Как акимат Алматы “похоронил“ тысячу автобусов и потратил 170 миллиардов на новые

Александр Григорянц
Александр Григорянц Корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Как акимат Алматы “похоронил“ тысячу автобусов и потратил 170 миллиардов на новые Фото ©️ Tengrinews.kz / Шокан Алхабаев

Недавно Tengrinews.kz получил информацию, что в Алматинской области начали уничтожать бывшие городские автобусы марки ЛиАЗ. Ранее точно такие же автобусы власти пытались продать через аукцион на электронной торговой площадке. До попытки продажи транспорт хранили на знаменитом "кладбище автобусов", новости о котором вызвали резонанс среди казахстанцев. Редакция решила разобраться, что сейчас происходит с автобусами, которые "похоронили" на одноимённом кладбище, и почему эта история до сих пор вызывает много вопросов.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • В Алматинской области уничтожают бывшие городские автобусы марки ЛиАЗ, которые ранее пытались продать через аукцион.
  • Автобусы были переданы Алматинской области от Алматы в 2022 году, но большинство из них находится в нерабочем состоянии.
  • Власти пытались продать автобусы на Электронной торговой площадке, но часть из них не удалось реализовать.
  • На "кладбище автобусов" в Жетыгене и других местах было свезено более 1 000 автобусов, что вызвало общественный резонанс.
  • С 2023 по 2025 годы акимат Алматы закупил 1 800 новых газовых автобусов на сумму 173,8 миллиарда тенге.
  • Мнения о возможности восстановления старых автобусов расходятся: власти утверждают, что это нерационально, а общественники считают, что их можно было бы использовать дольше.
  • Ситуация с автобусами связана с переходом на экологичный транспорт и контрактами на сотни миллиардов тенге.

Кто, как и почему уничтожает автобусы

В середине июля одна из читательниц прислала на редакционный номер видео, на котором запечатлено, как на территории неизвестного огороженного объекта экскаватором уничтожают автобусы зелёного цвета. Десятками они были свалены в кучу за забором с колючей проволокой. Судя по кадрам, все они были сломаны, некоторые перевернуты, а вокруг разбросаны разные детали транспорта.

Если вдруг эти зелёные автобусы показались вам знакомыми, вы не ошиблись. В ролике запечатлён момент уничтожения автобусов марки ЛиАЗ, которые совсем недавно считались городским транспортом и перевозили жителей Алматы.

Местный акимат закупал их в 2017-2018 годах. Получается, отслужили они не больше восьми лет, но при этом уже находятся в очень плохом состоянии, а теперь их вовсе доламывают экскаватором.

Наша редакция задалась вопросами: кому принадлежат бывшие городские автобусы и зачем вообще их ломать?

Для этого мы обратились за комментарием в акимат Алматы, однако сотрудники ведомства сообщили, что этот транспорт не находится на балансе ни акимата, ни ТОО "Алматыэлектротранс", которое отвечает за работу общественного транспорта. Пресс-служба администрации мегаполиса отметила, что машины, скорее всего, принадлежат акимату Алматинской области, и посоветовала обратиться туда.

Мы последовали этому совету и запросили комментарии уже в администрации региона, однако и там нам не сообщили, ни кому принадлежат автобусы, ни что это за территория, на которой их хранят и уничтожают.

В поисках вразумительного ответа мы написали официальный запрос в акимат Алматинской области с просьбой разъяснить ситуацию. Они в свою очередь перенаправили запрос в акимат Илийского района, и мы наконец получили информацию, но полноценной её назвать всё равно сложно.

По данным акимата Илийского района Алматинской области, осенью 2022 года между руководством Алматы и Алматинской области было подписано соглашение, по которому "Алматыэлектротранс" передал им 300 автобусов марок ЛиАЗ, ПАЗ и "Газель". Уточнялось, что все они были в очень плохом состоянии.

Тем не менее их общая балансовая стоимость составила три миллиарда тенге.

Далее говорится, что из 300 автобусов отремонтировать удалось только 42 и их передали в автобусный парк Алматинской области, чтобы запустить маршруты внутри района.

Оставшиеся 258, по словам чиновников, были совсем в нерабочем состоянии, у многих отсутствовали ключевые детали. В результате с ними поступили следующим образом:

  • 99 автобусов разместили на территории старого автобусного парка "Восток",
  • 159 отправили на временное хранение в микрорайон Жетыген города Алатау.

В заключение упоминается: так как автобусы восстановлению не подлежали, акимат района выставил их на продажу через Государственный реестр имущества.

"После продажи сведения о дальнейшей судьбе автобусов в распоряжении акимата отсутствуют", — говорится в официальном ответе акимата Илийского района.

И из него стоит выделить несколько ключевых моментов:

"автобусы в нерабочем состоянии",

"автобусный парк "Восток",

"микрорайон Жетыген города Алатау"

и "Государственный реестр имущества".

По этим ключевым словам мы смогли продолжить поиск информации и раздобыть ещё более интересные данные, из которых ясно, что история с автобусами гораздо более запутанная, чем может показаться на первый взгляд, и речь идёт о миллиардных тратах бюджета в совокупности.

Что не продали — уничтожим

Начнём с самого очевидного — с продажи автобусов. В июне мы опубликовали информацию о том, что власти Алматинской области решили продать вышедшие из строя автобусы через электронные торги. Объявлений о продаже тогда было очень много, поэтому разберём этот процесс подробнее — это поможет составить общую картину.

573 автобуса власти выставили на торги как металлолом, поскольку оценили их непригодными к использованию. По информации с электронной торговой площадки, транспорт, выпущенный в 2010 году, находился на балансе ТОО "Алматыэлектротранс". Это голубые автобусы марки Yutong, которые некогда были знакомы каждому алматинцу.

Скриншот с сайта электронной торговой площадки

Их стартовая цена составляла 93 314 747 тенге, но завершились торги на сумме в 160 332 109 тенге — выходит, примерно 280 тысяч тенге за один автобус. Помимо этого, по правилам, каждый из участников аукциона должен был уплатить гарантийный взнос в размере 13 997 213 тенге, однако сколько всего было претендентов на покупку — неизвестно.

Все эти автобусы разместили на территории Алматинской области, а именно: город Алатау, микрорайон Жетыген, улица Ертыс, 19.

Это и есть знаменитое "кладбище автобусов", о котором стало известно в 2023 году.

Информацию подтверждают и Google-карты, если вбить туда соответствующий адрес.

Скриншот Google-карты

Однако власти продавали не только их.

Также акимат Алматинской области пытался заработать на продаже тех самых автобусов марки ЛиАЗ, о которых шла речь в начале статьи и которые сейчас уничтожают. Описание у них было такое: окрашены в зелёный цвет, в нерабочем состоянии, год выпуска — 2017.

При этом каждая машина продавалась по отдельности, а не скопом, как в случае с Yutong.

Объявления о продаже ЛиАЗов появились в начале июня. Всего в тот месяц было опубликовано 256 объявлений о продаже автобусов. Организатором торгов выступал отдел экономики и финансов Илийского района. Стартовая цена машин варьировалась от трёх миллионов до 3,5 миллиона тенге, хотя оценочная стоимость составляла не больше 1,2 миллиона тенге. Кроме того, не забываем о гарантийном взносе для участия в аукционе. В среднем он составлял от 150 до 170 тысяч тенге с участника.

Вся прелесть электронной торговой площадки заключается в том, что в итоге товар можно купить гораздо ниже заявленной стоимости. С автобусами так и случилось. По данным портала, с 1 июня по 1 июля отделу экономики и финансов Илийского района удалось продать 164 автобуса марки ЛиАЗ. Правда, по ценам гораздо ниже стартовых: от 70 до 178 тысяч тенге за единицу транспорта. В июле аукцион продолжился. В этот месяц опубликовали 92 объявления о продаже автобусов, однако сбыть удалось только 14 ЛиАЗов.

В итоге получается, что всего за два месяца властям удалось продать 751 вышедший из строя автобус. По приблизительным подсчётам, на этом они могли заработать от 200 до 300 миллионов тенге.

Но гораздо интереснее, сколько машин в итоге реализовать не удалось и что с ними стало.

По данным той же электронной торговой площадки, за два месяца несостоявшимися или отмененными признали 120 объявлений о продаже автобусов: в июне — 92, в июле — 28. Нельзя утверждать наверняка, что всего не удалось продать именно 120 машин, поскольку несостоявшиеся торги могли запустить снова в следующем месяце. Однако по итогам июля можно сказать точно, что повторно продать не смогли минимум 28 автобусов. И тут стоит внимательнее рассмотреть эти объявления.

Согласно описанию аукционов, большая часть непроданных автобусов располагается по адресу: город Алматы, Турксибский район, микрорайон Кайрат, 43а. Это адрес автобусного парка "Восток", где, согласно ответу акимата Илийского района, разместили 99 вышедших из строя автобусов.

Более того, если посмотреть фотографии, выложенные пользователями 2GIS к этому адресу, можно увидеть те же зелёные автобусы ЛиАЗ на фоне тех же многоэтажных домов, что и на видео, которое нам прислали. Можно идентифицировать даже тот же серый забор с колючей проволокой, из-за которого вела съёмку наша читательница.

Фото из приложения 2GIS

Таким образом, получается, что акимату Илийского района Алматинской области передали, по их же словам, вышедшие из строя автобусы. Далее районные власти попытались их продать. Часть реализовать удалось, а минимум 28 штук не вышло. И теперь, судя по видео, автобусы решили просто разломать и уничтожить. Ситуация крайне неоднозначная, ведь в теории автобусы как будто можно отремонтировать, учитывая, что проработали они не больше восьми лет.

Но можно ли в действительности их восстановить?

Здесь стоит вспомнить историю с известным "кладбищем автобусов". С 2023 года там находилось около тысячи автобусов на сотни миллионов тенге. Акимат и "Алматыэлектротранс" несколько раз утверждали, что реставрировать их невозможно. Общественники, активисты и даже депутаты в свою очередь придерживались другого мнения. 

История с "кладбищем автобусов"

С самого момента обнаружения "кладбища автобусов" в городе Алатау общественность задавалась вопросом: почему бы не отремонтировать находящийся там транспорт, не использовать его снова и зачем вообще его туда свезли?

И почему они вообще в таком состоянии? У большинства из них не было колёс и других запчастей, были разбиты стёкла и разобраны салоны.

В июле 2023 года представители "Алматыэлектротранс" сообщили, что "кладбище" появилось из-за решения властей о переходе на экологический общественный транспорт, который работает на газе. В результате в Алматинскую область отправили 300 дизельных автобусов марки ЛиАЗ, ГАЗ и ПАЗ.

При этом в автопарке отметили, что автобусы находятся на ходу, однако имеют износ около 70 процентов и что срок их эксплуатации в условиях города составляет восемь лет. Напомним, на "кладбище" хранили в том числе автобусы, закупленные в 2017-2018 годах.

Позднее ситуацию прокомментировали и в акимате Алматинской области. Из-за общественного резонанса ведомство пообещало, что изучит дефекты, а также оценит стоимость восстановительных работ. Администрация утверждала, что машины, которые можно будет починить, отремонтируют и запустят на маршруты. Часть из них, как заявлялось, уже отремонтировали и запустили.

К этому в областной администрации добавили, что на эту территорию забирают только машины, которые можно восстановить. После капитального ремонта они выходят на маршруты.

Однако на деле на "кладбище" свозили всё больше и больше автобусов, а также дорожала стоимость его содержания.

  • Так, летом 2021 года "Алматыэлектротранс" провел конкурс на перевозку 595 автобусов на стоянку в село Жетыген Алматинской области. Поставщиком услуг было выбрано ТОО ZHANARNA LTD. Транспортировка автобусов обошлась госбюджету в 89 250 000 тенге. Более того, стоимость аренды складского участка в поселке Жетыген за период 2021-2022 годов составила 202 149 785 тенге.
  • В декабре 2023 года был заключен новый контракт на "аренду площади для хранения "Ютонгов" (имеются в виду те самые голубые автобусы Yutong). В техспецификации не говорилось напрямую, о каком конкретном месте идёт речь, однако отмечалось, что площадь территории должна составить "не менее 4,9437 гектара в черте Алматы или не более 50 километров от города". Контракт действует до 31 декабря 2025 года, его сумма составила 175 миллионов тенге. Также в описании значилось, что на этой территории будут содержать 923 автобуса. Стоянку огородили двухметровым забором, камерами видеонаблюдения, а на въезде поставили два охранных поста.

Выходит, что за два года стоимость аренды выросла на 85 750 000 тенге, а количество складируемых автобусов увеличилось на 328 штук. Также примечательно, что бывший аким Алматы тогда же утверждал, что на аренду "кладбища" потратят только 150 миллионов тенге, а не 175.

Однако и это ещё не всё. В том же году "Алматыэлектротранс" заключил еще один контракт на 125 000 000 тенге по перевозке 1 123 автобусов, непригодных для буксировки. 923 автобуса планировали вывезти по адресу: Алматинская область, Илийский район, Жетыгенский сельский округ, село Жетыген, ул. Ломоносова, 2 "а".

Это снова "кладбище автобусов".

Ещё 200 автобусов собирались транспортировать с территории автобусного парка "Восток", а оставшиеся 100 — с площадки "Троллейбусного парка № 1".

В техспецификации не указывалось, куда именно бывший общественный транспорт будут перевозить, однако упоминалось, что это место находится на расстоянии "не более 70 километров от начальной точки". Вероятно, всё это делалось для того, чтобы перевезти вышедший из строя автотранспорт на новое "кладбище", но где именно оно находится — точно неизвестно.

При этом можно утверждать почти наверняка, что общая его стоимость составила 300 миллионов тенге, а ещё — что в Алматы или близ него располагалось не менее 1 123 неотремонтированных автобусов и троллейбусов.

Позднее риторика власти в отношении "кладбища автобусов" немного изменилась. В частности, в ноябре 2024 года заместитель генерального директора ТОО "Алматыэлектротранс" по техническим вопросам Айдар Ешпанов сказал, что существующие автобусы зачастую изношены и их ремонт является нерациональным, так как может составлять до 70 процентов от стоимости новых, а через год–два такие автобусы снова окажутся на кладбище. Поэтому компания выступала за покупку новых.

При этом депутат маслихата города Алматы Тимур Елеусизов был против такого решения. На внеочередной сессии он заявил, что власти "убили целый автопарк":

"Почему ни сам перевозчик, ни акимат не попытались отремонтировать автобусы, которые ещё не выработали свой срок? Почему, имея в распоряжении 800 машин, которые можно было бы починить, власти города закупают ещё 600 автобусов? Мы убили целый автопарк. Они ссылаются, что автобусы дизельные, но там есть и газовые! Всё, что нужно, — это создать предприятие для ремонта… Это было бы значительно дешевле, чем субсидировать или покупать новые автобусы".

Его мнение поддерживали и общественники. Например, блогер Владислав Захаров, пишущий об общественном транспорте в соцсетях, говорил, что, к примеру, в Европе автобусы служат по 10-15 лет, а после в идеальном состоянии передаются Казахстану. По его мнению, машины, которые алматинские власти списали, можно было бы эксплуатировать ещё минимум 10 лет, но из-за ужасного обслуживания они теперь непригодны.

В подтверждение этих слов можно вспомнить про автобусы, которые реализовали с электронной торговой площадки. После того как они были проданы, новые владельцы выставили их на продажу, но в этот раз суммы варьировали от 300 до 500 тысяч тенге за штуку.

Фото: скриншот с сайта Kolesa.kz

Так вот, новые владельцы этих автобусов рассказывали журналистам, что у многих из них нет двигателей и коробки передач, потому что:

"их украли за время простоя".

В результате восстановить транспорт вряд ли возможно, только — сдать на металлолом. Получается, что большая часть из тысячи автобусов оказалась непригодной из-за того, что они годами "гнили" на "кладбище". Но чем их заменили? Особенно учитывая, что акимат Алматы взял курс на экологизацию общественного транспорта.

Новые автобусы за сотни миллиардов

Интересно, что вместе с контрактом на аренду "кладбища" акимат Алматы начал заключать крупные договоры на покупку новых автобусов, газовых. Это более экологичный вид транспорта, который должен снизить выбросы в атмосферу. О необходимости перехода на "экологичный общественный транспорт" в свою очередь очень активно говорил тот же экс-аким Ерболат Досаев и обещал перевести весь город на такой тип транспорта.

Так, история с покупкой новых автобусов начинается в 2023 году, параллельно с историей того самого "кладбища" для старых. Тогда акимат Алматы заключает шесть контрактов общей суммой в 53,6 миллиарда тенге на приобретение 600 газовых автобусов. Среди них:

  • 60 — длиной 18 метров,
  • 470 автобусов длиной 12 метров,
  • 40 — длиной 10 метров,
  • 30 автобусов длиной 9 метров.

Пополнение парка продолжается и в 2024 году. Тогда на ещё 600 автобусов тратят уже 55,7 миллиарда тенге. Вот что купили на эти деньги:

  • 29 — длиной 18 метров,
  • 457 автобусов длиной 12 метров,
  • 71 — длиной 10 метров,
  • 43 автобуса длиной 9 метров.

И... ещё 600 новых автобусов в 2025 году, но уже за 64,5 миллиарда тенге:

  • 50 — длиной 18 метров,
  • 550 автобусов длиной 12 метров.

Таким образом, выходит, что за три года акимат Алматы закупил 1 800 автобусов на общую сумму в 173,8 миллиарда тенге, вместо того чтобы отремонтировать старые.

Также примечательно, что в 2024 году "Алматыэлектротранс" дополнительно заключил два контракта на общую сумму в 9,9 миллиарда тенге на обслуживание и ремонт автобусов марки Golden Dragon и Yutong, однако эти средства, скорее, пойдут на обслуживание именно новых автобусов, которые курсируют по городу в 2025 году.

Читайте также:

Это подарок. Как акимат Алматинской области получил люксовые авто за 90 миллионов тенге

Местами красиво, местами опасно. Как выглядит Сайран после реконструкции

Розовый заяц и спецназ-шоу. Чем удивляли казахстанские чиновники на этой неделе

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 18
Астана 14
Актау 19
Актобе 14
Атырау 18
Б
Балхаш 21
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 22
Костанай 21
Кызылорда 13
П
Павлодар 16
Петропавловск 12
С
Семей 12
Т
Талдыкорган 21
Тараз 22
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 25
Ш
Шымкент 17

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer