“Пельмени судьбы“, или зачем женщины едут в шымкентский “Кыз аулие“

Аружан Дарибай Корреспондент-редактор
Роман Павлов Видеооператор, видеоинженер
Фото: Tengrinews.kz/Роман Павлов

Ежедневно десятки женщин из разных стран приезжают на "святое место" в городе Шымкенте в надежде забеременеть, выйти замуж или подняться по карьерной лестнице. Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в южный мегаполис, чтобы своими глазами увидеть загадочную точку притяжения для сотен девушек.

Ежедневно десятки женщин из разных стран приезжают на "святое место" в городе Шымкенте в надежде забеременеть, выйти замуж или подняться по карьерной лестнице. Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в южный мегаполис, чтобы своими глазами увидеть загадочную точку притяжения для сотен девушек.

О существовании этого места нам рассказали сами шымкентцы. По их словам, в городе есть колодец, куда съезжаются женщины не только из Казахстана, но и из соседних стран. Многие верят, что, если там побывать, можно обрести любовь, семью и долгожданную беременность; кто-то ищет духовной поддержки.

Итак, из центра города мы направляемся в сторону Сайрамского района. Справа от дороги замечаем подземный переход. Именно через него ведёт дорога к небольшому мавзолею, известному как "Кыз аулие".

Согласно легенде, в древние времена на этом месте трагически погибли три девушки, отказавшиеся выйти замуж за джунгар и решившие сражаться за свободу. После этого место стало считаться священным.

У входа висят правила посещения: женщинам рекомендуется приходить в платке и закрытой одежде, мужчины не допускаются в шортах.

На территории расположен старый колодец. Здесь мы увидели мальчика, который убирал сухую траву.

За ним вышла женщина, оказавшаяся смотрительницей мавзолея. Как рассказала Айгуль, она следит здесь за порядком и чистотой, а её внук помогает ей.

По её словам, её мать Ултуар апа в 1988 году пришла сюда после девяти лет бездетности. Вскоре у неё родился ребёнок, и после этого она 30 лет служила хранительницей святыни.

"Она родила пятерых детей: трёх дочерей и двух сыновей. Пять лет назад мама ушла из жизни, теперь я продолжаю её дело", — говорит Айгуль.

"Пельмени судьбы"

Как рассказала смотрительница, женщины приезжают в это место в надежде забеременеть, выйти замуж и подняться по карьерной лестнице. Существует особая ритуальная традиция, связанная с этим местом, — приготовление пельменей.

"Когда девушке исполнялось 18 лет, родные начинали тревожиться за её будущее. Чтобы судьба "сдвинулась с места", её заставляли лепить пельмени. Считалось, что после этого начинают приходить сваты", — пояснила Айгуль.

У блюда есть и второе название — "пища упрямых предков". Заворачивая тесто, девушка как будто "развязывает узлы" своей жизни.

Обычно девушки готовят пельмени вместе с матерью. После молитвы угощение раздают, а затем женщины сами убирают за собой. Мать в завершение благословляет дочь: "Ты больше не гость в этом доме. Я отпускаю тебя от сердца и выпускаю за свой порог".

Во время нашей беседы группа женщин раскатывала тесто и готовила мясо — ритуал продолжает жить и сегодня.

По словам смотрительницы, сюда приезжают не только казахстанки, но и женщины из Узбекистана, Кыргызстана, России и Турции.

"Каждый месяц бывает более сотни приезжих", — отмечает она.

Что говорят эксперты

Культуролог Абылайхан Калназаров отмечает, что культ святых мест занимает особое место в духовной традиции казахов. Однако некоторые обряды, вроде приготовления пельменей, по его словам, относятся, скорее, к народным обычаям, чем к каноническим практикам.

"Лично я знаком с этим местом, но никогда не слышал о подобных ритуалах. Тем не менее такие представления встречаются и у других тюркских народов. Это больше связано с индивидуальными ожиданиями и интерпретациями, чем с официальной традицией", — говорит он.

По его словам, подобные действия можно рассматривать как часть народного быта.

"С психологической точки зрения это работает как эффект плацебо: ритуал даёт надежду и внутреннее спокойствие. Но вера — это энергия, которая способна менять реальность", — отметил он.

Калназаров добавил, что важно отличать духовные практики от поверхностных обычаев.

Примечание: поверья относятся к элементам народной культуры и не имеют научного подтверждения. Они основаны на традициях и личной вере. Специалисты напоминают, что подобные методы не могут заменить профессиональную медицинскую помощь.

Тем не менее колодец "Кыз аулие" продолжает собирать женщин. Для одних это древняя легенда и культурное наследие, для других — личный путь к вере и поддержке. И если кому-то эта народная традиция помогает обрести внутреннее спокойствие и соединяется с заботой о себе — это вполне способно привести к благоприятным переменам в жизни.

Читайте также:

Единственный ученик в классе: как живут школы в маленьких селах Казахстана

Есть ли жизнь на пенсии? Как дедушки и бабушки из Астаны нашли новые смыслы

"И к арбузам с душой надо!" Казахстанец превратил суровый север в знойный юг

У Джунгарских ворот. Репортаж из самого ветреного села Казахстана

Реклама
Реклама
Tengrinews
Вопрос от автора
Вы когда-нибудь посещали сакральные места? Поделитесь опытом в комментариях
news13
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная