- В Казахстане реорганизовали Агентство по противодействию коррупции, его функции переданы Комитету национальной безопасности (КНБ).
- С 2019 по 2024 год в стране зарегистрировано 11 052 коррупционных преступления, в том числе дача и получение взяток, мошенничество.
- В 2024 году за коррупционные преступления осуждены 914 человек, из них почти половина — чиновники.
- Возмещенный ущерб по коррупционным делам в 2024 году составил 371,2 миллиарда тенге.
- Казахстан занял 88-е место в Индексе восприятия коррупции Transparency International в 2024 году, поднявшись на пять пунктов в рейтинге по сравнению с 2023-м.
- Для статьи изучен опыт Дании, Швеции, Норвегии, США и Великобритании и других стран, включая соседей — для того, чтобы понять, как работают мировые антикоррупционные практики, сравнить с казахстанским опытом и понять, что может быть заимствовано для нашей страны.
- В материале также рассматриваются риски передачи борьбы с коррупцией в ведение спецслужб и потенциальные преимущества такой реорганизации.
- При этом КНБ утверждает, что коррупция рассматривается как угроза национальной безопасности.
Это решение вызвало активное обсуждение общественности и экспертов. Главный вопрос заключается в том, как реформа повлияет на эффективность борьбы с коррупцией, учитывая передачу всех ключевых задач одному ведомству. Чтобы выяснить, как это может работать, Tengrinews.kz изучил практику борьбы с коррупцией в других странах — от соседей до скандинавских государств, которые считаются лидерами в этой сфере, а также редакция сравнила чужой опыт с казахстанским и выявила эффективные антикоррупционные стратегии, сходства и расхождения.
Антикор, "Ревизор", шесть судей, четыре акима
Для начала стоит разобраться, каковы масштабы коррупции в Казахстане в конкретных цифрах. Для этого мы изучили Национальный доклад о противодействии коррупции, в котором отражаются все ключевые аспекты работы Антикора. Последний такой отчет был опубликован 1 июля 2025 года, но оценка дана за прошлый год.
По данным самого ведомства, с 2019-го по 2024 год в стране были зарегистрированы 11 052 коррупционных преступления. Среди наиболее распространенных:
- дача взятки (2 272),
- получение взятки (1 612),
- мошенничество (926),
- злоупотребление полномочиями (518),
- присвоение или растрата вверенного имущества (613).
Если пройтись по показателям за несколько лет, то можно проследить интересную тенденцию. Больше всего коррупционных преступлений было зарегистрировано в 2019 году, когда и был образован Антикор, — 2 245 дел. Это максимальное количество, которое больше никогда не было достигнуто:
- 2020 год — 2 193 дела,
- 2021 год — 1 557 дел,
- 2022 год — 1 724 дела,
- 2023 год — 1 692 дела,
- 2024 год — 1 641 дело.
Однако снижение количества зарегистрированных преступлений не говорит о том, что в стране стали меньше воровать. Например, в 2024 году было зарегистрировано меньше преступлений, чем в 2023 году, но количество особо тяжких случаев выросло с 57 до 65.
То есть растет "качество коррупции", если можно так выразиться.
Также стоит обратить внимание на фигурантов таких дел. В 2024-м за коррупционные преступления осудили 914 граждан и почти половина из них — чиновники. Более того, 99 обвиняемых — руководители республиканского и областного уровня, а также акимы и судьи. Вот как выглядит разбивка по госслужащим, привлеченным к ответственности за коррупционные преступления в прошлом году:
- 155 сотрудников органов внутренних дел,
- 204 служащих акимата и их подразделений,
- 23 сотрудника Минобороны,
- 20 сотрудников Минсельхоза и Минфина,
- 15 сотрудников Минспорта,
- 21 сотрудник КУИСа,
- шесть судей,
- четыре акима.
Однако к лишению свободы за коррупцию были приговорены только 326 человек от общего числа осужденных. Остальные отделались ограничением свободы и штрафами. При этом в Национальном докладе не указываются точные суммы ущерба от коррупции, но об этом можно судить по количеству возвращенных активов.
- Возмещённый ущерб по коррупционным делам в 2024 году: 371,2 миллиарда тенге.
- Арестованное имущество: 28,9 миллиарда тенге.
- Возврат активов и средств государству и квазигоссектору: 486,5 миллиарда тенге (из них 109,5 миллиарда — денежными средствами, перечисленными в бюджет).
- Ущерб, возмещённый с 2022-го по 2024 год: 764,8 миллиарда тенге— в 2,5 раза больше, чем за предыдущие 10 лет.
- Возмещённый ущерб с 2012-го по 2021 год: 290,6 миллиарда тенге.
Опираясь на эти данные, можно подсчитать, что ежегодный "оборот" коррупции в Казахстане в среднем может составлять не менее 81,2 миллиарда тенге. Это если судить по фактически возвращенным средствам. Однако надо учитывать, что, возможно, такая сумма может быть связана с работой по возврату активов и рядом громких дел после Январских событий. Так, например, только по делу Боранбаева и только в 2023 году государству были возвращены активы на 90 миллиардов тенге, об этом сообщало Агентство РК по финмониторингу.
Реальные масштабы могут быть выше, поскольку все факты хищений невозможно выявить и вернуть в бюджет.
Также интересно, что, помимо расследований и возвращения активов, Антикор использует нестандартные решения для формирования антикоррупционного мышления у населения. Так, в прошлом году ведомство организовало 686 мероприятий с участием лидеров общественного мнения, опубликовало 358 статей в СМИ об опасности коррупции и организовал 70 выпусков телепрограммы "STOP коррупция".
Афиша фильма "Саке". Источник: Ticketon.kz
В рамках госзаказа казахстанцам даже транслируют на республиканских каналах антикоррупционные сериалы и фильмы. По данным Минкульта, это "Дерт", "Бүгінгі күннің батырлары", "Саке", "Тәрбие лагері", "Жеңімпаздар". Также, согласно данным госоргана, "формирование антикоррупционного сознания" добралось до театров в виде постановок: "Ревизор", "Господин и Госпожа Пичем", "Сын и вор", "Кто убил актера?", "Тендерге түскен келіншек", "Смешные деньги".
Стоит отметить, что все труды приносят свои плоды. Если судить по индексу восприятия коррупции Transparency International, в 2024 году Казахстан занял 88-е место (40 баллов из 100) из 180 стран, улучшив свою позицию на один пункт по сравнению с предыдущим годом, а в самом рейтинге продвинувшись вверх сразу на пять мест: с 93-го до 88-го.
88-е место в этом индексе (или 40 баллов из 100) — это самый высокий показатель за всю историю государства. Так, в 2012-м у Казахстана было 28 баллов из 100, а пять лет назад — 34.
Скриншот рейтинга Индекса восприятия коррупции на сайте Transparency.org
Однако Казахстан, к сожалению, все еще отстает от лидеров рейтинга — первые места в нем уже много лет занимают скандинавские страны. Поэтому мы решили изучить их антикоррупционные системы, а также практики крупных западных держав.
Скандинавия: антикоррупционный эталон
Дания: модель специализированной прокуратуры
По Индексу восприятия коррупции мировым лидером считается Дания (90 баллов из 100). В этой стране расследованием подобных преступлений занимается Государственная прокуратура Дании по тяжким экономическим и международным преступлениям (SØIK). Однако у этого органа нет ни стабильной команды, ни конкретного офиса, ни четкого начальства.
В SØIK нет фиксированного состава сотрудников — для каждого дела формируются специализированные мультидисциплинарные группы из профессионалов разных профилей и экспертов, которые обладают необходимыми знаниями, будь то финансовый аудит, криминалистика или международное право.
Также большую роль в работе органа играет тесное взаимодействие с другими госорганами страны: полицией, финансовыми регуляторами, налоговой, а также с частными экспертами вроде аудиторов и аналитиков. Сотрудники SØIK проводят регулярные встречи с коллегами для обмена опытом, консультаций и повышения эффективности борьбы с коррупцией.
Подчиняется отделение прокуратуры министерству юстиции Дании, а контроль за его деятельностью осуществляется сразу на нескольких уровнях:
- независимые суды рассматривают дела, инициированные SØIK, отслеживая законность и справедливость процесса,
- парламент ведет политический надзор, запрашивает отчеты о проделанной работе,
- контрольно-ревизионное управление проверяет эффективность и законность использования государственных средств,
- антикоррупционный форум при министерстве юстиции координирует усилия различных ведомств и способствует обмену информацией.
Дания. Источник: официальный сайт страны Denmark.dk
Швеция: децентрализация с разделением функций
Швеция также входит в лидеры рейтинга и занимает шестое место в мире по противодействию коррупции (80 баллов из 100). Пример этой страны интересен тем, что там нет единого органа, отвечающего за расследование всех коррупционных преступлений. Вместо этого существует сеть ведомств, которые координируют усилия и поддерживают друг друга во время расследований.
Национальный антикоррупционный полицейский департамент (NACPU). Расследует дела о взяточничестве и других коррупционных преступлениях, в том числе с международным уклоном. В департаменте работает небольшая команда прокуроров и бухгалтеров, которые специализируются на сложных и резонансных делах.
Национальный антикоррупционный департамент Генеральной прокуратуры. Ведет уголовное преследование по делам о коррупции, обеспечивает надзор за законностью расследований и поддерживает обвинение в суде. Прокуроры работают в тесном сотрудничестве с полицией.
Местные полицейские управления. Расследованием менее сложных коррупционных дел (на уровне регионов и муниципалитетов) занимаются обычные полицейские подразделения. При необходимости они могут привлекать экспертов из NACPU или прокуратуры.
Шведское национальное аудиторское управление. Следят за использованием государственных средств, выявляют нарушения и передают информацию в правоохранительные органы.
Парламентский омбудсмен и Канцлер юстиции. Рассматривают жалобы граждан на действия государственных служащих, проводят проверки и могут инициировать расследования в случае выявления признаков коррупции.
Такое делегирование полномочий позволяет каждому органу сосредоточиться на своей специализации, избегать конфликта интересов (когда какой-то из органов стремиться забрать дело себе, отличиться или наоборот - и обеспечивает высокий уровень доверия общества. Большую роль в этом также играет и открытость госорганов. Информация о расследованиях и результатах работы публикуется в открытом доступе.
Главное отличие от казахстанской модели — децентрализация и разделение функций между профильными правоохранительными органами.
Норвегия: центральный орган с широкими полномочиями
Норвегия — также один из регулярных лидеров антикоррупционных рейтингов. В 2024 году страна заняла шестое место (81 балл из 100) среди 180 стран мира. Противодействием коррупции в государстве занимается Национальный орган по расследованию и судебному преследованию экономических и экологических преступлений (Økokrim).
Это ведомство объединяет функции полиции и прокуратуры. В его составе около 180 сотрудников, которые распределены в мультидисциплинарные команды под руководством государственных прокуроров. Каждый такой отдел имеет определенную специализацию: коррупция, компьютерные преступления, мошенничество и так далее.
Несмотря на централизованную структуру, Økokrim действует исключительно в рамках системы с постоянным общественным и парламентским контролем. Также его деятельность регулярно анализируется независимыми экспертами, причем не всегда в позитивной форме.
Например, в 2021 году норвежские СМИ активно обсуждали проблемы эффективности ведомства в расследованиях беловоротничковой преступности. Журналисты утверждали, что орган допускал случаи, когда крупные компании сами расследовали дела против себя под предлогом сотрудничества с независимыми экспертами.
Тем не менее ведомство не отказалось от сотрудничества с независимыми экспертами.
В связи с этим сотрудники Økokrim активно сотрудничают с корреспондентами и часто сами проявляют инициативу: предоставляют информацию для журналистских расследований ради улучшения показателей по противодействию коррупции.
Для Казахстана норвежская модель интересна тем, что объединяет функции расследования и прокуратуры в одном органе, примерно как это планируется с передачей функций Антикора КНБ.
США и Европа: сложные системы с разделением полномочий
Также стоит рассмотреть опыт крупных европейских держав и Соединенных штатов. Несмотря на то, что они уступают странам Скандинавии в противодействию коррупции, Казахстан может подчеркнуть у них позитивные практики.
Члены оперативной группы задержали подозреваемого в ходе операции масштабной операции по пресечению коррупции под названием "Guard Shack", Пуэрто-Рико, 2010 год. Фото: Fbi.gov
США: федеральная система с множественными органами
В США (65 баллов из 100 в рейтинге) функции по борьбе с коррупцией разделены между несколькими агентствами, что создает систему сдержек и противовесов. Расследованием коррупции внутри страны занимается Федеральной бюро расследований (ФБР), а вопросы международных преступлений, в том числе финансовых, направляются в Центральное разведывательное управление (ЦРУ), отвечающее за вопросы внешней безопасности.
В состав ФБР входит около 36 тысяч сотрудников, однако антикоррупционная деятельность — лишь одно из направлений ведомства наряду с другими видами федеральных преступлений. Что касается коррупции, госорган расследует инциденты, связанные с федеральными закупками, мошенничеством и нарушением законодательства о зарубежной коррупционной практике.
ЦРУ, в свою очередь, занимается сбором разведданных и анализом агентурной информации о коррупционных сетях, отмывании денег и незаконном финансировании. Ведомство предоставляет информацию другим федеральным органам, вроде Минюста и ФБР для последующих расследований. Также ЦРУ координирует сбор разведданных за пределами США и участвует в международных операциях по выявлению и пресечению коррупционных схем.
Итак, в американской системе есть четкое разделение между внутренней и внешней безопасностью. В Казахстане же КНБ объединяет в себе функции внешней разведки, контрразведки, пограничной службы и теперь еще и борьбы с коррупцией.
Великобритания: спецведомство с широкими полномочиями
В Великобритании (71 балл из 100) основным органом по расследованию коррупции является Управление по борьбе с крупным мошенничеством (SFO). Уникальность этого ведомства заключается в том, что оно не входит в состав ни одной спецслужбы, а является независимым правительственным агентством, созданным для защиты финансовой системы страны.
SFO стремится защитить репутацию Великобритании как безопасного места для ведения бизнеса, поэтому занимается делами, которые часто носят сложный международный характер, сотрудничает с другими правоохранительными органами как внутри страны, так и за рубежом. Отбор дел происходит исходя из оценки предполагаемого ущерба, который может быть причинен общественности и репутации государства.
Госорган насчитывает около 500 сотрудников, включая юристов, следователей и аналитиков. Контроль за работой ведомства осуществляют генеральный прокурор и парламент, что обеспечивает высокий уровень прозрачности и мониторинга.
В 2025 году SFO присоединилось к Международному центру координации борьбы с коррупцией (IACCC), укрепляя способность Великобритании бороться с масштабными коррупционными преступлениями и мошенничеством за границей.
Британская модель представляет интересный баланс между специализацией и интеграцией функций расследования и прокуратуры в одном органе. При этом SFO остается под надзором генерального прокурора и парламента, а не является частью спецслужб. Это обеспечивает больший уровень прозрачности и правового контроля.
Франция: многоуровневая система с тремя ключевыми органами
Во Франции (69 баллов из 100) антикоррупционная деятельность распределена между тремя государственными органами. Вот как устроена эта модель:
Высший орган по вопросам прозрачности в общественной жизни (HATVP). Отвечает за выявление и предотвращение потенциальных конфликтов интересов среди французских государственных служащих и должностных лиц, а также следит, чтобы политики и высокопоставленные чиновники не скрывали свое имущество и доходы.
Скриншот из публичного отчета HATVP за 2024 год. Источник: Hatvp.fr
Национальная финансовая прокуратура (PNF). Занимается расследованием и преследованием серьезных экономических и финансовых преступлений.
Французское антикоррупционное агентство (AFA). Отвечает за предупреждение, контроль и применение санкций в рамках борьбы с коррупцией.
Из-за такого разделения получается, что каждый французский антикоррупционный орган имеет свой специализированный персонал под конкретные задачи. Модель основана на разделении функций профилактики, контроля и уголовного преследования. Кроме того, данные ведомства подотчетны разным инстанциям во избежание противоречий. Такой метод позволяет избежать конфликта интересов (как в случае с белыми воротничками, например, которые расследовали коррупционные дела в своей среде).
Соседи: коррупция и органы нацбезопасности
Также стоит рассмотреть, как все устроено у соседей по региону.
В Индексе восприятия коррупции за 2024 год у них позиции следующие: Узбекистан — 121-е место в рейтинге (из 180, или 32 балла из 100, снижение по сравнению с 2023 годом); Кыргызстан 146-й в рейтинге (25 баллов из 100, снижение); Россия 154-я в рейтинге (22 балла из 100, снижение); Таджикистан - 164-е место в списке (19 баллов из 100, снижение); Туркменистан 165-й в рейтинге (17 баллов из 100, снижение).
Казахстан является лидером в регионе по противодействию коррупции.
Кыргызстан: частые реорганизации и политическая нестабильность
В Кыргызстане борьба с коррупцией находится в ведении Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) и Генеральной прокуратуры. За последние годы страна пережила несколько реорганизаций антикоррупционных органов, что, судя по рейтингу, негативно сказалось на системности и эффективности работы.
Узбекистан: реформы спецслужб
В Узбекистане после смены руководства была создана Служба государственной безопасности (СГБ), которая заменила дискредитированную Службу национальной безопасности. СГБ напрямую подчиняется президенту и обладает широкими полномочиями, в том числе борется с коррупцией. Несмотря на попытки реформ, организация остается закрытой.
Таджикистан: системная коррупция и проблемы в спецслужбах
В Таджикистане борьба с коррупцией формально возложена на Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) и Государственное агентство финансового контроля и борьбы с коррупцией. Однако, судя по данным СМИ, сотрудники этих органов сами часто становятся объектами расследований по делам о взяточничестве и мошенничестве.
Туркменистан: закрытая система с минимальной прозрачностью
В Туркменистане Министерство национальной безопасности (МНБ) сохраняет функции тайной полиции, унаследованные от КГБ СССР. Система характеризуется крайней закрытостью, отсутствием общественного контроля и минимальным участием международных организаций. Национальная антикоррупционная программа формально существует, но детали ее реализации остаются засекреченными.
Одна из операций Антикора. Фото: пресс-служба Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции, которое будет расформировано
Казахстан: взять лучшее и избавиться от рисков
За последние восемь лет Казахстан продемонстрировал стабильный рост в международных рейтингах восприятия коррупции. Были реализованы структурные реформы, возвращены значительные суммы похищенных активов, отмечается политическая воля к борьбе с коррупцией.
Антикора больше нет - новое ведомство создают в Казахстане
Анализ международного опыта показывает, что решение о передаче функций Антикора в КНБ имеет как потенциальные преимущества (консолидация усилий, улучшение координации, доступ к оперативной информации), так и риски (секретный характер, отсутствие гражданского и парламентского контроля, утрата специализации).
Тем не менее для Казахстана еще остается много возможностей, чтобы улучшить ситуацию и модернизировать антикоррупционную систему страны. Позитивные модели и методы других государств могут пригодиться нашей стране.
Согласно мнениям экспертов и международному опыту, ключевыми элементами успеха могут стать: обеспечение прозрачности, усиление парламентского и общественного контроля, развитие специализации, укрепление международного сотрудничества и формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Вопрос о реформе антикоррупционной деятельности становится особенно актуален, учитывая недавнее заявление КНБ. Ведомству задали вопрос: означает ли передача полномочий Антикора, что коррупция теперь официально признается угрозой национальной безопасности? В спецслужбе сообщили, что в соответствии со статьей 6 закона "О национальной безопасности РК" коррупция рассматривается как одна из составляющих угроз национальной безопасности.
Читайте также:
"КНБ сделал заявление о новой Службе"
"Назначен глава новой службы КНБ"