100 дней Дархана Сатыбалды: наследство для акима Алматы и ролики в Instagram

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
100 дней Дархана Сатыбалды: наследство для акима Алматы и ролики в Instagram

Ровно 100 дней назад на пост акима Алматы был назначен Дархан Сатыбалды. Именно этот период в политике используют для оценки первых достижений.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Ровно 100 дней назад на пост акима Алматы был назначен Дархан Сатыбалды. Именно этот период в политике используют для оценки первых достижений.

В менеджменте первые 3 месяца работы в новой должности называют критическими для любого управленца. За это время он должен решить в незнакомой для него ситуации огромное количество разнообразных вопросов: разобраться в ситуации, оценить состояние проблем, понять систему отношений, выяснить ожидания, наладить управление. 

Редакция Tengrinews.kz решила подвести итоги первых 100 дней Дархана Сатыбалды.

Чем успел отличиться новый аким Алматы? Что сделал за это время и как проявил себя в крупнейшем мегаполисе Казахстана?

Первые обещания

Дархан Амангельдиевич Сатыбалды был назначен акимом Алматы 24 мая. До этого он возглавлял Туркестанскую область, а затем почти пять месяцев работал первым заместителем руководителя Администрации Президента.

Выступая на заседании маслихата, где его утвердили в должности акима, Сатыбалды подчеркнул, что Алматы — "город с богатой историей, особым духом и большими возможностями", но вместе с тем и с серьезными вызовами. На новом посту он пообещал сосредоточиться на развитии общественного транспорта и экологии, модернизации коммунальных сетей, создании комфортной городской среды, а также на регулярных встречах с жителями.

Первый официальный рабочий день у нового акима состоялся 26 мая, и начался он с приема у Президента. Токаев поручил Сатыбалды сосредоточиться на экономическом росте и диверсификации экономики, модернизации городской инфраструктуры, улучшении транспорта и решении экологических проблем, а также на повышении качества жизни горожан. 

Тем же вечером Сатыблды отметил в своем обращении к жителям Алматы, что рассчитывает на совместную работу с горожанами и подчеркнул:

"Алматы — город мечты и возможностей. Этот город заслуживает искренней заботы, нового импульса и реальных дел".

Он добавил, что служить Алматы для него — большая честь и ответственность, и выразил уверенность: "Если мы будем работать сообща, поддерживая друг друга, объединяя усилия, то сможем сделать наш прекрасный город ещё лучше". Вышло вдохновляюще.

Фото: gov.kz

Первая поездка в "настоящий Алматы"

В своем первом обращении Дархан Сатыбалды также уверял, что будет регулярно выходить в "настоящий Алматы", а не на заранее подготовленные маршруты. Поэтому уже в первую неделю аким начал демонстрировать "некабинетный" стиль управления. На пятый день после назначения он лично проверял подготовку города к отопительному сезону.

Там же проявился и стиль управления нового градоначальника. К примеру, на совещании с коммунальщиками были озвучены следующие проблемы: износ сетей в Алматы зашкаливает — 56 процентов по теплу, 64 процента по электричеству, 52 процента по воде. Коммунальщики, разумеется, пообещали, что в текущем году реконструируют десятки километров коммуникаций. Но аким дал понять, что обещания принял, но подчиненных будет перепроверять.

"Я ежедневно буду получать сводки о ходе подготовки к отопительному сезону. Если где-то возникнут отставания — будем принимать меры", — заявил новый градоначальник.

После совещания он проверил ремонт на ТЭЦ-2, заглянул в котельную "Орбита", а также оценил расширение старенькой котельной "Южная", работающей ещё с 1972 года. По итогам объезда, Сатыбалды потребовал завершить все основные работы до 31 августа и особенно следить за готовностью школ, детсадов и больниц. 

Изучение города, рилсы и кортежи

В первые месяцы Дархан Сатыбалды будто включил "режим гастролей". С конца мая до середины июня чиновник, большую часть карьеры проработавший в Астане, Шымкенте и Туркестане, видимо, решить изучить Алматы полностью. И успел посетить каждый район города. Вот краткое расписание маршрутов нового акима, если судить по датам публикаций пресс-службы:

  • 30 мая — Алатауский район;
  • 2 июня — Ауэзовский район;
  • 6 июня — Наурызбайский район;
  • 7 июня — Бостандыкский район;
  • 9 июня — Жетысуский район;
  • 12 июня — Медеуский район;
  • 13 июня — Турксибский район;
  • 17 июня — Алмалинский район.

