класс-комплектов, и в объединённых классах всего по три-четыре ученика", — рассказывает директор школы.

Объединенный класс-комплект: два ученика из второго класса и три ученика из третьего класса учатся вместе. Фото: Наталья Логинова

Из-за того, что классы объединены, за 45 минут нужно успеть объяснить тему двум классам, при этом в обоих классах закрепить пройденный материал и проверить домашнюю работу. 

"Здесь очень важно чётко распланировать время: пока один класс готовится или повторяет пройденный материал, другому уже объясняешь новую тему. Иногда приходится менять порядок урока — сначала дать новую тему и закрепление, а потом уже проверять домашнее задание и повторять пройденный материал", — объясняет особенности преподавания в малокомплектной школе учитель русского языка и литературы Наталья Логинова. По ее словам, детям в класс-комплектах учителя предоставляют значительно больше самостоятельной работы. 

Учитель русского языка и литературы Логинова Наталья Сергеевна. Фото из личного архива

Подготовка к урокам тоже отличается. 

"В обычной школе учителю проще. Например, у него может быть пять параллельных пятых классов, для которых можно подготовить один конспект урока. А в малокомплектной школе всё иначе — если у тебя пять уроков и каждый совмещён из двух классов, то фактически нужно готовить уже не пять, а 10 уроков. При этом на каждый класс даётся всего по 20 минут, но за это время нужно успеть сделать столько же, сколько другие делают за 45. Поэтому подготовка занимает намного больше времени и сил", – рассказывает учитель.

Учителя в малокомплектных школах часто работают больше, чем указано в нагрузке: если по расписанию 20 часов, то фактически выходит все 40, потому что каждый урок приходится вести сразу для двух классов.

"Но зарплату при этом платят как за 20 часов, —  подмечает Наталья Логинова. — Зарплата учителей зависит от количества часов, а в класс-комплектах их автоматически становится меньше, из-за того, что учитель ведёт один общий урок сразу в двух классах".

Фото: Наталья Логинова

Однако есть в этом и плюс для учителя: гораздо меньше домашних заданий приходится проверять — после одного урока вместо 30 тетрадей проверяешь всего три. 

Один в классе не воин 

Работа в малочисленных классах имеет как преимущества, так и недостатки. 

"Мы постоянно совершенствуемся, выезжаем на семинары, на курсы. Бывает, что вернёшься с курсов воодушевлённая, хочется применить на деле что-то новенькое, но развернуть методическую деятельность в полной мере не получается. По новым стандартам обучения много заданий предполагают работу в парах или группах, а как это сделать, когда всего один ребёнок в классе?" — огорчается учитель. 

Из плюсов Наталья Логинова отметила, что в малокомплектной школе каждый ученик получает индивидуальный подход и в таких условиях репетиторы просто не нужны. А ещё, по ее словам, все дети как на ладони. 

Фото: Наталья Логинова

"Мы знаем учеников уже как своих детей, у кого какой характер, знаем их семьи и родителей. В школе все свои, за счёт этого общение ближе и проще. Конечно, мы как учителя держим официальный тон, но иногда, бывает, и шутим с детьми, и ругаем их", – рассказывает она.

Интересно, что даже в такой почти семейной атмосфере не всем детям удаётся привить любовь к учебе. 

"У кого-то есть интерес к предмету, а у кого-то нет: он просто приходит на урок, сидит и уходит, ничего не запоминает. Сегодня объяснил ему тему, а завтра он её уже забыл. Поэтому сам факт, что ребёнок один в классе, не значит, что он будет всезнающим.  Успеваемость не зависит от количества детей в классе. Если ребёнок трудолюбивый, то результат будет, а если нет, то даже если заниматься с ним индивидуально, он не станет вундеркиндом", — считает педагог. 

И чтец, и жнец, и на областной олимпиаде молодец

Так как контингент школы маленький, абсолютно все дети активно вовлечены в различные междушкольные мероприятия.

"Учеников немного, поэтому одни и те же дети у нас и в спортивных соревнованиях участвуют, и на олимпиады ездят, и концерты ставят. В этом году в среднем звене было 16 детей, из них двое дошли до областного уровня в олимпиадах, и одна из них стала призёром по русскому языку — единственная из Сарыкольского района", — рассказывает директор.

По его словам, школа на хорошем счету и показывает результаты выше средних по району. 

Полка с медалями и кубками, выигранными учениками школы на районных и областных спортивных соревнованиях. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

"На спортивных соревнованиях, бывает, не хватает участников. Чтобы собрать команду, мы берём детей из всех классов. У нас так мальчишки с пятого класса ездили на соревнования с девятиклассниками", — говорит он. 

Для номеров на праздничные концерты детей из разных классов тоже объединяют. 

"Если нужно поставить сценку, где героев должно быть много, мы просим ребят из других классов. Вот и выходит, что в номере может быть и пятый, и девятый класс вместе. По-другому у нас и не получится", —  добавляет Наталья Логинова. 

Фото: Наталья Логинова

Не спрятаться, не скрыться 

Когда в классе всего три-четыре человека, спрятаться за спинами других и сачковать точно не получится. 

"Если бы было больше учеников, мне кажется, можно было бы иногда домашнюю работу не делать, потому что учитель может не успеть её проверить. А так нас всего трое, и учителя в любом случае успевают всех опросить на уроке. Хочешь не хочешь, а по всем предметам домашку приходится готовить", — с лёгкой досадой в голосе рассказывает о школьных буднях Маргарита Логинова, ученица седьмого класса.  

С ней соглашается Дамир Джаксыбаев — единственный восьмиклассник в русскоязычных классах: "Списать даже не у кого".

Школьная библиотека. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

Зато внимания хватает на каждого.

"Не чувствуешь себя серой массой", — говорит Маргарита. Но есть и обратная сторона: скучно, когда одни и те же лица изо дня в день. "Хотелось бы, чтобы учеников было больше. Веселее было бы", — признаётся она.

Ученики рассказывают, что на переменах они как один большой класс: общаются, играют, иногда "залипают в телефонах". 

На физкультуре играют в шашки, настольный теннис, мини-футбол. Дамир любит классический футбол, но в полной команде — 11 на 11 — играл только на районных соревнованиях. В школе же обычно играют три на три, и то когда несколько классов объединяются. 

Школьный спортзал. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

Почему важно сохранять малокомплектные школы? 

Содержание школы требует затрат на отопление, ремонт, коммунальные счета и так далее.  Но если в обычной школе на эти деньги учатся сотни детей, то в малокомплектной — несколько десятков. В итоге стоимость обучения одного ребёнка в малокомплектных школах обходится государству значительно дороже, чем в обычных. Когда затраты становятся слишком высоки, школы закрывают. 

Чтобы сохранить статус основной, в школе должно быть больше 41 ребёнка. Иначе она будет реорганизована в начальную. Этого в посёлке очень боятся.  

Во время летних каникул на базе школы работает детский оздоровительный лагерь и площадка психологической поддержки. Фото: Рысалды Каденова

"Во-первых, интересы детей всегда должны быть на первом месте. Ребёнок должен жить и учиться рядом с родителями. Если школу закроют, детей придётся отправлять в другие населённые пункты, в интернаты. Это неудобно, небезопасно и никому не нужно", — говорит Болат Каденов.

Во-вторых, отмечает он, в Сарыкольском районе всего три школы, где дети могут получать образование на казахском языке. "Не хотелось бы, чтобы в нашей стране закрывались школы с государственным языком обучения, тем более школы с такой богатой историей". 

В школе создан музей, чтобы детям было интереснее изучать историю родного края. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

В-третьих, добавляет спикер, с закрытием школы начнётся отток населения и поселок придет в упадок:

"Сегодня у нас в школе работает 25 человек, из них 15 учителей. Представьте: если оставят только начальные классы, то для них предусмотрено два учителя. Значит, остальные учителя останутся без работы и вынуждены будут уехать вместе со своими семьями. Посёлок опустеет наполовину, жизнь здесь, можно сказать, остановится".

"Именно поэтому, я думаю, нас до сих пор не закрывают — в районном отделе образования с пониманием относятся к нашей ситуации, до последнего хотят сохранить и школу, и посёлок. Мы видим массу примеров, где после закрытия школы исчезали села. Потому что школа — это сердце посёлка, где нет школы — там нет и будущего", — говорит Болат Каденов.

Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

Директор считает, что у Караобы есть шансы избежать этой участи. Посёлок расположен удобно — рядом международная трасса, до города и райцентра можно быстро и удобно добраться. В самой деревне хорошая дорога, в домах проведена вода, есть вышка связи с быстрым интернетом.  

Чтобы "спасти" школу, жители поселка даже создали фонд для поддержки семей с детьми, которые захотят туда переехать. Готовы помочь с жильем, углем, ремонтом. 

Вид из окна на двор школы. Фото: ©️ Tengrinews.kz / Анастасия Маркова

 В 2028 году школе исполнится сто лет. И мечта директора, как он нам признался, встретить эту красивую дату вместе с полными классами учеников. 


*Двухэтажное здание школы построено в 1987 году. С 1928 по 1987 год школа базировалась в другом здании.

Автор: Анастасия Маркова.

Читайте также:

Штраф и мат. Причины детской брани и ответственность казахстанцев за это

Когда мама – угроза. Кто в ответе за безопасность детей

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 18
Астана 14
Актау 19
Актобе 14
Атырау 18
Б
Балхаш 21
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 22
Костанай 21
Кызылорда 13
П
Павлодар 16
Петропавловск 12
С
Семей 12
Т
Талдыкорган 21
Тараз 22
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 25
Ш
Шымкент 17

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer