- Даулет Исабеков из Казахстана стал успешным ресторатором в Пекине, хотя изначально планировал сделать карьеру дипломата.
- Начав с работы в барах, Даулет получил управленческий опыт и присоединился к проекту Side Street, изменив его концепцию.
- Период пандемии стал толчком для развития ресторана, который впервые получил награду за лучший бургер Пекина в 2020 году и повторил успех в 2024 и 2025 годах.
- Любопытно, что сначала есть бургеры к ним приходили только иностранцы, а теперь большая часть их гостей — это местные.
- Даулет отмечает важность адаптации к китайской культуре и языку для успешного ведения бизнеса, а также рассказывает о том, как строго местные службы проводят проверки бизнеса.
- В интервью редакции он рассказал, почему в Китае официанты не убирают посуду со стола, пока гости не уйдут из ресторана, а также — о других секретах и нюансах местного общепита.
- В планах Даулета и его команды открытие новых точек в Пекине. Ещё он мечтает о развитии международного партнёрства. несмотря на скучание по родине и казахстанской кухне.
Из дипакадемии в бургерную
Даулет приехал сюда по учёбе — поступил в Дипломатическую академию в Пекине. Учился на "международных отношениях" и планировал карьеру в дипломатии. Но параллельно начал подрабатывать в барах, и постепенно ресторанная сфера увлекла его всерьёз:
"Всё началось с простого интереса к атмосфере, еде и напиткам — и переросло в профессию. Сначала я работал в баре, именно так я впервые оказался по ту сторону стойки и почувствовал, как работает ресторанный бизнес изнутри. Позже я управлял французским рестораном, получил управленческий опыт и начал думать шире".
Наш собеседник признаётся, что при этом навыки дипломата, которым он учился, ему очень даже пригодились. Каждый день он общался с разными клиентами на разных языках: русском, английском, китайском, а иногда и на французском. К каждому нужно было найти подход и оставить о заведении лучшее впечатление.
"Это такое смешение культур. Знаете, я бы назвал это "минимеждународные отношения". После меня позвали поработать в проекте Side Street, то есть, в заведение, в котором я работаю по сей день. Это был небольшой пивной бар в хутунах (средневековая китайская застройка, в Пекине она есть в центре города — прим. редакции). В нём не было нормальной еды, какого-то обслуживания. Местных клиентов не было вообще, только иностранные туристы. Я пришёл в этот проект и начал всё менять", — вспоминает Даулет Исабеков и делится первым опытом.
"Меня взяли в долю. Я менял концепт, еду, подачу, сервис, напитки. Всё это происходило методом проб и ошибок. Что-то меняли снова, что-то добавляли. Что-то приживалось, и мы это оставляли. Полгода я поработал и... коронавирус!"
Повара бургерной. Фото предоставлено Даулетом Исабековым
Навынос и на износ
Однако период карантина дал ресторану толчок для развития. Нужно было срочно предпринимать меры для привлечения клиентов из числа местных жителей. Ведь туристов в это нелегкое для всего мира время в городе не было:
"Нам позволяли работать. Мы начали усиленно заявлять о себе в приложениях. В Китае люди ориентируются на отзывы, фото и рейтинги. Один плохой комментарий на Dianping (крупнейшая китайская платформа для обзоров и рекомендаций — прим. редакции) может серьёзно повлиять на посещаемость, поэтому контроль качества и обратной связи стал для нас приоритетом. Очень помогли инфлюенсеры, которые положительно рассказали о нас в местных социальных сетях".
Даулет рассказал, что во время карантина был момент, когда весь персонал заболел — из 15 человек остались только он и главный шеф. Они вдвоём готовили, упаковывали еду навынос и работали на износ. Но закрыться было нельзя: аренда, зарплаты, обязательства.
"Мы выстояли, не закрывшись ни на один день. И именно в это непростое время мы получили нашу первую гастрономическую награду — лучший бургер Пекина 2020 года. COVID был одновременно страшным и непредсказуемым периодом, но он дал нам шанс проявить себя и доказать, что мы действительно чего-то стоим", — так Даулет оценивает период пандемии.
Такую награду заведения могут получить во время ежегодного гастрономического фестиваля, на который собираются повара, приносят оборудование и готовят, а гости пробуют и голосуют.
"Мы даже не поверили сначала, что победили. Против нас были другие рестораны с большим опытом, чем у нас. Некоторые из них уже ранее выигрывали. И тут побеждаем мы — новое, пока ещё малоизвестное небольшое заведение, но имеющее большое желание работать и побеждать. То, как мы радовались тогда, не передать словами", — рассказывает Даулет, но уровень их радости можно оценить по снимкам, что они сделали в тот момент.
Даулет Исабеков (слева) с коллегами после победы на Пекинском фестивале бургеров 2020. Фото предоставлено героем материала.
Позже ресторан повторил успех на этом же фестивале в 2024 и 2025 годах.
Фото предоставлены Даулетом Исабековым
А ещё получил награду "Бургер года" по мнению местного журнала в 2023-м.
Даулет Исабеков. Фото предоставлено героем материала
Как едят в Китае
Сегодня Даулет совмещает стратегическое руководство заведением с креативной и операционной деятельностью. Это и разработка концепции, проработка меню, переговоры по аренде, подбор и обучение персонала, маркетинг, контроль качества, взаимодействие с поставщиками, государственными органами и партнёрами.
"В Китае особенно важно уметь адаптироваться: понимать язык, местные правила, поведение аудитории, но при этом не терять свою идентичность и культурный стержень. По сути, приходится делать всё: от закупок до работы с командой на местах. Такой подход помогает быть в курсе всех процессов и принимать решения, которые действительно работают", — говорит он.
Но есть ещё много нюансов у бизнеса в Китае. Например, в каких-то случаях ему легче вести переговоры, так как он иностранец и к нему относятся по другому.
"У некоторых местных жителей здесь есть такое понятие: если ты иностранец, значит, ты точно знаешь, чего хочешь. От этого переговоры и какие-либо встречи идут легче. А иногда наоборот: со мной отказываются вести диалог, потому что я из другой страны. И мне приходилось брать с собой кого-то из местных коллег. И это помогает. Потому что бывает так, что китайцы говорят одно, но имеют в виду немного другое, и ты должен понимать это, скажем там, между строк", — отмечает он.
Фото предоставлено Даулетом Исабековым
В обслуживании посетителей тоже есть некоторые особенности. Например, если официант в Китае убирает тарелки до того, как гость встал из-за стола, это может показаться грубым, как будто его торопят уйти.
"Китайцы любят продемонстрировать, сколько они съели и заказали, потратили деньги. Это некий знак уважения заведению. Поэтому тарелки, бутылки из-под напитков копятся на столе. И это нормально. У нас было такое, что тарелки и бутылки убирались, чтобы не копиться на столе, и гости потом жаловались. Поэтому наши официанты всегда спрашивают гостя, можно ли убрать грязную посуду. Помимо этого, китайцы заказывают еду на всех сидящих за столом, любят делиться, обсуждать блюда. Если ты в этой компании закажешь что-то только себе, будь готов, что и из твоей тарелки могут брать еду", — отмечает собеседник.
Кстати, если до пандемии в его бургерную заглядывали только иностранцы, то теперь местные - тоже постоянные гости. Поэтому Даулет хорошо изучил их предпочтения.
Что касается другой стороны бизнеса — проверок от различных служб, то в Китае, по словам Даулета, они проводятся строго. Здесь нельзя договориться и как-то "иначе" решить вопрос с нарушениями. Ответ всегда такой: не исправите замечание, например, в течение недели - мы вас закроем.
"Дома готовлю плов"
Сейчас в планах Даулета и его команды открыть ещё две точки в Пекине:
"Также хотим развивать бренд за пределами Пекина, строить международные партнёрства, участвовать в гастрономических событиях. У нас большие планы и самое главное — есть команда, с которой мы готовы двигаться вперёд".
Меню бургерной, где работает Даулет Исабеков. Фото ©️ Tengrinews.kz / Иван Сухоруков
Даулет признаётся, что скучает по семье, которая в Казахстане, по родителям, их теплу и поддержке. Именно их воспитание, открытость во взглядах и доверие к его выбору, говорит, сделали Даулета тем, кем он является сейчас:
"Также скучаю по родному языку — по ощущению, когда тебя понимают с полуслова. И, конечно, по еде: баурсаки, бешбармак, айран. Это не просто вкусы, а часть меня, моих корней. Дома я, кстати, часто готовлю плов".
Тем, кто планирует поехать в Китай на длительное время, наш собеседник в первую очередь рекомендует учить китайский язык и быть готовым к труду - тут нужно много работать.
Читайте также:
Колбаса, зарплаты и магазин “Юра“. Жизнь в Китае глазами казахстанского журналиста
“Скучаю по своей лошади“. Как казахстанцы живут в Китае