Практически в каждом районе Сатыбалды находил поводы для критики. Чаще всего доставалось строителям и проектам по реновации, начатым ещё до его назначения. Например, в Наурызбайском районе аким возмутился затяжным строительством детсада на 320 мест. Подчинённые привычно сослались на недобросовестных подрядчиков, но градоначальнику такие оправдания не нравились:

"Так не пойдет! Если есть проблемы со срывом сроков, вы должны сами принимать решения, разрывать договор с подрядной организацией и включать её в список недобросовестных. А вы меня приводите и говорите о нерешаемой проблеме".

Там же он потребовал ускорить дорожные работы.

"Проект есть. Сети подводите. Никаких проблем с выделением средств нет. За вами остается только соблюдать срок. (...) В летний период всё, что связано с копанием дорог, надо завершить до начала учебного года".

В Бостандыкском районе аким остался недоволен благоустройством набережной Керенкулак:

"Здесь столько мусора, это всё надо вычищать".

Во время объезда других объектов района он ещё минимум четыре раза потребовал сдачи объектов в срок и недопущения затягивания строительства. Там же Сатыбалды выразил недовольство заменой бордюров и асфальта без серьёзных повреждений и подчеркнул, что подобные работы допустимы только в крайних случаях.

В Жетысуском районе аким возмутился застройкой 100 тысяч квадратов, где не предусмотрели "ни одной школы, ни одного садика, ни одной поликлиники". Также его не устроил процесс строительства новой школы. Аким отметил, что если застройщики не сдадут вовремя школу, то акимат "не будет выкупать квартиры для социальных программ".

"Без разговоров, если не сдаёте — мы не покупаем".

В рабочих поездках Дархана Сатыбалды проявилась одна из "фишек" чиновника — и это не только выговоры, а еще и стильные рилсы в Instagram. После каждого объезда на странице акимата появлялись короткие видео с динамичным монтажом, съемками с дрона и музыкой, которая прерывалась лишь в моменты его общения с жителями.

Например, вот рабочий объезд Медеуского района:

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ALMATY ÁKIMDIGI (@akimat_almaty)

А вот обсуждение вопроса полного освещения Алматы:

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от ALMATY ÁKIMDIGI (@akimat_almaty)

Такого обилия официальных постов в Алматы еще не видели: по нашим подсчетам, за первые 100 дней Сатыбалды сделал не меньше 171 поста и 71 рилс. Ни один из его предшественников в акимате не уделял такого внимания Instagram. Часть такого обилия даже перекочевало в популярные паблики.

Скорее всего, вместе с новым градоначальником в Алматы перебрался и его личный мобилограф: стиль роликов полностью повторял тот, что Сатыбалды использовал, когда возглавлял Туркестанскую область.

Кортеж или вертолет

За первые месяцы работы Дархан Сатыбалды успевал появляться буквально везде — на стройках, в районах, на объектах благоустройства. Рабочих объездов было так много, что у горожан возник резонный вопрос: как акиму удаётся так оперативно перемещаться по Алматы, где пробки давно стали нормой? Некоторые пользователи соцсетей предположили, что разгадка кроется в кортежах, которые периодически снимали жители.

Особенно много обсуждений вызвало видео, снятое в горах, где двигался кортеж из нескольких машин с полицейским сопровождением. В сети решили, что это новый аким, и заговорили о перекрытиях дорог и искусственно созданных пробках.

Фото: кадр из видео

В акимате такие заявления опровергли. Там подчеркнули: "Рабочие объезды нового акима Алматы никак не связаны с перекрытием дорог". В пресс-службе добавили, что информация о том, будто для проезда Сатыбалды останавливают транспорт, не соответствует действительности.

Отдельно прокомментировали и видео с автомобилями в горах. В акимате заявили, что Сатыбалды не имеет отношения к этому кортежу. "Распространяющаяся информация в социальных сетях не соответствует действительности", — сообщили в ведомстве.

Тем не менее вопросы остались. Tengrinews.kz обратился за уточнением, на какой машине передвигается сам аким и стоит ли он вместе с горожанами в пробках. В ответ в акимате пояснили, что аким использует служебный автомобиль (не назвав марку), сопровождение ему не положено и вертолет покупать для чиновника, чтобы преодолевать пробки, не собираются.

Неочевидные места и решения

Периодически служебные заботы Сатыбалды заводили его в крайне неординарные места. Например, он спустился в метро, причем недостроенное. Целью было проверить ход строительства станции "Калкаман".

Фото: сайт акимата Алматы

Во время осмотра подрядчик отчитался, что бетонные работы выполнены на 28 процентов, но такой темп акима не устроил. Чтобы заставить уложиться в сроки, Сатыбалды заявил, что лично будет еженедельно контролировать стройку и создаст специальный штаб по надзору. Кроме того, он предложил неожиданное решение по строительству следующих станций, к которому застройщики явно оказались не готовы.

"Мы должны проработать вопрос начала строительства ещё двух линий метро, не дожидаясь завершения работ до "Барлыка". Не ждать три года, а параллельно строить все линии".

Судя по официальным публикациям, Сатыбалды вообще постоянно находит поводы для недовольства, особенно когда дело касается транспорта. Либо это стиль управления, либо проблемы в Алматы действительно настолько большие. Так, во время визита в центр диспетчерского управления ONAY! аким заявил, что "увидел на одной остановке очередь из автобусов", что ему очень не понравилось.

"Я езжу по городу и вижу, что на одной остановке стоит очередь из автобусов. Это нужно исправлять. Должен быть график и четкое соблюдение интервалов", — отметил градоначальник.

В итоге он поручил модернизировать диспетчерскую систему и повысить ответственность перевозчиков.

А во время выездного совещания в Ауэзовском районе Сатыбалды потребовал навести порядок в районе автовокзала "Сайран" и ТЦ Car City, где постоянно образуется скопление частных извозчиков, что вызывает жалобы жителей на шум, антисанитарию и криминогенную обстановку. Аким поручил силовикам усилить патрулирование и навести порядок в этих местах.

Полицейские, по всей видимости, крайне серьезно восприняли поручение градоначальника и исполнили его самым привычным для себя способом — массовыми штрафами.

12 и 13 августа стражи порядка устроили рейды на рынке Car City. По данным ДП Алматы, к ответственности привлекли 38 человек, 39 доставили в отделение. Среди них оказались иностранцы, подростки и мелкие торговцы. Сотрудники рынка рассказывали, что "приехали больше 10 машин полиции с эвакуаторами и штрафовали всех подряд".

Фото ©️ Tengrinews.kz /Болат Айтмолда

Управляющий одного из СТО возмущался: "У меня тут частная территория, целевое назначение — стоянка. Но полиция запретила вообще заезжать машинам. У меня 170 человек работали, у всех семьи. Они без работы сидели. Не давали работать простому народу". Штрафы выписывали даже за валяющиеся на тротуаре бутылки или камень на дороге. Пострадали тогда все: начиная от парковщиков до продавцов пирожков.

В полиции настаивали, что действовали строго в рамках закона. Жители же видели ситуацию иначе: "Лишь бы кого-то оштрафовать — такая мотивация".

Отметим, что журналисты ждали встречи с новым акимом Алматы, но Дархан Сатыбалды отказался от традиционных отчётных собраний с населением. В акимате объяснили это тем, что в первом полугодии такие встречи уже провёл Ерболат Досаев. Новый градоначальник же решил сосредоточиться на выездных совещаниях и личных приёмах граждан.

И именно в таком формате Сатыбалды продолжил работу: в ходе одного из вечерних выездов Сатыбалды даже поднялся на смотровую площадку Кок-Тобе, чтобы наглядно оценить, как меняется город благодаря масштабной модернизации системы наружного освещения, а также выслушать доклад руководителя ГКП "Алматы Қала Жарық" Игоря Мысика.

Наследство для нового акима

Проблема с освещением в Алматы досталась Сатыбалды буквально "в наследство". За время своего управления Дархан Амангельдиевич уже трижды совершал вечерние объезды для проверки хода работ, но ситуация исправляется довольно медленно. Особенно, если взглянуть на фоторепортаж Tengrinews.kz, который мы делали с разницей в несколько месяцев.

Тем не менее новый аким обещал обеспечить полное освещение всех городских улиц к концу 2025 года. Это стало ключевым пунктом светового мастер-плана, который предполагает создание единой системы уличного и архитектурного освещения, энергоэффективную модернизацию, сокращение светового загрязнения и интеграцию с концепцией "умного города".

Кроме того, Сатыбалды унаследовал масштабное дорожное хозяйство, когда работы шли буквально по всему городу. К примеру, при прежнем акиме в Алматы стартовали проекты по ремонту и строительству более 220 улиц протяжённостью свыше 200 километров. На это выделили около 20 миллиардов тенге, а ещё почти три миллиарда — на ямочный ремонт магистралей.

В микрорайонах Кайрат, Алгабас, Акжар, Шугыла и Шанырак-1 дороги прокладывались с нуля. На проспектах Абая и Аль-Фараби впервые использовали асфальтобетон с полимерными добавками, обещающий выдерживать летний зной и служить по 8–10 лет. Центр города тоже не оставили без внимания: капитально обновили улицы Желтоксан, Шагабутдинова и несколько прилегающих кварталов.

Отдельным направлением стало развитие общественного транспорта: в наследство Сатыбалды досталась и модернизация коридора BRT по Толе би, где переделывали остановки и схему движения. Параллельно шла реконструкция пешеходного моста на Райымбека — с утеплёнными ступенями, новыми ограждениями и озеленением.

Фактически, Сатыбалды получил город в состоянии большого ремонта, где дороги латали и перестраивали повсеместно — от окраинных микрорайонов до центра и крупных магистралей. Вопрос в том, удастся ли новому акиму грамотно завершить то, что начал его предшественник.

Кроме того, Сатыбалды "достались" проекты благоустройства Сайрана и Терренкура. Терренкур был заброшен более 20 лет - при Ерболате Досаеве приняли решение о его реконструкции. Обновили тропу здоровья, обустроили мост, амфитеатр, детские и спортивные площадки, установили освещение и полив. В результате это пространство стало одним из самых популярных мест отдыха горожан.

С Сайраном ситуация оказалась сложнее. Завершение проекта планировали к маю 2025 года, однако работы оказались затянутыми и некачественными: не хватало освещения, газоны пришли в упадок, а автополив не работал. В итоге акимат подал в суд на подрядчика. Горожане отмечали, что обновленная территория местами выглядит красиво, но при этом остаётся небезопасной и незавершённой.

Фото: gov.kz

Кадровые перестановки и новая структура

С первых месяцев работы Дархан Сатыбалды занялся обновлением управленческой команды. В мае он назначил советника по вопросам коммуникаций и работы со СМИ, а также нового руководителя пресс-службы — 33-летнего Алибекa Кенжебековa. Уже 9 июня пост руководителя аппарата акима занял новый человек.

Дальше перестановки приобрели массовый характер. Только в июле-августе Сатыбалды обновил минимум 8 ключевых должностей. 16 июля появились новые руководители сразу трёх управлений: развития общественных пространств, энергетики и водоснабжения, а также городского планирования и урбанистики.

17 июля обновилось руководство ДЧС Алматы, а 21 июля был назначен новый глава управления общественного здравоохранения. Кроме того, за лето сменились два заместителя акима — 19 июля и 18 августа.

Таким образом, за неполные три месяца Сатыбалды поменял не меньше десяти человек в команде. Среди 4 заместителей акима осталось двое, которые были назначены до "прихода" нового градоначальника. 


Как выглядит структура руководства акимата Алматы по состоянию на 1 сентября.

Изменения затронули не только персоналии. В акимате сообщили, что сама структура аппарата будет трансформирована: управления переименовали и им пообещали больше полномочий для реализации городских проектов, а система контроля за исполнением поручений должна стать жёстче. Как объяснили в пресс-службе, цель всех перестановок и структурных обновлений — повысить эффективность работы и сделать управление городом более прозрачным и гибким.

Итоги первых 100 дней

Первые 100 дней Дархана Сатыбалды на посту акима Алматы трудно назвать спокойными. За это время он успел устроить десятки рабочих объездов, раздать немало жёстких поручений и критических замечаний, обновить ключевую часть своей команды и даже продемонстрировать собственный фирменный стиль в Instagram. При этом ему досталось и немалое "наследство". Плюс город остается в фокусе пристального внимания руководства страны.

"Юбилейная" отметка акимства Дархана Сатыбалды совпадала с началом политического сезона и нового учебного года. Видимо, поэтому градоначальнику пришлось переносить ремонт на проспекте Аль-Фараби, который еще до своего начала успел вызвать изрядную долю критики в адрес городских властей. Видимо, поэтому также чиновникам пришлось вмешаться в ситуацию с 40-этажкой RAMS.

Сатыбалды явно решил строить образ руководителя, который всё видит и везде успевает. Возможно, именно поэтому его рабочие поездки так часто попадали в объективы как его мобилографа, так и камер жителей в самых разных уголках города.

Алматинцам представили сразу два образа: строгого градоначальника и современного чиновника с эффектными рилсами. Что из этого важнее для Алматы — пока вопрос открытый. Впереди — проверка временем: удастся ли решить все те наболевшие проблемы. То, чего годами ждут алматинцы.

Читайте также: 

От белки до Швейцарии. Почему алматинцы не любят своих акимов

Нужно больше денег или меньше коррупции? Казахстанский дорожный вопрос

Не навредить белкам. Чиновники показали нам, как освещают Алматы

Как 1,4 миллиарда изменили алматинский терренкур: плюсы и минусы

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 537.77  course up  628.15  course up  6.6  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 18
Астана 14
Актау 19
Актобе 14
Атырау 18
Б
Балхаш 21
Ж
Жезказган 14
К
Караганда 17
Кокшетау 22
Костанай 21
Кызылорда 13
П
Павлодар 16
Петропавловск 12
С
Семей 12
Т
Талдыкорган 21
Тараз 22
Туркестан 16
У
Уральск 8
Усть-Каменогорск 25
Ш
Шымкент 17

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer